В статье "Развитие интереса на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ" мною описан опыт применения новейших технологий для привития любви к предмету.
Без стремления к новому нет
жизни, нет развития, нет
прогресса.
В.Г.Белинский
За время своей работы преподавателем в колледже я всегда хотела сделать уроки более интересными, запоминающимися. Меня всегда интересовал вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы студенты с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
Конечно, колледж должен ориентироваться на развитие личности студента, его познавательных и созидательных способностей.
Сегодня целенаправленное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе на уроках позволит ускорить формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся, развить интерес к учебе, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения.
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения, повышения качества образования.
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: студенты живут в технологическом пространстве и в колледже, и дома, поэтому современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
В нашем колледже созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. В моем кабинете имеются компьютер, проектор, интерактивная доска, поэтому у меня есть прекрасная возможность использования их на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле знаний, как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождений. Всем этим может обеспечить интерактивная доска с ее возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами фотографов и живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам, как русского языка, так и литературы, созданные в программе Power Point. Анимационные средства презентации позволяют создать визуальный «якорь». Например, выделение орфограмм цветом, мигание, разбивка слова на буквы или составление его из предложенного набора букв. Таким образом, к моторной и зрительной памяти подключаются ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным.
На уроках русского языка мои презентации включают и теоретический и практический материал. На уроках литературы я предпочитаю использовать презентации, когда изучается жизнь и творчество того или иного писателя или поэта, при рассмотрении образов его героев. При изучении жизни и деятельности писателей на слайдах проецируются портреты, фотоматериалы, иллюстрации к их произведениям.
Иногда поручаю создание презентаций студентам. Более сильным из них даю усложненную работу: поручаю подготовить и презентацию, и сообщение. Такая работа способствует более эффективному усвоению материала, так как активизирует самостоятельность студентов.
При изучении какого-либо произведения также использую презентации, но их создать сложно, поэтому эту работу я выполняю сама. ……………….……..
На уроках, при изучении биографии писателей, демонстрирую документальные фильмы, записи передач, посвященных жизни и творчеству того или иного писателя.
Не секрет, что в наше время студенты не любят читать, но знакомить с содержанием программных произведений необходимо. Здесь на помощь приходит моя видеотека. У меня есть большое количество художественных фильмов, созданных по мотивам произведений классиков. Конечно же, я не имею возможности показывать фильмы целиком, но показ отрывков вполне возможен. Это стимулирует интерес к дальнейшему просмотру или к прочтению книги целиком.
В моей методической копилке есть также аудиокниги. Это очень удобно. Можно, например, прослушать отрывок из произведения в профессиональном исполнении.
На уроках мы также слушаем музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается, смотрим видеоклипы, создаем слайд-шоу.
Еще один из приемов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников.
В электронных учебниках по русскому языку есть схемы, теоретический материал, электронные задания, диктанты со звуковым сопровождением, игры, тесты.
В электронных учебниках по литературе мы можем найти сведения по теории литературы, биографические сведения, отрывки в печатном варианте и авторском исполнении, интерактивные задания, тесты. В них можно также работать над созданием эссе и выводом его на печать.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими студентами погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, ведь учить и учиться с использованием ИКТ становится интересней.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения: ИКТ не могут заменить учителя, поэтому они рассчитаны на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Я думаю, что каждый учитель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для обучающихся. Использование ИКТ позволяем нам, учителям, идти в ногу со временем. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав студентов – право на качественное образование.