Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. Работа №231434

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье говорится о личностном росте педагога, т.е. его профессиональном саморазвитии, как цели и результате педагогического процесса, который предполагает овладение в полном объеме  профессиональной педагогической компетентностью.

Выделяется и характеризуется несколько видов педагогической компетентности:  

• специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

• методическая компетентность;

• психолого-педагогическая компетентность;

• дифференциально-психологическая компетентность; 

• аутопсихологическая компетентность;

• коммуникативная компетентность;

• информационная компетентность.

В статье также обозначены организационные условия роста педагогической компетентности преподавателей.

 

 

Работа:

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Панькова Е.В. ОГАПОУ «СМК»

 

Высказывания известного немецкого педагога, которого называют «Учитель учителей», Адольфа Дистервега, прозвучавшие в начале 19 века, не потеряли своей актуальности и одно из них: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – преподавателе. Настоящий преподаватель-профессионал находится в постоянном развитии.  

В профессиональном смысле личностный рост педагога, т.е. его профессиональное саморазвитие, как   цель    и   результат   педагогического 

 процесса, предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью, которое можно охарактеризовать как интегративное личностно-профессиональное  качество преподавателя, обеспечивающее его ценностное отношение к обучающимся  и  эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития  и   личностного   роста.

 Выделяются несколько видов педагогической компетентности:  

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета.

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических приемов и умение применять их в процессе  обучения.

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения -это владение педагогической диагностикой, знание психологии межличностного и   педагогического  общения; умение пробуждать  и  развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности или к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные  особенности  и  направленность обучаемых, определять  и  учитывать их эмоциональное состояние; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, обучающимися.             

5) аутопсихологическая компетентность или

рефлексия педагогической деятельности  подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; это знание о способах профессионального самосовершенствования.

6) коммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности, и понимается как совокупность ее структурных компонентов: знания в области коммуникативных дисциплин; организаторские способности; способность к самоконтролю.  

7) информационная компетентность формирует умение преподавателя самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Под основным содержанием информационной компетентности преподавателя понимается умение рационально работать с информацией:

знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки поступающего материала; 

использова

ть

новы

е

информационно-коммуникативны

е

технологи

и

как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессионального уровня.

Преподавателю в инновационном режиме приходится выполнять множество видов деятельности:

технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;

составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках;

анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;

разрабатывать новые технологии обучения, учебные программы.

Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, лекции и др.

Их качественная подготовка невозможна, если преподаватель не обладает высоким уровнем информационной компетентности – главным проявлением информационной культуры, основное содержание которой сводится к следующему:

инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;

деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании новых инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;

способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок.

          Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности преподавателя. Требования эти определяются в первую очередь достижением нового качества образования, обеспечивающего выпускнику колледжа безболезненное вхождение в профессиональную деятельность.

Мы говорим о преподавателе – как о педагоге инновационной деятельности о личности, у которой велико стремление к самоактуализации, способности к саморазвитию, у которой сформированы знания и умения для осуществления творческой деятельности.

Говоря о профессиональном саморазвитии преподавателя как о владении им полным объемом профессиональной педагогической  компетентности, можно выделить следующие организационные условия роста педагогической компетентности преподавателей:

осознание преподавателем психолого-педагогических основ (предпосылок процессов) технологии обучения;

осмысление слагаемых, то есть системообразующих компонентов учебного процесса технологического типа;

анализ и устранение неэффективных и непродуктивных приемов работы в своей деятельности;

использование в практической работе форм, методов и средств инновационных технологий;

самоанализ качества обучения, установка на преодоление отсталых и рутинных приёмов работы в аудитории;

изменение ценностных ориентаций, осознание и преодоление стереотипов профессиональной деятельности.

Современному обществу нужен преподаватель, принимающий педагогическую деятельность в качестве важного приоритета, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×