Математика
Конспект занятия по математике «Путешествие в страну геометрических фигур» в старшей группе№9.
Цель: Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Задачи:
1.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
2.Совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры, уметь различать их по свойствам (по цвету, форме, величине)
3.Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения, воспитывать интерес к математике.
4.Развивать творческое изображение, эстетическое восприятие, фантазию.
5.Развивать умение работать в группе и подгруппе сверстников.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, индивидуальная работа
Материалы: геометрические фигуры, ковёр для путешествия, воздушный шарик с письмом, наборы для аппликации, билетики.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись, улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
Восп-ль: Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.
Восп-ль: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте мы им тоже улыбнемся. Я надеюсь, что нашего хорошего настроения хватит на всё занятие.
Восп-ль: Ребята, смотрите, к нам прилетел воздушный шарик с письмом. Сейчас я вам его прочту. «Дорогие ребята, я королева сказочной страны Геометрических фигур. У нас в стране произошло несчастье-сильный ураган и поэтому все перепуталось, и я хочу, чтобы вы мне помогли установить порядок. С нетерпением жду вас»
-Ребята вы готовы отправиться в путешествие? Чтобы на чём-либо путешествовать, нужны билеты. Сейчас я раздам вам билеты, и вы займёте свои места (воспитатель раздаёт билетики с изображением геометрических фигур), дети занимают места, согласно выданным билетам.
Восп-ль: Почему вы заняли эти места?
Восп-ль: ребята, я знаю вы не боитесь препятствий, которые будут на нашем пути.
Слышна музыка летящего самолета.
Вот мы и прилетели, но что случилось с нашим ковром (ответы детей)
На что похожи его дыры? (Ответы детей).
Слышится голос
Дорогие гости, я вам помогу починить ваш ковёр, но для этого вы должны выполнить мои задания и навести порядок в стране.
Восп-ль: ребята, вы согласны пройти испытания?
-Наш ковёр испорчен, мы сможем передвигаться на волшебном паровозике, вагончики которого перепутали свои места и нам нужно всё исправить. Команда «Красный квадрат» поможет паровозику с цифрой 5, а команда «Жёлтый круг» паровозику с цифрой 3.
Мы правильно всё сделали, но нам ещё нужно отгадать загадку
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
и получаем первый лоскуток(квадрат)
Восп-ль: Ребята, нам нужно идти дальше.
-А сейчас задание будет трудное. Чтобы правильно его выполнить, надо внимательно меня послушать. Чем отличаются геометрические фигуры на доске? (Они разного размера, есть большие и маленькие. У них разное количество углов, есть 3, а есть и 4 угла) Разделите эти фигуры на две группы.
(Подходят двое детей и раскладывают фигуры на 2 группы)
-По какому признаку разделили фигуры на 2 группы?
Вот мы выполнили второе задание и нам снова нужно отгадать загадку
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
Треугольник.
Эта фигура нам тоже пригодиться.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.
Нас ждет физкультминутка!
Сколько точек в этом круге (5),
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки (6),
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных (4),
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков (7),
Столько сделаем прыжков.
Восп-ль: А вот и следующее задание.
На столах у нас лежат схемы и геометрические фигуры. Нам нужно снова поделиться на две команды. Команда «Красный квадрат» встанет справа от меня, а команда «Жёлтый круг»- слева от меня и по схемам подберём нужную фигуру.
Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру» по схемам.
(попросить детей объяснить свой выбор)
-Молодцы, мы выполнили и это задание, осталось отгадать загадку
Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые —
Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат:
«Кто-то сплюснул тебя, брат!»
получаем следующий лоскуток.
-Ребята давайте с вами поиграем в игру.
Игра-забава:
«Изобрази геометрическую фигуру» (с помощью веревки, связанной в круг)
Команда «красный квадрат» возьмёт красную ленточку, а команда «Жёлтый круг»- жёлтую. Выполнять задания мы будем по карточкам, которые будут показывать капитаны ваших команд.
(ребята показывают карточки с изображением квадрата и прямоугольника, которые, путём перестроения, нужно превратить в ромб и трапецию.
-А теперь, уже по моей команде, все вместе построим большой круг.
Молодцы, мы немного отдохнули и нам нужно идти дальше.
Нам нужно найти ещё один лоскуток для нашего ковра. А вот я вижу и следующее задание.
Упражнение «Геометрические качели»
- В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны- пять кругов, а с правой-шесть квадратов. Ребята, что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы … (овал)
получаем следующий лоскуток.
Голос: Ребята вы выполнили все мои задания, вы отремонтировали свой ковер и улетите в свой детский сад. Я очень хочу, чтобы вы мне оставили что-то на память.
Восп-ль: Ребята, давайте оставим о нас забавные аппликации из геометрических фигур. Постарайтесь сделать человечков, похожих на вас. Пусть они получаться забавными и веселыми. Обычно фото помещают в рамки и мы тоже разместим свои аппликации на планшете, чтобы получилась коллективная работа. (ориентировка на листе по заданию воспитателя)
- как красиво у нас получилось.
Время путешествия подошло к концу, нам пора возвращаться,
займите, пожалуйста свои места.
Слышится гул ковра-самолета, звучит музыка.
Анализ занятия (что понравилось, что –нет).
-Давайте попрощаемся с нашими гостями.