Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Социализация людей пожилого возраста средствами фольклора в культурно-досуговой деятельности. Работа №213380

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа по развитию социализации людей пожилого возраста посредством фольклора в культурно-досуговой деятельности

Работа:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тамбовский государственный музыкально-педагогический
институт им. С.В. Рахманинова
Программа по развитию социализации людей пожилого возраста посредством фольклора в культурно-досуговой деятельности
Структура программы
I. Пояснительная записка
- Направления, реализуемые данной программой;
- Срок реализации учебного предмета;
- Формы и методы проведения занятий;
- Цель и задачи программы;
- Структура программы;
- Описание материально-технических условий.
II. Тематический план
III. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации специалистам культурно-досуговой деятельности;
IV. Список учебной и методической литературы
- Учебники,
- Методическая литература.
I. Пояснительная записка
При изучении данной проблемы и написании программы были рассмотрены региональные, федеральные и целевые программы. На данный момент осуществляется указ Президента РФ № 883 и действует федеральная целевая программа Старшее поколение по социальной защите пожилого населения. В настоящее время действующей федеральной программы решающей проблему досуга и социализации пожилых людей не существует.
Проблема социализации людей пожилого возраста в социокультурной жизни общества предусматривает реализацию и разработку специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.
При организации досуговой деятельности пожилых людей в условиях работы творческого коллектива (объединения) существует ряд основных функций: творческая, рекреативная, коммуникативная.
Направления, реализуемые данной Программой:
- удовлетворение духовных потребностей людей пожилого возраста, потребностей в социализации;
- патриотическое воспитание, привитие духовных и моральных ценностей подрастающему поколению на идеалах истории жизни старшего поколения;
- формирование уважительного и внимательного отношения к социуму;
- оздоровление людей пожилого возраста, профилактика здоровья;
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;
- почитание народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
- воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Программа ориентирована на:
- воспитание и развитие я личностных качеств участников программы, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование эстетических взглядов, нравственны установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.
Данная программа предполагает проведение итогов в форме различных мероприятий: концертов, выставок, народных гуляний и пр.
Срок реализации данной программы 1 год.
Формы организации досуга:
- вечерки;
- выставки декоративно-прикладного творчества;
- гостиная (музыкальная, литературная, театральная (фольклорный театр));
- концерт;
- театрализовано-музыкальное представление;
- ярмарка;
- репетиционные занятия и др.
Методы работы:
- игровые методы;
- театрализация;
- сотрудничество;
- импровизация.
Материально-технические условия при реализации программы:
Оборудованный кабинет
Наличие аудио и видео аппаратуры.
Наличие русских народных музыкальных инструментов.
Наличие предметов быта русских крестьян.
Наличие русских народных костюмов и стилизованных под старину.
Специальная литература.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах времени, предусмотренного на освоение программы;
- распределение тематического материала в течении 1 года реализации программы;
- формы и методы контроля результативности;
- методическое обеспечение процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы Содержание программы.
II. Тематический план
Тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы.
Тематический план мероприятий
Сроки проведения
Название
мероприятия
Ожидаемый
результат
Январь
1. Выставка народной игрушки
2. Конкурс декоративно-прикладного творчества Рождественский вертеп
3. Фольклорный праздник Рождественская вечерка
Развитие творческих способностей, коммуникативных качеств.
Февраль
1. Участие в ежегодном городском конкурсе Зима веселью не помеха
2. Мероприятие в рамках празднования дня Защитника Отечества Пою Защитникам Отечества
Развитие ответственности, патриотизма и любви к Родине и Отчизне.
Март
1. Участие в конкурсных программах различного уровня (городских, областных, всероссийских, международных)
2. Организация и проведение Масленичного гуляния. Концертно-конкурсная программа.
Формирование творческой активности.
Развитие интереса к традициям, обычаям.
Апрель
Досугово-познавательное мероприятие Дорого яичко ко Христову Дню!
Развитие духовно-нравственных ценностей
Май
1. Концертная программа Пасхальный перезвон (совместно с коллективом-спутником)
Передача и привитие духовно-нравственных ценностей подрастающему поколению
Июнь
1. Участие в областных фестивалях по событийному туризму
2. Участие в городском фестивале Котовская неваляшка
Формирование позитивного образа будущего, развитие творческих способностей
Июль
Мероприятие, посвященное Дню семьи, Любви и Верности
Передача семейных и духовных ценностей. Формирование образа-идеала русской семьи
Август
1. Участие в областных фестивалях по событийному туризму
2. Участие в народном гулянье Атмановские кулачки
3. Проведение концерта-беседы в Уголке старины
Формирование навыков общения и сплочения коллектива.
Трансляция народных обрядов, знакомство с новыми видами народного творчества
Сентябрь
Запись программы на местном ТВ КТВ – 8 Встреча в студии
Освещение проводимых мероприятий в СМИ. Повышение интереса у граждан к народной культуре и народному творчеству
Октябрь
1. Выставка Дары осени
2. Концертное мероприятие Покров-батюшка
3. Ярмарка осени
Развитие творческих способностей, укрепление командного духа, возможность самовыражения и проявления скрытых талантов
Ноябрь
1. Концертное мероприятие в рамках Дня матери Мама, ты любовь моя
2. Литературно-музыкальный фольклорный вечер Мама - Бабушка
Развитие и укрепление духовно-нравственных ценностей.
Формирование уважительного отношения и проявление интереса к старшему поколению
Декабрь
1. Концертная программа Пою тебе, метелица
2. Выставка-ярмарка элементов народного костюма
3. Участие в конкурсных программах различного уровня
Воспитание командного духа, реализация и воплощение в жизнь творческих идей.
Повышение духа соперничества (относительно конкурсов)
Ожидаемый результат
Фольклор в работе с людьми пожилого возраста необходимо использовать в интегрированной форме.
Положительный результат при реализации программы будет получен при соблюдении следующих принципов:
- во-первых, тщательный, обусловленный возрастными особенностями людей пожилого возраста отбор материала;
- во-вторых, интеграция работы;
- в-третьих активное включение участников;
- в-четвертых, использование социализирующего потенциала фольклора в создании оптимальной среды для успешного социализации пожилых людей.
В процессе работы по программе предполагаются следующие изменения:
- повышение интереса к народному творчеству;
- повышение самостоятельности и ответственности в решении разных ситуаций;
- приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания реальности и повседневной жизни.
В итоге – успешное развитие социализации у людей пожилого возраста.
III. Методическое обеспечение процесса
Формы работы по организации культурно-досуговой деятельности
Словесно-логические формы. Здесь основное средство воздействия – слово, а именно убеждение словом, которое вызывает ответные реакции. К такому типу относится концерт-беседа, лекции с применением концертных номеров в ходе которых происходит обмен информацией и обсуждение проблем.
Образно-художественные формы объединяют в себе такие средства воздействия, которые вызывают совместное переживание, глубокие и сильные коллективные эмоции. Подобные чувства испытывают на праздниках. Благодаря художественным образам педагог (руководитель) настраивает участников на восприятие материала, что влечет за собой заинтересованность. Большой потенциал имеют такие формы, как фольклорные вечерки, праздники с народной тематикой. Можно использовать различные логические задания (кроссворд на любую тематику относительно народных праздников или костюма и т.д.).
Коллективное творческое дело. Данная форма работы является особым способом организации жизнедеятельности людей пожилого возраста. Именно коллективное творческое дело – важнейший структурный компонент методики коллективно-творческого воспитания личности. Методика коллективно-творческого воспитания личности предполагает широкое участие каждого в разработке, выборе, проведении и анализе коллективных творческих дел. Каждый участник дела находится в ситуации сочинительства, фантазии, придумывания, т.е. создании чего-то нового. В данном процессе участники учатся работать, приобретают навыки общения, делить ответственность и успех с другими, узнают много нового друг о друге. Таким образом, происходит сплочение и формирование коллектива, формирование личности, развитие личности. Именно данная форма является доминирующей в ходе реализации Программы.
Почти все формы работы с фольклором сопровождаются беседами о нравственных понятиях, о культуре поведения, о культуре своего народа. Использование различных форм фольклора в развитии социализации осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. С их помощью можно решать практически все задачи по социализации людей пожилого возраста и наряду с основными методами и приемами личностного развития можно и нужно использовать этот богатейший материал творчества народа. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы с фольклором позволяют формировать интерес к нему, тем самым формировать и развивать социальные качества личности.
Виды аудиторных занятий:
- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);
- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;
- практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора;
- постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану;
- музыкально-фольклорные игры;
- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;
- организация и посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность участников, остроту восприятия материала.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательностивизученииматериалатребуютотпреподавателяпримененияразличныхподходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.
Особенности программы Фольклор как средство социализации людей пожилого возраста в культурно-досуговой деятельности связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен.
Таким образом, в течении года частники программы изучают обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности, которого увеличивается с каждым годом.
Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания участников посредством фольклора.
Работа с фольклором на занятиях помогает решить следующие задачи:
* Развитие творческой индивидуальности.
* Эмоциональное развитие.
* Воспитание эстетических, патриотических чувств.
* Развитие музыкальных способностей.
* Развитие духовной сферы.
* Развитие самостоятельности, физической активности.
В работе с людьми пожилого возраста приходится часто сталкиваться с возрастной пассивностью, закомплексованностью, неумением раскрыть свои возможности.
Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности? И ответ оказался на поверхности: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность пожилых людей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству.
Например, знакомство с обрядами осеннего цикла обогащает участников знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Участники могут использовать эти знания во время осеннего праздника Дары осени, Покров-Батюшка.
После изучения обрядов зимнего цикла участники с увлечением могут заняться изготовлением козы, которую потом водят с собой во время колядования, разучивают игровые сценки, играя роли, перевоплощаются в героев, подбирают себе костюмы, поют колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике Рождественский вертеп, Рождественская вечерка.
Готовясь к Масленице, участники программы могут самостоятельно изготовить чучело масленицы, затем сжигая его на костре.
Знакомясь с обрядами летнего цикла, можно приготовить праздник Троица, увлекая этим праздником участников. Взрослые люди плетут венки, украшают разноцветными ленточками дерево березку, знакомятся с обрядом кумления.
Совместная деятельность участников программы создаёт общее эмоциональное переживание, участники оказывают помощь друг другу при выполнении задания, учатся сострадать, переживать неудачи и радоваться успеху. Пожилые люди становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходит преображение робких, застенчивых пожилых людей в раскрепощенных и инициативных.
В совместной деятельности работают такие стороны духовного мира человека, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда участники понимают необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?).
Идея фольклорных праздников очень важна. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у пожилого человека чувства неверия, бессилия.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цель и задачи праздников:
* Создать зону психологического комфорта.
* Развить творческие способности людей пожилого возраста.
* Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
Система праздников создает духовную общность, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких пожилых людей в эмоциональных и инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс, приобретают умения, навыки, развивают фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной форме.
IV. Список методической литературы
№№ 20 источников
14
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×