Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методика реализации проектной деятельности в воспитании этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста. Работа №225926

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Формирование  этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно, при использовании метода проектов, так как в ходе проектной деятельности  расширяются знания детей о культурных традициях разных народов, путём самостоятельного и активного  поиска информации при ответах на вопросы, интересующих детей. Развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные, ведь выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, что соответствует уровню психо-физиологического развития старших дошкольников.

Работа:

Методика реализации проектной деятельности в воспитании этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется осознанное отношение к этнокультурному миру. Дети начинают проявлять интерес к истории и культуре своего и других народов, происходит формирование системы представлений и оценок о себе и других как о личности.

Немалое значение приобретают особенности семейного воспитания. Семья оказывает большое влияние на формирование этнического самосознания ребенка, на становление его этнической идентификации. Позитивная оценка и позитивные установки родителей по отношению к представителям своей и других этнических групп является для ребенка условием обоснования его этнической самоидентификации, толерантности по отношению к представителям других национальностей. [1]

Формирование этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно с использованием различных средств: традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, национальные атрибуты, произведения искусства и др.

Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Кроме того, обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей

По мнению Н.Е Вераксы, цель проектного метода - развитие свободной творческой личности, а задачами являются:

- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

- Развитие познавательных способностей.

- Развитие творческого воображения.

- развитие творческого мышления.

- Развитие коммуникативных навыков.

В работе над проектом используются различные методы – игровые, творческие, познавательные. Важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном эвристической (творческое решение задач) и поисковой деятельности. [2]

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок-взрослый», на со-участии взрослого и ребенка. Со-участие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к со-участию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Исследования Е.Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной – пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность. Второй этап развивающей, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опят разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, она способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов. Третий этап – творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовывать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей.

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах и использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.[3] Определим следующий алгоритм проектной деятельности педагога и детей (Приложение 2).

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятия). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности. [4]

Н.А. Рыжова выделяет последовательность работы педагога над проектом, своеобразный алгоритм деятельности педагога, который включает в себя следующие шаги:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал;

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

- дает домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление подделок, рисунков, альбомов и т.п);

- организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей. [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Суслова Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.

Веракса

Н.Е.,

Веракса

А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с

.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб

.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – с40-44

.

Морозова Л. Метод проектной деятельности в ДОУ // Детский сад от А до Я. 2006. №2

.

 

Интернет-ресурсы:

http://f1p.ucoz.ru/publ/prochee/state/metodika_metod_proektov/15-1-0-92.

http://pik100.ucoz.ru/forum/8-38-1

.

http://festival/1september.ru/articles/522600/

.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EB%E5%F0%E0%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC

http://otvet.mail.ru/question/35640547

http://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×