Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в школе.. Работа №227508

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Педагог в вечном поиске совершенствования образовательного и воспитательного процесса. Основой современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе.

Работа:

Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в школе.

 

Выступление учителя математики

Август 2019-2020 уч.год

МБОУ СОШ №20 города Шахты

Николаевой Евгении Николаевны

 

Как чудесно проявляются 
В нас законы Мироздания —
Только мы чуть-чуть меняемся, 
Чуть меняется сознание,
Мир вокруг другим становится, 
И все наше окружение.
Так энергии высокие
Изменяют часть творения!

Анастасия Крещенская

 

Меняется мир, меняемся мы, меняются наши дети, а значит меняются и способы их обучения. Педагог в вечном поиске совершенствования образовательного и воспитательного процесса. Основой современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе. Главным и понятиями являются «самоактуализация человека» и «личностный рост».

Образовательный стандарт вводит в обращение новое понятие – универсальные учебные действия (УУД) (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, «…школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Очевидно, оптимизация образовательного процесса в школе должна состоять в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам.

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», при этом нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, на базе которых формируется и развивается «умение учиться». Математика представляет собой уникальную область знаний, которая сама по себе может рассматриваться и как содержание, и как технология формирования «умения учиться». Это объясняется тем, что в содержании и технологиях самого предмета заложен аппарат, с помощью которого учитель может достигнуть значительных образовательных, развивающих и воспитательных результатов. У педагога нет необходимости создавать искусственные ситуации, важно желание и умение воспользоваться этим аппаратом.

Кроме того, нет ни одной школьной дисциплины, которая использовала бы при раскрытии учебного материала такое многообразие видов деятельности, как математика: «математическая деятельность высоко инструментальна, т.е. позволяет легко транслировать учащимся образцы деятельности посредством предъявления учебных задач, в ходе решения которых эти образцы реализуются».

Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).

К содержанию личностных УУД относят:

1) самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);

2) смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);

3) нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,обеспечивающее личностный моральный выбор).

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Для формирования личностных УУД на уроках математики мы используем следующие виды заданий: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, мысленное воспроизведении ситуаций, самооценка события.

  Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики.

1. Личностные УУД:

 -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Условия для формирования личностных УУД::

- положительная оценка учебной деятельности учителем, одноклассниками («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.»)

- беседы («Зачем нужно изучать математику?»);

- постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?»   Что общего между геометрическими фигурами?»);

 - работа в парах (составление таблицы умножения);

- работа в группах (проектная деятельность).

Организация деятельности предполагается на каждом этапе урока. И она должна быть такой, чтобы у учащихся сформировались УУД.

А это значит, учителю просто необходимо особым образом подобрать содержание материала. Оно должно быть интересным для ученика, способствовать процессу познания и развитию личности.

Большинство заданий в учебнике – это задания репродуктивного (воспроизводящего) характера, т.е. задания типа «назовите…», «решите …», «приведите примеры…», «расскажите правило…» и т.д.  

Продуктивные задания – задания, ход выполнения которых не описан в учебнике. Имеются лишь подсказки.

Примеры продуктивных заданий на слайдах презентации

Типовые задания на уроках математики, нацеленные на формирование личностных УУД.

1. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

2. Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.

3. Так как курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе и т.д.)

Разрешите представить вам несколько рекомендаций:

-  Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества, и умения.

- Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики

- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

И в заключении хочу сказать: овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении различных видов заданий, позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, а от этого наши ученики будут еще более успешными.

 

Мы стали другими, меняется мир,

Уносится время, стираются годы.

И чувства, которыми ты дорожил

Исчезли куда-то и вышли из моды.

 

Скажите, куда подевалась любовь?

И искренность чувств понемногу забыта.

У нас интернет, ноутбук, телефон.

Молчите! Я знаю, что тема избита.

 

Скажите, и где же теперь доброта?

Где прежние и настоящие люди?

Несутся машины, растут города,

А мир наших чувств незаметен и скуден.

 

Давайте меняться, давайте любить!

Теплом друг от друга немножечко греться,

Ведь, если мы чувства не будем ценить,

То мир станет жить с механическим сердцем!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×