При взаимодействии педагогов и детей проходит развитие личности ребенка. Семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, определяющая. Но и от педагога, зависит многое.
Педагог должен уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.
Даже, если ребёнок плохо учится, он не должен терять веру в свои способности. Надо и учить детей, и воспитывать, не пугая непреодолимыми трудностями.
Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
А. В. Луначарский
При взаимодействии педагогов и детей проходит развитие личности ребенка. Семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, определяющая. Но и от педагога, зависит многое. Педагог - наиболее серьезная, гуманная, творческая, нужная профессия. Она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца. А личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к общественному опыту старших поколений, культурному наследию.
К.Д.Ушинский утверждал: «Личность учителя может влиять на развитие и воспитание учеников, только характером можно формировать характер…» Что самое главное в учительском труде? Знать ребёнка. Легче любить весь мир, чем одного маленького человека. Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда основывается на вере в ребёнка.
Педагог должен уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Рассматривать его особенности и возможности. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.
Ребенка нельзя наказывать и ругать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, классе поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. Главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, не пугая непреодолимыми трудностями.
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. Общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желание педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности школьника могут выступать:
1) организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
2) использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
3)формирование мотива предстоящей деятельности;
4) обучение учащихся различным способам переработки информации;
5) использование сильных сторон ученика;
6) личностно-ориентированный подход;
7) опора на самостоятельность и самодеятельность ученика;
8) осуществление индивидуального подхода.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Если школьник слишком самоуверен и несамокритичен, подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль.
Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; к другому ученику от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности.
Доверие между педагогом и учеником или воспитанником позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства. Такая атмосфера доверия позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения. Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Современные исследования роли учителя в развитии личности младшего школьника показывают,
- необходимость развития тенденции к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения;
- применять методы диалога и дискуссии в образовании детей;
- включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними.
И всё это способствует значительному сближению педагогов и учеников.
Педагог должен анализировать факты, предусматривая результат воспитательного воздействия, иначе перестанет быть творцом. Без любви к детям, понимания их чувств, радости общения с ними, знаний в областях педагогики и психологии, хорошим педагогом стать не получится. Для педагога важно понимать, что его профессия, это не просто работа, но и миссия взращивания личности.
Список источников:
Агафонов А.Ю.Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста. Средства качественной оценки образовательных систем. – Автореферат диссертации, Казанский госуниверситет, 2000.
Диагностика и коррекция профессионально-значимых качеств. – Екатеринбург: ИРРО, 1997.
Занковский А.И.Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность (Сборник научных трудов).– Свердловск: СИПИ, 1990.
Майерс Дэвид.Социальная психология. – С.Петербург: Питер, 2002.
Народное образование. Выпуски журнала за 2010-2014 годы.
Поливанова К.Н.Психологическое содержание подросткового возраста. – Вопросы психологии, 1996, №1.
Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. – С.Петербург: Питер, 2000.
Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: в 2 томах. Том 1. – Москва,1989.
Станкин М.И.Если мы хотим сотрудничать. – Москва: Академия, 1996.
Цукерман Г.А.Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993.