Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ПОЧЕМУ НАДО ПОСТОЯННО ОБНОВЛЯТЬ МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ. Работа №212208

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность.

Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?

Работа:

Валова Е.А.

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МБОУ ДО «ДМШ п. Пангоды» п. Пангоды

 

ПОЧЕМУ НАДО ПОСТОЯННО ОБНОВЛЯТЬ МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

 

Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность.

Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?

Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели:

- профессиональная - воспитывать музыканта- исполнителя высокого

класса;

- социальная - воспитывать активного слушателя и любителя музыки.

Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач, таких как:

воспитание слуха,

выработка навыков пения

освоение теории музыки

освоение музыкально-языковых средств

развитие музыкального мышления

Одна из самых сложных задач для педагога современной музыкальной школы — заинтересовать и увлечь процессом обучения всех учеников в группе, независимо от уровня их способностей, не снижая при этом программных требований в рамках федеральных государственных требований. Решение именно этой нелегкой задачи привело к необходимости отойти от традиционного подхода к обучению на уроках сольфеджио, сохраняя при этом лучшие методические приемы, накопленные десятилетиями в музыкальной педагогике.

С давних времен перед педагогами стоял вопрос, как при обучении музыке развивать музыкальное мышление учащегося. В разные века эта

задача решалась по-разному, более или менее удачно, и каждый век, каждая

эпоха выдвигала свои методы преподавания. В преподавательском процессе

они являются основными, так как от того, как подается материал, зависит его усвоение учащимися, а, следовательно, и их знания.

Рассмотрим, например, традиционные методы обучения.

Метод - это способ подачи учебного материала, это сумма многих

приемов, обусловленных одной общей направленностью, которая и составляет сущность определенного метода.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

Ещё с давних времен Аммоса Каменского в практику преподавания вошли два основных метода обучения, которые до сих пор не потеряли

своего значения и до сих пор используются в музыкальной педагогике. Это

сообщающий метод и метод обучения на примерах.

Основа сообщающего метода - передача знаний учащимся в готовом виде словесным путем. Если на уроке сольфеджио педагог, проходя, например, мажорную гамму, подробно объясняет её строение, выписав её на

доске, а затем, проиграв её на фортепиано, требует от учащихся, чтобы они

её спели, то он работает сообщающим методом.

Неудивительно, что результаты использования только сообщающего метода в преподавании сольфеджио (то есть, теоретического объяснения нового материала) не замедлит сказаться на тех учащихся, способ мышления которых не соответствует способу подачи материала.

Такое объяснение, разумеется, понятно и доступно далеко не всем учащимся, а только тем, у кого преобладает мыслительный тип высшей нервной деятельности, а, следовательно, и логическое мышление.

Нужно также отметить, что у детей, обучающихся в первых трех классах ДМШ, как правило, образное мышление преобладает над логическим.

Согласно психологической теории о стадиальном развитии детского интеллекта швейцарского психолога Жана Пиаже, логическое мышление складывается только к 11-12 годам.

Следовательно, если сообщающий метод обучения подходит далеко не для всех учащихся, то для учеников начальных классов ДМШ он просто противопоказан.

Другой традиционный метод — это метод обучения на примере подражания: разучивание с детьми песен или каких-то элементов музыкальной речи (гаммы, интервалы, отдельные интонации) по слуху, мы заставляем детей подражать нашему пению или нашей игре, заранее давая им образец их исполнения.

Метод обучения на примерах опирается на образное мышление учащихся.

При образном мышлении, когда мы знакомимся с несколькими предметами, принадлежащими одному классу, мы интуитивно находим и запоминаем в них какие-то наиболее яркие, узловые фрагменты, общие для всех предметов - «информативные фрагменты».

Благодаря им, мы можем узнавать новые, незнакомые на понятия или фрагменты данного класса.

Например, при слушании нескольких образцов звучания какого-либо вида гаммы, мелодического движения или интервала, аккорда, мы даем возможность учащимся интуитивно уловить эти «информативные фрагменты», по которым можно узнать затем данный музыкальный элемент.

Тот же процесс происходит, если педагог выводит новый элемент музыкальной речи из прослушивания и разбора музыкальных примеров из

музыкальной литературы.

Таким путем он дает возможность учащимся уловить «информативные фрагменты».

Метод обучения на примерах может заключаться и в том, что учащиеся, по образцу анализа, данного педагогом на уроке, делают подобную работу самостоятельно (т.е. тот же приём подражания).

В сольфеджио этот прием удобен для показа порядка мыслительных действий при записи диктуемой мелодии или музыкального отрывка.

В своем простейшем виде (подражание, разучивание по слуху) метод обучения на примерах подходит для начального музыкального обучения (для

детей дошкольного или младшего школьного возраста). Более сложные приёмы этого метода могут быть использованы для работы с теми учащимися, у которых преобладает образное, а не логическое мышление.

Оба вышеописанных метода - как бы две противоположные стороны одного процесса. Если первый метод опирается на логическое мышление (в основе его лежит теоретическое правило), то метод обучения на примерах основывается на образном мышлении, на интуитивном постижении этого правила из звучащих музыкальных примеров.

Сенсорно-моторный метод обучения - основа развития музыкального мышления.

Отсюда ясно, что если педагог предпочитает первоначальное теоретическое объяснение материала, то в его группе отстающими могут

оказаться учащиеся с преобладанием образного мышления и наоборот. Оба

эти явления очень часто наблюдаются в нашей музыкальной практике.

В музыкальном воспитании оба эти метода имеют много вариантов.

Например, английская система относительной сольмизации XIX века, основные положения которой используются в наше время в венгерской релятивной системе, предполагала преподавание методом обучения на примерах, так как главным требованием одного из её основателей было требование, чтобы педагог, прежде всего, давал образец того, как нужно петь, а ученики должны были точно подражать пению педагога.

В современной болгарской системе музыкального воспитания Столбица») первый из двух этапов носит название «подражательного пения» (разучивание по слуху песен и отдельных музыкальных элементов).

То есть для преподавания используется тот же метод обучения на примерах.

В старших классах музыкальной школы наибольшую трудность в

работе по сольфеджио вызывают два вида работы: музыкальный диктант и

чтение с листа.

Для успешного их выполнения необходимо развитие именно всестороннего музыкального мышления, одновременное сочетание образного и логического мышления в применении к звучащему музыкальному материалу.

Отсюда встает вопрос о поисках такого метода, который позволяет уже с самых ранних шагов музыкального воспитания развивать оба вида мышления; и образное и логическое.

Причем, последнее - не на словесном, а на музыкальном материале, и разумеется, в пределах, доступных детям данного возраста.

Такой метод существует давно. Это сенсорно-моторный метод обучения. Этот метод развивает образное мышление ребенка.

Частое общение с конкретными музыкальными пособиями позволяет им уловить те самые «информативные фрагменты», которые играют такую большую роль в образном мышлении.

Причем здесь на первых порах обучения звучащее и зримое неотделимо (а в подражательном пении звучание песни не связано с её записью, с её зрительным видом).

Игровые формы помогают детям понять, как соотносятся взаимосвязанные между собой звуки и ноты, уловить свойственные музыке

закономерности.

Так, в игре, без излишнего напряжения начинает развиваться и логическая сторона музыкального мышления детей, причем, она связана не со словесным объяснением музыкальных закономерностей, а с непосредственным общением с самим звуковым материалом.

Все приемы любых музыкально-педагогических систем, особенно на

первых порах обучения, всегда сводились к переводу абстрактных звуковых

представлений во что-либо более конкретное и наглядное: в релятивной системе - это ручные знаки, схема-чертеж; в болгарской Столбице- движение рук и туловища.

В сенсорно-моторном методе дети с самых первых шагов обучения

имеют дело с чисто музыкальным материалом: звуками, длительностями,

нотами. Задача последующих лет обучения этих детей - накопление новых

знаний, расширение их объема на том прочном фундаменте, который был

заложен с первых лет обучения.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет специалистам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов.

Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В последние 10-15 лет происходят незаметные с поверхностной точки зрения, но по сути глубокие революционные изменения в способах получения образования, затрагивающие в т. ч. образование музыкальное. Вездесущие «digitaltechnology» — электронно-цифровые технологии — привносят свои изменения в традиционные процессы обучения музыкальному искусству.

И важная задача системы музыкального образования — использовать их во благо, осваивая на высоком художественном, а не только развлекательном уровне современной культуры.

С одной стороны, эти технологии посредством нового электронно-цифрового инструментария открывают для творчества (в т. ч. композиционно-авторского, аранжировочного и концертно-исполнительского) не существовавшие ранее краски и средства художественной выразительности, а также новые способы музицирования и пути к слушателям.

С другой стороны, благодаря множащемуся музыкально-компьютерному программному обеспечению, становятся и повсеместно востребованными техническими средствами обучения (ТСО).

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего обновленческого направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей.

Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музыкальной литературе:

В. В. Ткачёвой и Е. Е. Раутской (Москва), И. В. Ермановой (Иркутск), Т. Г. Шелковниковой (Таштагол), Ю. А. Савватевой (Котельники), Н. П. Тимофеевой (Солнечногорск), Н. П. Истоминой (Чехов), А. Науменко (Украина) и др.

Активно используемыми видами методических работ у этих преподавателей предмета сольфеджио становятся такие авторские мультимедийные пособия, как художественно выполненные видеодиктанты, видеопособия по вокальному интонированию, по музыкальной теории, работе над ритмикой и т. п.

В заключение хотелось бы отметить следующее: сольфеджио на современном этапе - это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество.

Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально- теоретического цикла.

Однако, новая эпоха требует от него

способности быть многосторонне применимым.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу.

То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.


Список использованной литературы

 

Абдуллин Э.Б. Научные исследования в области педагогики му

зыкально

го образования: проблемы и пути совершен

ствования // Педагогическое об

разование и наука.

-

М., 2011, № 5.

Аракелова

А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути разв

ития: Монография. — М., 2012. 475с.

Щербакова А.И. Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное

образование–

М.

: РГСУ , 2010.

28

5с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×