Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

« ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ». Работа №229610

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На современном этапе развития российского общества, приоритетной задачей образовательных учреждений всех типов и уровней, от детского сада до университета, становится патриотическое воспитание подрастающего поколения. О необходимости патриотического воспитания говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года, где одной из важнейших задач системы образования ставится «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям». В качестве ожидаемых результатов реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 г.г.» указаны «активизация и повышение интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, её героическим страницам, повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; повышение интереса россиян к литературе, изобразительному искусству, музыке, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства». 

Работа:

 

« ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

 

На современном этапе развития российского общества, приоритетной задачей образовательных учреждений всех типов и уровней, от детского сада до университета, становится патриотическое воспитание подрастающего поколения. О необходимости патриотического воспитания говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года, где одной из важнейших задач системы образования ставится «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям». В качестве ожидаемых результатов реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 г.г.» указаны «активизация и повышение интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, её героическим страницам, повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; повышение интереса россиян к литературе, изобразительному искусству, музыке, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства». Это высвечивает проблему преемственности патриотического воспитания, одним из важнейших звеньев которой является детский сад. Роль дошкольного учреждения в становлении личности юного гражданина, по сравнению с каждой последующей ступенью образования, - уникальна, потому как детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Ребёнок дошкольного возраста отличается большей эмоциональностью, его чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни, определяя поступки, выступая в качестве мотивов поведения и отношения к окружающему внешнему миру. Именно поэтому, в патриотическом воспитании дошкольников, приобщение к музыкальному искусству, как к одному из средств формирования начал патриотизма, имеет большое значение. В число эффективных механизмов, способствующих пробуждению чувства патриотизма, - в первую очередь у детей, на наш взгляд, следует включить песню, как форму сжатую и лаконичную, способную передавать любовь к Родине, к родной природе, уважение к истории Отечества, его героям и традициям. Названные идеалы получают в песне наибольшую реализацию, обретают массовость распространения. Своими поэтическими и музыкальными образами песня способна пробуждать самые искренние чувства и эмоции, прививать любовь к Родине, создавать музыкально-образную среду для сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, формировать художественный музыкальный вкус. Являясь первым «учителем музыки», песня в детском саду, в наиболее общедоступной форме, призвана нести в самые широкие массы идеи и принципы патриотизма, мотивировать стать достойным членом общества.

Одной из задач музыкального воспитания в детском саду является обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных для них и несложных песен. Педагог должен помогать детям понимать содержание музыкальных образов, овладевать необходимыми навыками, проявлять свои чувства в непринуждённом, естественном пении. Воситательно-образовательная работа должна включать различные виды певческой деятельности, в особенности, слушание и исполнение песен. Каждая песня, являясь неповторимым музыкально-поэтическим образом, требует от музыкального руководителя целесообразных приёмов её усвоения. Дети могут по-настоящему передавать лишь понятные им литературные и музыкальные образы. Исполнение песни воздействует на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выражать свои чувства, но и вызывать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений, усложняются переживания ребёнка, и возрастает интерес, как к самой песне, так и её воспроизведению.

Решая задачи патриотического воспитания, песенный репертуар должен отражать следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для детей определённого возраста)

Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Дифференцированный подход к каждому ребёнку

.

Максимальный учёт интересов, возможностей и психологических особенностей воспитанников.

Всю работу по песенному патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях можно разбить на три блока: знакомство детей с произведениями русских классиков, музыкальный фольклор и творчество современных композиторов, пишущих для детей.

В большей степени, знакомство с вокальным творчеством великих русских композиторов, таких как: Михаил Глинка, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Пётр Чайковский и многих других, связано со слушанием. Именно прослушивание и обсуждение классических вокальных произведений в дошкольном возрасте дают детям яркие музыкальные впечатления, пробуждают сопереживание, сеют и взращивают в детской душе семена любви к родной природе, к родному языку, к истории и культуре страны.

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека, находящегося в рамках конкретной социально-культурной среды. Чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу являются базой формирования патриотизма. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Русские народные песни, используемые в работе с дошкольниками, просты и мелодичны. Способствуя развитию первоначальных певческих навыков у детей, они легко усваиваются и являются эффективным средством в качестве распевания. Также широко используются для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.. Русские народные песни систематично звучат на утренней гимнастике. В работе с детьми необходимо добиваться не столько пассивного, сколько активного участия в исполнении песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, инсценировок и пр.

Василий Александрович Сухомлинский, педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики писал: «Познание, постижение истоков своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием». Формируя мировоззрение подрастающего поколения, детские песни прочно отстаивают высокие идеалы нравственности, гражданственности, патриотизма. В жанре детской песни работали яркие и самобытные композиторы современности, такие как, А. Островский, Д. Кабалевский, З. Левина, И. Дунаевский, В. Локтев, В. Мураделли, М. Парцхладзе, А. Пахмутова и другие. Они создали замечательные песни, многие из которых стали символами эпохи и сегодня продолжают жить в нашем настоящем. Так, например, песня нашего земляка, Александра Островского «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л. Ошанина, 1962г), получившая I премию на Международном фестивале песни в Сопоте, стала музыкальной эмблемой мира. Многие поколения детей воспитывались на песнях, чутко откликавшихся на важнейшие события в жизни страны: победа в Великой Отечественной Войне, восстановление страны после разгрома фашистских захватчиков, движение за мир, полёт в космос и многие другие.

Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс. И в этом смысле, пробуждение чувства патриотизма становится элементом общего воспитания, которое в современной педагогике определяется как «целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, предполагающий освоение человеком элементов своей культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения, определяющие врастание в его этническую культуру». Ценность этого целенаправленного влияния обусловлена механизмами, консолидирующими общество в части гражданской самоидентификации, гармонизации, сохранения самобытности и культурного своеобразия многонационального народа, осмысления его идентичности в многоликом человеческом обществе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×