Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык считается одним из трудных
школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться.
ИКТ -компетентность на уроках русского языка
Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык считается одним из трудных
школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса.
^ Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы было интересно, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому язык. Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность-приём, который
способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности. К занимательному материалу относятся загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, и другие.
Создание ситуации успеха так же является мощным средством развития интереса.
Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию учащихся.
Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка должна стать исследовательская работа. При использовании исследовательского подхода необходимо направлять деятельность учащихся на овладение методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путей её решения школьниками.
Творчество – могучий импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами ученики не ощущают в себе присутствия гениальности. Задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.
Презентация – мощное средство развития познавательного интереса. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде картинок, фотографий, видеофрагментов. Во многих случаях такое дополнение оказывается эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место для формирования познавательного интереса. Это связано с возрастными особенностями младших школьников.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска и могут быть самыми разнообразными. Например, по русскому языку:
-заполнить анкету (текст);
-ответить на письма читателей;
-подготовить подписи к фотографиям;
-создать рекламу газеты;
-составить рассказ по опорным словам;
-придумать пример по аналогии и т.д.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Можно использовать для этого современную педагогическую литературу, где предлагается множество готовых уроков. Например, в книге С. В. Кульневич и Т. П. Лакоцетиной «Нетрадиционные уроки в начальной школе» использованы материалы из опыта работы учителей.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков русского языка:
1.Уроки «погружения»
2.Уроки - деловые игры
3.Уроки - пресс- конференции
4.Уроки - соревнования
5.Уроки типа КВН
6.Театрализованные уроки
7.Компьютерные уроки
8.Уроки с групповыми формами работы
9.Уроки взаимообучения учащихся
10.Уроки творчества
11.Уроки- аукционы
12.Уроки, которые ведут учащиеся
13.Уроки-зачеты
14.Уроки- сомнения
15.Уроки - творческие отсчеты
16.Уроки- формулы
17.Уроки- конкурсы
18.Бинарные уроки
19.Уроки- обобщения
20.Уроки- фантазии
21.Уроки- игры
22.Уроки- «суды»
23.Уроки поиска истины
24.Уроки- лекции «Парадоксы»
25.Уроки- концерты
26.Уроки- диалоги
27.Уроки «Следствие ведут знатоки»
28.Уроки - ролевые игры
29.Уроки- конференции
30.Интегрированные уроки
31.Уроки семинары
32.Уроки – «круговая тренировка»
33.Межпредметные уроки
34.Уроки- экскурсии
35.Уроки – игры «Поле чудес».
Интегрированный урок
Интеграция предполагает усиление межпредметных связей.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа полученного при изучении других наук. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными. Формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и.т.д.
^ Театрализованный урок
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Урок-соревнование
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, Брейн Ринг, Счастливый случай, Звездный час и. т.д.
^ Урок с дидактической игрой
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра включает в себя игровой замысел, правила и игровые действия. Игровой замысел придает игре познавательный характер .Правилами определяется порядок действия и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся.
Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить им способности, применить знания и умения для достижения целей игры.
.
^ Урок – ролевая игра.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.
На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Современный урок невозможно провести и без привлечения информационно – коммуникативных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИКТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умение и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИКТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
В современном обществе уровень общественного развития обуславливает усвоение больших объёмов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения учения.
В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний .Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих перед нами, является создание условий для формирования познавательной активности учеников.