Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности планирования и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями)». Работа №231944

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Важной частью планирования в ДОУ является выбор конкретных форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Конечно, конкретные формы во многом определяются содержанием работы, но нужно ориентироваться и на установки родителей, хотят ли они активно участвовать в конкурсах, играх, праздниках, либо настроены на более традиционные формы собраний, педагогических гостиных. Чтобы определить сроки, цели и конкретные формы взаимодействия нужно в начале учебного года провести анкетирование родителей (законных представителей), составить социальный паспорт каждой семьи.

Работа:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 «Колокольчик»

 

 

Тема: «Особенности планирования и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.оерпухов 2019 г.

 

Главной целью взаимодействия педагога с родителями в ДОУ является повышение качества воспитания и образования детей. Грамотная организация такого взаимодействия отражает компетентность педагога. Как любая профессиональная деятельность, взаимодействие с родителями должно быть спланировано, и сначала необходимо определить его цели.

Чтобы взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ было системным, плановым, а не хаотичным, данная работа подробно прописывается в Годовом плане ДОУ на учебный год в соответствии с направлениями запланированной в этом году деятельности и интегрированного объединения всех специалистов ОУ. Затем, данная информация, переносится педагогами в свои программы по взаимодействию с семьями воспитанников, с дополнениями по направлению реализуемой темы своего профессионального саморазвития. Взаимодействие педагога с родителями в ДОУ также возможно запланировать, исходя из содержания проблематики, интересующей родителей в воспитательном процессе, т.е. по запросу родителей (законных представителей). Например, рассмотреть возрастные особенности и критерии развития в раннем возрасте. Как правило, этот вопрос интересует всех родителей.  Содержание взаимодействия может определяться также реальной ситуацией в группе, когда педагог видит ситуацию по факту и зону ближайшего развития, в которой очень важно действовать педагогу совместно с родителями, т.е. планируется работа по инициативе самого педагога. Так – же бывает необходимость планирования организации взаимодействия с семьями воспитанников по запросу руководства.

Важной частью планирования в ДОУ является выбор конкретных форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Конечно, конкретные формы во многом определяются содержанием работы, но нужно ориентироваться и на установки родителей, хотят ли они активно участвовать в конкурсах, играх, праздниках, либо настроены на более традиционные формы собраний, педагогических гостиных. Чтобы определить сроки, цели и конкретные формы взаимодействия нужно в начале учебного года провести анкетирование родителей (законных представителей), составить социальный паспорт каждой семьи.

Не всегда результаты анкетирования могут порадовать педагогов. Большинство родителей считает, что они привели дите в детский сад, он одет, обут, а уж дальше все должно быть в руках педагога! Они будут критиковать, обсуждать, но помогать не будут! Но всегда найдутся родители с активной жизненной позицией, которые могут не только поделится семейным опытом воспитания, но и помогут педагогам привлечь равнодушных родителей к интересующим их проблемам. Главное правильно составить анкету! И тогда можно выделить три группы родителей.

-                   Родители  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения (активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей).

-                   Родители  исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации (заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов).

-                   Родители  критические наблюдатели (равнодушные, живущие по принципу «зачем все это нужно, меня воспитывали так же»).

 

Получив результаты анкетирования, педагог профессионал своего дела начинает подбирать формы организации родителей (законных представителей) и методы мотивации и активации.

Начнем с форм организации, какие формы организации родителей вы используете в своей работе?

Наименование направления деятельности

Цель взаимодействия

Формы взаимодействия

Информационно-аналитическое

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», анкетирование

Познавательное

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные стенды, буклеты, информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, папки-передвижки 

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в творческих выставках

Организация содействия и сотрудничества детей и взрослых

Оказание поддержки родителям (законным представителям) в воспитании и развитии детей на основе взаимодействия и сотрудничества

Совместные проекты, семейные клубы.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,  личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью используют активные формы и методы работы с родителями:

-         посещение семей воспитанников на дому;

-         общие и групповые родительские собрания;

-         консультации;

-         занятия с участием родителей;

-         выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-         совместные экскурсии;

-         Дни общения;

-         Дни добрых дел;

-         Дни открытых дверей;

-         участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

-         оформление фотомонтажей;

-         совместное создание предметно-развивающей среды;

-         утренние приветствия;

-         работа с родительским комитетом группы;

-         беседы с детьми и родителями;

-         тренинги;

-         семинар-практикум;

-         родительские гостиные;

-         почта Доверия;

-         семейный вернисаж.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Детские страхи», «10 заповедей здоровья», «Методы педагогического воздействия» и др.

Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.

К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе -  кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум».  На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор».  Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая  степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка  (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

 «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия.  В конце собрания подводится итог,  и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

 «Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от  «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?»  Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга  определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».  Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

 «Запись на листах»  При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» . Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы».  К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?  Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Наглядно-информационные  формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно – информационное направление  включает в себя:

-         родительские стенды

-         стенгазеты «Здоровейка», «По Совету всему свету»;

-         семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»;

-         библиотека – передвижка;

-         фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные »;

-         фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы  жизни»;

-         семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»;

-         эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

Форма работы через родительские стенды является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используют рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.  Задачи другой группы — информационно-просветительскойблизки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.  По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. По данному направлению можно провести:

-         праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»;

-         развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком);

-         спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»;

-         вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»;

-         совместные проекты  «Моя семья»;

-         выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»;

-         выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»;

-         спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»;

-         совместные походы «В мир прекрасного»;

-         экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт  в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу  проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. В этих же мероприятиях мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку(например, в игре «Устами младенца»). Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН, и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей. Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.

Также мы практикуем организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье. Именно взаимодействие родителя с ребенком , организуемое в ДОУ, становится  ключевым моментом в процессе поддержки педагогической компетентности, позволяя не только ненавязчиво предлагать родителям соответствующую ситуации информацию, но и обеспечивая необходимый для её принятия эмоциональный фон.

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

В совместной деятельности дети могут осуществлять такие действия:

-                   двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения)

-                   предметные (с дидактическими игрушками и материалами)

-                   манипулятивные (с природными материалами)

-                   игровые (подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-конструктивная игра)

-                   изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация)

-                   коммуникативные (общение с родителем, педагогом, сверстниками)

Родители на совместных занятиях также реализовывают действия :

-                   учебные (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений)

-                   педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)

-                   рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий)

-                   изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком)

-                   коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)

На фоне совместной с взрослыми (позднее – самостоятельной) деятельности детей педагог ведет непринужденный разговор с родителями о задачах и содержании предстоящего занятия. По мере возрастания интереса взрослых к такой информации, более широко используются возможности мультимедийных средств (родители самостоятельно просматривают подготовленные для них мини-презентации).

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные «Семейные клубы» и индивидуальные формы деятельности. А такие формы как - беседа, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка, могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.

Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

2.     Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.

3.     Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

4.     Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.

5.     Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.

6.     О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

7.     О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие  для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

8.     Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×