Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль чтения художественной литературы в формированииличности детей дошкольного возраста. Работа №219449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.

Работа:

МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Мариинского муниципального района

 

 

 

 

Педагогическая планерка

 

«Роль чтения художественной литературы в формированииличности детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Воспитатель:

Мальцева Н.С.

.

 

 

 

 

гариинск

2019г.

1 «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

 

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.

 

2 В.А.Сухомлинский считал, что Воспитание – это прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения»

 

3 А «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

 

4 Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в свете ФГОС ДО

По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Речевое развитие

Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Цель:

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.

 

5 Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

И в каждом возрасте это происходит последовательно.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Фиксируется внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

 

6 В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

 

7 Методы и приемы:

 

8 Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивается речевая деятельность и творчество детей. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой можно использовать различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.

Занятия лучше проводить в игровой форме, т.к. игра является основным видом деятельности детей.

Например, можно отправиться в игру-путешествие на остров любимых стихов, остров сказок; можно отправиться в «Читающую Страну» и побывать в «Школе Мойдодыра», «в штабе Знайки», в «Музее Богатырей». В игре «Моя любимая игрушка» ребёнку можно предложить сделать игрушку персонажем сказки. Затем поинтересоваться у ребенка: где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит.

Можно проводить познавательные игры по произведениям писателей-природоведов: «Мои любимые зверята», «Лесные разговоры» и т.п.

 

9 Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей на занятиях можно применять метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из сложенной цветной бумаги формата А4 возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети могут наклеить иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке. Необходимые иллюстрации можно вырезать из старых книг, учебников, журналов. Такой прием создания книжек-малышек помогает решить многие задачи:

Учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

Лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

Выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

Обогащать лексический запас.

 

Можно наклеить цветные  иллюстрации на картон, и  разрезав на несколько частей,  сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь.

Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играть можно так: перепутав картинки и убрав одну из них, предложить рассказать, какой эпизод  «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

Ещё один метод, который можно использовать для развития творческих способностей при ознакомлении с художественной литературой – это метод наглядного моделирования. Такой метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры или полоски;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

 

Обучение пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет.

Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя».

Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.

 

12 Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда.

Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.

Например, чтобы разыграть сказку «Репка», нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно осваивают, уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволяет понять детям логику сказки. Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее).

Применение в работе моделирования дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит мягкий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, может работать в режиме проектирования.

 

Важное место в работе отводится обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным. Работу над пониманием смысла пословиц можно выделить в отдельные занятия. Хорошо помогает в этом использование книги…….

 

Развитие ребенка происходит в присущих ему

деятельностях: изобразительной, игровой, речевой.

 

В группе создана предметно-развивающая среда в виде:

книжного уголка,

стенд с изображениями отечественных и зарубежных писателей,

театральный уголок обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас: “Путешествие по сказкам»,   «Рифмовочка”,  “Кто и где спрятался”, совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”, “Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот – навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .

копилка выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”, Глаголы и др.

методическая литература по работе с художественными произведениями

 

 

Чтение книг, – один из способов научить ребенка правильно мыслить, разграничивать стороны хорошего и плохого, уметь высказывать свою точку зрения, что немаловажно в  настоящее время

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×