В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в образовательной деятельности, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышении коммуникативной компетентности воспитанников.
Среди методологических принципов, на которых строится российское образование в XXI веке, важное место занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Концепция модернизации образования выделяет принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования. Развиваются эти идеи в русле “личностно-ориентированного подхода” к образованию.
Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.
Доклад на тему
«Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.»
Подготовила : воспитатель
МОУ Ясашно-Ташлинской СОШ
( дошкольные группы)
Шурмакина Нина Ивановна
В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в образовательной деятельности, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышении коммуникативной компетентности воспитанников.
Среди методологических принципов, на которых строится российское образование в XXI веке, важное место занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Концепция модернизации образования выделяет принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования. Развиваются эти идеи в русле “личностно-ориентированного подхода” к образованию.
Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.
Ожегов в толковом словаре трактует понятие «Индивидуализм», как нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества или стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности. «Индивидуалист» - это человек, как отдельная личность с особенностями характера, психического склада, отличающие одного индивидуума от другого. «Индивидуализация» - процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе развития обществ, отношений.
Актуальной становится проблема технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.
Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.
В современных инновационных программах отмечается, чем более индивидуален подход к ребенку, тем более гладко проходит реализация программы.
Выделяют два направления индивидуализации: Развитие индивидуальных способностей и индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии.
Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности. В этом контексте принцип индивидуализации получает свое наиболее полное определение: помимо знаний об индивидуальных особенностях детей, опоры на них в педагогической деятельности он предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности. Второе направление заключается в том, чтобы педагог, учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы. От педагога требуется ежедневное применение технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.
Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, их относят к отстающим. Проводится работа, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации.
Наш детский сад широко внедряет в работу с воспитанниками инновационные технологии. Основной задачей этих нововведений является необходимость выбора методов и форм организации работы с детьми, которые позволят развить такие качества дошкольников, как любознательность, способность к творческому самовыражению, которые научат их мыслить неординарно и творчески, а также научат детей применять современные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повысят уровень интеллектуального мышления и креативного воображения.
Второй, важнейший принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Третий принцип. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
При реализации четвертого принципа необходимо: создавать условия для самостоятельной творческой познавательной деятельности, создавать в группе положительный психологический микроклимат, учитывать индивидуальные особенности детей.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!