Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями дошкольников
Доклад для участия в конференции
«Профессиональная компетентность педагогов
в сфере общения с родителями дошкольников
Воспитатель МБДОУ детский сад № 32
г.Каменск-Шахтинский, ростовская обл.
Яцкина Марина Григорьевна
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Наше дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность и каждый будет прав, но по-своему.
Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка, такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и, тогда, позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.
Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги.
Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.
Как же нам воспитателям, педагогам взаимодействовать с законными представителями (родителями):
Выделяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями.
К традиционным формам работы относят:
- Педагогическое просвещение родителей: индивидуальные беседы, консультации;
- общие и групповые собрания;
- наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, ширмы, фото-выставки.
К нетрадиционным формам работы относятся:
1.Информационно – аналитические формы – они направлены на выявление интересов, запросов родителей, на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся : опрос, тесты, анкетирование.
2. Досуговые формы – совместные досуги, развлечения, праздники, выставки, предназначенные для установления теплых, неформальных, доверительных отношений между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
3.Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Это – собрания в нетрадиционной форме, групповые консультации.
4 . Наглядно – информационные формы позволяют родителям получить правильную информацию и оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Это – Дни открытых дверей, просмотр видеороликов, выставки детских работ, буклеты, переписка с родителями по интернету, открытые просмотры детской деятельности.
Взаимодействие с родителями можно разделить на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Педагогическое просвещение родителей служит для повышения педагогической грамотности родителей
Включение родителей в деятельность ДОУ служит для создания условий включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.
Оно включает в себя: Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, web-страницы и т. д.
Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ
На любого человека кто – то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек умеет влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей.
У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д.
Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей.
В содержание профессиональной компетентности педагогов в области общения входят:
1. Личностные качества и установки
(личностный компонент):
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
2. Знания (содержательный компонент):
О семье; Об особенностях семейного воспитания; О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания; О методах изучения семьи; О современных формах организации общения; О методах активизации родителей; Умения и навыки (деятельностный компонент); Умение преодолевать психологические барьеры общения; Владение методами изучения семьи; Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье; Умение ориентироваться в информации; Умение конструировать программу деятельности с родителями; Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями; Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога, как их «помощника»; Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества; Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога, как их «помощника»; Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества; Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении; Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей; Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе; Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их; Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями. Подавать пример воспитанности и такта; В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. Как же нам, воспитателям, взаимодействовать с родителями ( законными представителями) воспитанников?
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников в нашем ДОУ
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.