Туристско-краеведческая деятельность — это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых, способствующая всестороннему развитию личности ребёнка и его адаптации в современном обществе.
Тема: Краеведческая деятельность
в дополнительном образовании детей
Аркадакского района Саратовской области
Докладчик: Страдымова Л.Ю.,
педагог дополнительного
образования МБУ ДО – ДДТ
города Аркадака
Саратовской области
Аркадак
2019г.
На современном этапе серьезное внимание уделяется модернизации системы дополнительного образования детей. Включение дополнительного образования в Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» повысило его социально-педагогическую и социокультурную значимость и придало ему образовательный статус.
Туристско-краеведческая деятельность — это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых, способствующая всестороннему развитию личности ребёнка и его адаптации в современном обществе. Туристско-краеведческая направленность является приоритетной, развитию которой уделяется особое внимание на государственном уровне. В связи с этим данная направленность дополнительного образования детей переживает своё второе рождение и выступает в роли уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом.
Туристский потенциал Саратовской области огромен, уникальная природа благоприятствует развитию туристско-краеведческой деятельности детей и подростков, особенно в системе дополнительного образования детей. В Аркадакском районе Саратовской области на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества уже 15 год работают туристко - краеведческие объединения «Школа экскурсоводов» и «Поиск». Объединения предназначены для обучающихся, интересующихся историей родного края и музееведением, направлены на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Углубленное знакомство детей с отечественной историей расширяет кругозор ребят. Приобретенные знания и навыки в ходе музейной работы будут полезны ребятам, какую бы профессию в будущем они не избрали. Они получают практические навыки ведения экскурсий, показывают свои умения родителям, гостям Дома детского творчества, обучающимся других объединений. Это первые шаги на пути подготовки ребят к авторским экскурсиям по всему городу, по музейным залам. Будучи экскурсоводами, обучающиеся становятся посредниками между памятником и зрителем, непосредственно носителями знаний и эмоциональной оценки памятника. Занятия предполагают проведение теоретических и практических занятий, экскурсий, работу с архивным материалом. Объединения «Школа экскурсоводов» и «Поиск» находятся в тесном контакте с районным историко-краеведческим музеем, с районным Советом ветеранов.
Знакомство с экскурсионной деятельностью, её целями, методами и практическими навыками дает представление об экскурсии, как об особом жанре устной просветительской деятельности, о многообразии типов экскурсий (архитектурные, исторические, краеведческие и др.) в музейной среде и вне её. Дети знакомятся с системой приёмов показа и рассказа, которые могут быть приемлемы в любой экскурсии, с основами риторики, обучаются умению правильной и красивой речи, расширяют возможности профессиональной ориентации в будущем.
Главная проблема, с которой мы столкнулись и сталкиваемся по сей день - недостаток исторического материала по изучению истории города, улиц, памятников. К сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше свидетелей исторического прошлого нашего края, что затрудняет получение информации.
Работа в объединении началась с изучения материалов о Доме детского творчества, в итоге которой появилась «Летопись ДДТ». В 2007 году данные все наработки по данной теме впервые оформились в исследовательскую работу « Биография ДДТ»
Параллельно ребята изучали природу Аркадакского района, историю города и района. Основной целью этой работы было комплексное исследование данных объектов, так как сведений по исследуемому материалу было недостаточно, а в некоторых случаях они и совсем отсутствовали.
Ребята историко - краеведческого объединения «Поиск» и «Школа экскурсовода» активно участвовали и продолжают участие в социально значимых проектах, акциях, праздниках. И из года в год их количество растет. Чтобы узнать историю края не только из книг, но и поговорить с очевидцами событий, в объединении организуются встречи со старожилами нашего края , ветеранами войны, тружениками тыла.
Юные краеведы приняли участие во Всероссийском проекте «Наша победа», совместно с клубом «Верность» участвовали в районной акции «Вернём погибшим имена».
Обучающиеся объединения «Поиск» занимались поиском родственников, погибших выпускников МБОУ – СОШ №1, которые не вернулись с войны. Был составлен список погибших во время войны выпускников, а в итоге проведен митинг, посвященный открытию мемориальной доски на обелиске Выпускникам, погибшим во время ВОВ, на которой увековечены имена наших земляков.
В результате поисковой деятельности собран обширный материал по истории семьи Лапиных , составлена родословная семьи и установлено место захоронение нашего земляка Лапина Степана Петровича. Общение с этой семьёй стала традицией у ребят.
В ходе поисковой деятельности собраны фотографии участников ВОВ района. Участвуя в районной конференции, ребята передали в архив района альбомы с фотографиями наших земляков - участников ВОВ.
В результате поисково - исследовательской деятельности совместно с районной библиотекой изданы печатные сборники: « Хорошие традиции Аркадакского района», «Памятники города Аркадака».
Ежегодно юные экскурсоводы, используя архивные материалы ДДТ, проводят более 20 экскурсий для жителей города и района, обучающихся МБУ ДО - ДДТ. За 15 лет работы объединения детьми под чутким руководством педагога было написаны 32 учебно-исследовательские работы. Из них 23 работы принимали участие в районных, в областных конкурсах юных исследователей родного края и награждены дипломами и грамотами как районного, областного, так и Всероссийского и Международного уровня.
В дальнейшем планируется издание печатного сборника: «Улицы города Аркадака». В этом учебном году мы с ребятами начали работу над исследованием народных промыслов Аркадакского района и уже собран небольшой материал по данной тематике. Продолжается изучение архивных документов по истории улиц города, сел района и народных промыслов нашего края.
Двое обучающихся объединения «Поиск» продолжили своё обучение в высших учебных заведениях по профилю.
Если в начале работы в объединении ребята лишь собирают и систематизируют поисковый материал и боятся выступать перед большой аудиторией, то потом, подробно изучив тему и досконально в ней разобравшись, изъявляют желание не только участвовать в готовых проектах, но и самостоятельно разрабатывать мини - проекты.
Таким образом, на занятия по краеведению дети получают навыки самоорганизации, самоуправления, включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий и с живой историей нашего края, что поможет им в дальнейшем самоопределении и окажет непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, поможет найти образец для подражания.