В статье говорится о личностном росте педагога, т.е. его профессиональном саморазвитии, как цели и результате педагогического процесса, который предполагает овладение в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью.
Выделяется и характеризуется несколько видов педагогической компетентности:
• специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
• методическая компетентность;
• психолого-педагогическая компетентность;
• дифференциально-психологическая компетентность;
• аутопсихологическая компетентность;
• коммуникативная компетентность;
• информационная компетентность.
В статье также обозначены организационные условия роста педагогической компетентности преподавателей.
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Панькова Е.В. ОГАПОУ «СМК»
Высказывания известного немецкого педагога, которого называют «Учитель учителей», Адольфа Дистервега, прозвучавшие в начале 19 века, не потеряли своей актуальности и одно из них: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – преподавателе. Настоящий преподаватель-профессионал находится в постоянном развитии.
В профессиональном смысле личностный рост педагога, т.е. его профессиональное саморазвитие, как цель и результат педагогического
процесса, предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью, которое можно охарактеризовать как интегративное личностно-профессиональное качество преподавателя, обеспечивающее его ценностное отношение к обучающимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста.
Выделяются несколько видов педагогической компетентности:
1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета.
2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических приемов и умение применять их в процессе обучения.
3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения -это владение педагогической диагностикой, знание психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности или к преподаваемому предмету.
4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности и направленность обучаемых, определять и учитывать их эмоциональное состояние; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, обучающимися.
5) аутопсихологическая компетентность или
рефлексия педагогической деятельности подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; это знание о способах профессионального самосовершенствования.
6) коммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности, и понимается как совокупность ее структурных компонентов: знания в области коммуникативных дисциплин; организаторские способности; способность к самоконтролю.
7) информационная компетентность формирует умение преподавателя самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Под основным содержанием информационной компетентности преподавателя понимается умение рационально работать с информацией:
знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки поступающего материала;
использова
ть
новы
е
информационно-коммуникативны
е
технологи
и
как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессионального уровня.
Преподавателю в инновационном режиме приходится выполнять множество видов деятельности:
технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;
составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках;
анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;
разрабатывать новые технологии обучения, учебные программы.
Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, лекции и др.
Их качественная подготовка невозможна, если преподаватель не обладает высоким уровнем информационной компетентности – главным проявлением информационной культуры, основное содержание которой сводится к следующему:
инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;
деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании новых инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;
способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок.
Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности преподавателя. Требования эти определяются в первую очередь достижением нового качества образования, обеспечивающего выпускнику колледжа безболезненное вхождение в профессиональную деятельность.
Мы говорим о преподавателе – как о педагоге инновационной деятельности – о личности, у которой велико стремление к самоактуализации, способности к саморазвитию, у которой сформированы знания и умения для осуществления творческой деятельности.
Говоря о профессиональном саморазвитии преподавателя как о владении им полным объемом профессиональной педагогической компетентности, можно выделить следующие организационные условия роста педагогической компетентности преподавателей:
осознание преподавателем психолого-педагогических основ (предпосылок процессов) технологии обучения;
осмысление слагаемых, то есть системообразующих компонентов учебного процесса технологического типа;
анализ и устранение неэффективных и непродуктивных приемов работы в своей деятельности;
использование в практической работе форм, методов и средств инновационных технологий;
самоанализ качества обучения, установка на преодоление отсталых и рутинных приёмов работы в аудитории;
изменение ценностных ориентаций, осознание и преодоление стереотипов профессиональной деятельности.
Современному обществу нужен преподаватель, принимающий педагогическую деятельность в качестве важного приоритета, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению.