Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проблема сценического волнения. Работа №217045

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных для музыканта-исполнителя. Роль педагога является неотъемлемой в подготовке своего ученика к концертному выступлению. 

Цель данной работы - выявить наиболее универсальные и действенные методы и условия для преодоления волнения у учащихся ДМШ.

Работа:
Проблема сценического волнения
[Методический доклад преподавателя по классу гитары Емангуловой Инны Геннадьевны]
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Архангельской области Детская музыкальная школа № 1 Баренцева региона филиал Плесецкая детская школа искусств
п. Плесецк
Оглавление
Введение стр. 3
Подготовка ученика к концертному выступлению стр. 4
Возможные психологические причины сценического
волнениястр. 5
Методы работы по снижению сценического волнения стр. 6
Заключениестр. 8
Список использованной литературыстр. 8
Введение
Музыкальное исполнительство давно уже стало отдельной областьюмузыкальногоискусства, дав миру превосходных музыкантов. Музыка способна выражать философские раздумья о смысле жизни, передавать состояние любования природой, влюбленности, трагической безысходности или надежды.
Исполнитель призван доносить музыку до слушателя. Его роль заключается не только в удовлетворении художественного вкуса публики, но и в его дальнейшем развитии. Работу музыканта – исполнителя называют творческой. Исполнитель, воспроизводя нотную запись, интерпретирует, то есть по – своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Можно играть чуть громче и чуть тише, чуть медленнее и быстрее, можно играть резче и мягче, лиричнее и экспрессивнее, можно по – своему расставлять акценты, делать свою фразировку. Все это зависит от исполнителя – от его понимания произведения, и даже от его настроения. От того, как он себя чувствует, насколько волнуется — зависит характер данного исполнения, его успех или неудача.
Одним из немаловажных отрицательных субъективных факторов, тормозящих, а иногда и совершенно парализующих творчество музыкального исполнителя, является так называемая артистическая лихорадка. Никогда нельзя предугадать, какой сюрприз готовит исполнителю сцена. Артист должен быть человеком, готовым к любым неожиданностям, подстерегающим его во время исполнения. И если такой сюрприз случится, он не должен терять самообладание; нужно направить волю и желание, не давая волнению захлестнуть себя, чтобы выйти из неприятного положения. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену. Творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат. Исполнитель – музыкант достигает своей цели, если ему удается подвести слушателей к открытию нового, к пониманию ранее не осознанного ими. Тогда слушатели приходят к тем эмоциональным выводам, которые представляют собой сверхзадачу исполнителя.
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры. Различные виды сценического исполнения, в том числе и музыкальное, требуют большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя. Успешное выступление музыканта является результатом оптимальной концертной готовности.
По мнению квалифицированных специалистов, музыкант должен уметь эффективно контролировать себя, быть эмоционально стабильным, владеть психологическими приёмами и иметь устойчивую психику.
Цель данной работы – выявить наиболее универсальные и действенные методы и условия преодоления волнения у учащихся ДМШ.
Задачи: обучающие – коррекция неправильного сценического поведения;
воспитывающие – психологическая подготовка учащегося к выступлению;
развивающие – формирование сценической устойчивости.
3
Подготовка ученика к концертному выступлению
Проблема адекватного поведения на сцене напрямую связана с исполнительской практикой. В среде музыкантов-профессионалов эта проблема рассматривается с конца 17 века. И сегодня она по-прежнему значима для множества исполнителей на различных инструментах, учеников.
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его прошлого опыта или мастерства, но и от того, что происходит с субъектом до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на
исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений, коррекции или замены такого поведения на сцене более подходящими и адекватными статусу артиста и ситуации. Проблема психологической подготовки учащегося музыкальной школы к концертному выступлению – одна их важнейших в музыкально-исполнительском искусстве. Нет исполнителя-музыканта, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. А уж что говорить о начинающих музыкантах! Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко разучено музыкальное произведение. Как часто ответственный и трудолюбивый ребенок тщательнейшим образом изучает нотный текст, регулярно и много занимается дома, репетирует в классе предстоящее выступление, но, выходя на сцену, теряет способность контролировать происходящее и не может успешно реализовать художественный замысел.
Существенное влияние на поведение на сцене оказывает темперамент. Как известно, различают четыре типа темперамента, которые наиболее чётко проявляются в форме реакций и поведения. Природная основа темперамента, связанная с разными проявлениями высшей нервной деятельности, остаётся почти неизменной на протяжении всей жизни человека. В экстренных условиях, к которым относится и выступление перед публикой, несдержанность холерика или тревожность меланхолика всегда дадут о себе знать и только усилятся. Однако с помощью воспитания и системы тренировок можно снизить отрицательные проявления темперамента и улучшить положение.
Определить темперамент учащегося трудно и сложно. Наблюдать нужно за повторяющимися и устойчивыми проявлениями таких свойств, как чувствительность, активность, моторика.
Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна вестись с детских лет. К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Концертность – это, прежде всего, внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают. Исполнение должно сочетаться с работой кропотливой и обстоятельной.
Волнение, связанное с публичным выступлением, может иметь место не только во время самого исполнения при слушателях, но иногда и задолго до этого выступления.
Психологическое состояние исполнителя, готовящегося выйти на сцену, можно сравнить с состоянием спортсмена перед стартом. Как правило, данное состояние проявляется в одной из трёх основных форм: творческий подъём, предстартовая лихорадка и апатия. Творческий подъём характеризуется быстротой реакции, обострением внимания, повышением уровня адаптивных возможностей. Предстартовая лихорадка приносит исполнителю ощущение тревоги
и беспокойства. Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдержать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассеивается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и часто неадекватно ситуации. Состояние апатии сопровождается ощущением вялости, нежеланием действовать. Реакции замедляются, тормозные процессы в коре головного мозга превалируют над процессами возбуждения. Попытка хоть немного классифицировать формы психологического состояния исполнителей не может вместить всю гамму ощущений, которые испытывает музыкант, выходящий на сцену. Для того, чтобы помочь исполнителю
4
справиться с теми или иными негативными ощущениями перед выходом на сцену, необходимо формировать у него состояние творческого подъёма, воспитывая следующие потребности: потребность приобщиться к Прекрасному, участвуя в исполнительском процессе, потребность в творческом общении с партнерами по ансамблю и с публикой и потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое особое видение мира.
Боязнь забыть нотный текст – распространенная болезнь среди начинающих музыкантов.
Сама по себе память,- пишет Коган, - тут по большей части не причём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются. Л. А. Баренбойм считает, что в данном случае, исполнитель пытается сознательно контролировать давно выработанные исполнительские навыки, автоматически налаженные психические процессы, и это наносит большой вред. Успешная музыкально-исполнительская деятельность возможна лишь в случае полной согласованности всех сторон личности: интеллектуальной, эмоциональной и
двигательной. Ни одна из вышеназванных сторон не должна подавлять другие. Успех достигается
там, где все три функции психики действуют согласованно, поочередно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Для более крепкого запоминания нотного текста можно посоветовать методику польского пианиста И.Гофмана, которая заключается в мысленном, беззвучном проигрывании сочинения сначала по нотам, а затем и не глядя в них. Пальцы нажимают воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают движения, необходимые для исполнительского процесса, но музыка звучит лишь в слуховых представлениях исполнителя. Если музыканту удается таким образом проиграть все произведение, то он, как правило, уже не боится забыть текст. Уверенность, что произведение
выучено надежно, спасает от многих негативных форм эстрадного волнения.
Удачное выступление складывается:
1.Из уверенного знания концертной программы;
2.Умения самому себе помочь овладеть приёмами психологической помощи;
3.Поддержки педагога, родителей.
Эту схему можно дополнить на усмотрение преподавателя.
Возможные психологические причины сценического волнения
Особенно часто сценическому волнению подвержены начинающие исполнители – это
учащиеся музыкальных школ. Сценическое волнение – сложное состояние организма и психики, квалифицируемое психологами и педагогами как состояние стресса.
Если говорить о причинах волнения, можно посмотреть высказывания Когана:- Корень волнения – неотступные мысли о себе; - Сосредоточение на том, что нужно сделать при исполнении произведения – вернейшее средство забыть о себе.
Нет двух исполнителей, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на сцену. Кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, кому-то всё надоело, а некоторые ученики испытывают состояние творческого подъёма и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.
Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное,дезорганизующее, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Сценическое волнение нужно рассматривать как разновидность эмоционального состояния, которое зависит от личностных особенностей исполнителя, силы воли.
Нужно сказать о том, что следует учитывать и возраст учащихся. Например, младшие школьники волнуются в меньшей степени, так как у многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Для учащихся младших классов (6-9лет) выступление в концерте ассоциируется с праздничными ожиданиями, запечатленными в детстве от посещения утренников в детском саду. У детей 9-11 лет при наличии общих свойств, появляются новые личностные качества, и их исполнительская деятельность приобретает новый смысл. Это проявляется в их отношении кучебно-исполнительской деятельности, ее мотивации, особенностях пред концертных состояний и поведения. Так, у многих из них появляется интерес к выяснению содержания произведения, критерии исполнительской деятельности, интерес к ее внутреннему аспекту. Хотя основной мотив
выступлений у большинства детей связан со стремлением к высокой оценке, в то же время в их суждениях проявляется склонность к анализу качественных сторон своего исполнения. Их
5
потребности чаще соответствуют реальным возможностям. Они уже лучше разбираются в своем состоянии и нередко правильно отмечают егофизиологическиепризнаки (стучит сильно сердце; все внутри сжимается). Эти новые личностные качества указывают на формирование к концу младшего школьного возраста некоторых собственно исполнительских мотивов и свойств и
проявление в пред концертном состоянии детей интеллектуального компонента. Все эти явления тесно связаны с уровнем сформированности собственно исполнительских свойств, качеств и навыков. Поэтому возраст 9-11 лет можно считать наиболее благоприятным периодом для целенаправленного педагогического воздействия на ученика с целью развития и формирования необходимых форм поведения и его организации. В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения, закрепленные в подростковом возрасте. Устойчивость психики, сформировавшийся уровень притязаний и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные реакции и переживания, которые бывает трудно переделать. У одних исполнителей во время концерта состояние волнения является ситуативным, у некоторых оно связано с тревожностью. Г. Нейгауз подчёркивал не только отрицательные, но и положительные стороны сценического волнения.
Когда юный исполнитель начинает своё выступление на сцене, в результате стресса временно нарушается ряд психических и физических функций. Сценическое волнение приводит к интенсивному выбросу гормонов адреналина и норадреналина, в результате у ученика повышается артериальное давление и учащается сердцебиение, также это приводит к зажатиям. Сильное волнение перед предстоящим выступлением приводит в расстройство исполнителя, координация движений нарушается, температура тела также изменчива, появляется неуверенность в памяти. В результате сценического волнения происходит перевозбуждение всей нервной системы, это проявляется в состоянии агрессии или сценического ступора, человек перестаёт реагировать на внешние раздражители. Ученики с сильным типом нервной системы переживают агрессивное состояние, и в этот момент выступление исполнителя становится резким. Состояние ученика, в большинстве случаев, неблагоприятно.
Для первого выступления характерной чертой является нервное возбуждение, также повышается двигательная активность, речь становится громче и быстрее. По причине того, что юный исполнитель вынужден находиться в непривычном для него психическом и физическом состоянии, при выступлении возникают ошибки. Каждая, даже мелкая ошибка, в этот момент представляется катастрофой.
Исследователи, занимающиеся проблемой сценического волнения, разделяют его на деструктивное и конструктивное.
Деструктивное волнение является разрушающим процессом, оказывает влияние на работу мышц, блокируя её, либо заставляет совершать непроизвольные движения
Конструктивное волнение вызывает совершенно противоположные чувства.
Методы работы по снижению сценического волнения.
Роль педагога является неотъемлемой в подготовке своего ученика к концертному выступлению. Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика, уровня личностной тревожности. Индивидуальные особенности и даже привычки учащегося играют важную роль в настройке эмоционального состояния в период подготовки к выступлению. Педагог должен очень хорошо знать характер, склад психики своих воспитанников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, направленных на то, как правильнее, эффективнее готовиться к выступлению. Однако есть общие рекомендации, которые актуальны для каждого музыканта:
1.Рациональный подбор репертуара.
При выборе произведения важно учитывать возможности учащегося. При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика.
2.Формирование стабильности в концертных выступлениях за счёт добросовестной предварительной подготовки.
Одна из причин сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Чтобы этого избежать, используйте такой приём заучивания наизусть: работайте над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Границы разделения должны стать опорными пунктами. Эта методика даёт учащемуся навык исполнять произведение с любого места.
6
И педагог, и его воспитанник должны быть твердо убеждены в том, что для любоговида деятельностинепременным условием является отличное владение инструментом, немыслимое без решения широкого комплекса задач – от профессионального овладения техникой игры на инструменте до глубокого интеллектуального постижения логики музыкального развития исполняемого произведения. Сюда входит и привитие известных навыков артистизма, в том числе – воспитание сценического самочувствия. Факторы привития навыков сценического самочувствия исполнителя условно можно подразделить на три группы:
1.Равномерное развитие профессиональных навыков, образующих комплекс полноценности исполнителя. Оно включает в себя последовательность обучения, то есть своевременную подачу учебного материала. При этом необходимо учитывать физиологические и психические свойства личности учащегося;
2.Формирование положительного состояния психики исполнителя перед публичным выступлением.
3.Реакция исполнителя на внешние и внутренние раздражители во время концерта: температура и освещенность зала; цвет и форма окружающих предметов; сопутствующие звуки; мимолетная фальшь и так далее. Важно научиться не придавать этому огромного значения, главное – сохранить течение музыки. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу.
По словам Д. Ойстраха, если ты, выходя на сцену, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист. Как подчёркивает Г. Коган, волнение волнению рознь. После того, как артист уже вышел на эстраду, его психика подчиняется творческому процессу. Теперь уже исполнитель не интересуется окружающей его действительностью. Переживания в процессе музыкальной деятельности по-разному описываются музыкантами: это и вдохновение, сердечное томление, состояние потока. Как же достичь этого наивысшего творческого состояния? У педагогов-музыкантов существует целый ряд приёмов, которые вырабатывались годами и опробованы не на одном поколении.
Наиболее простой педагогической задачей является создание для учащегося благоприятных условий на репетициях и на сцене во время выступления. Если выступление получилось неудачным, задача преподавателя найти какой-нибудь положительный момент.
Один из самых распространённых приёмов психологической подготовки – это всем известное обыгрывание концертной программы, чтобы трудное стало привычным, а лёгкое – приятным
Следующий приём – ролевая подготовка. Смысл приёма в том, что исполнитель начинает играть роль человека, уверенного в себе.
Освоение некоторых психофизических приёмов так же может помочь в овладении оптимальным концертным состоянием:
- нормализация дыхания;
- мышечная релаксация;
- словесно-образные внушения.
Упражнения на дыхание
Существуют разные упражнения на дыхание – замечательное успокаивающее средство.
1.Разные варианты вдохов и выдохов: можно делать короткие вдохи и длительные выдохи, и наоборот.
2.Вдохи и выдохи с участием рук: вдыхать, выбрасывая вперёд руки, и так же выдыхать.
Можно использовать такое упражнение: перед выходом на сцену сделать глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот. Повторить 3 раза.
Замечательный педагог Т. Юдовина-Гальперина говорит о том, что удачное исполнение музыки во многом зависит от умения правильно дышать.
Один из приёмов самовнушения – предсонное самовнушение. Смысл заключается в том, что при расслабленных мышцах, спокойном дыхании, мысленно проиграть ситуацию выступления, настроить себя на успех.
На выступлениях учащихся своего класса преподаватель должен выглядеть спокойным, его поведение не должно выдавать внутреннее напряжение. Ему следует вселять бодрость, энтузиазм в сердца своих учеников. Преподавателю следует постоянно держать в поле внимания сильно волнующихся учеников. Вообще, надо верить в себя – иначе играть нельзя (Коган Г. М.)
7
Заключение
Рекомендации по преодолению сценического волнения:
- идеально выученная программа или произведение придадут исполнителю уверенность в себе;
- хороший отдых и здоровый сон накануне выступления;
- перед выступлением не переедать;
- за какое-то время до выхода на сцену педагог должен прекратить все замечания. Это одно из важных условий для преодоления волнения;
- важен боевой настрой перед выступлением;
- на сцене вести себя спокойно, выходить не торопясь.
Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приёмы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики музыканта. Ученику, не верящему в свои возможности и панически боящемуся ошибок, нужно постараться внушить мысль, что одна удачно сыгранная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Если хоть что-то в выступлении получилось хорошо, то исполнителю можно простить многие грехи, потому что творческие удачи – и есть то главное, ради чего исполнитель вышел к слушателям.
Учащимся, которые жалуются, что перед выходом на сцену теряют интерес к выступлению, можно посоветовать беречь свои физические и духовные силы, разумно чередовать творческую работу и отдых, для того, чтобы оптимальный уровень творческого возбуждения возник именно к началу выступления.
Учащимся, которые жалуются на робость от присутствия большого количества слушателей, можно порекомендовать следующий прием: занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене зрительного зала, заполненного публикой, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздника, и в этом состоянии исполнить всю программу.
В процессе подготовки к концертному исполнению большую помощь может оказать моделирование состояния, близкого к сценическому. Известна история знаменитой пианистки Маргерит Лонг, которая репетировала свое концертное выступление в присутствии детских кукол. Она рассадила их по комнате. Войдя, поздоровалась с ними и затем исполнила всю программу. Постепенно она привыкла находиться в ситуации присутствия публики и на реальных концертах играла блестяще.
Научно доказано, что преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних, только лишь повышает планку волнения и усугубляет положение. Но отсутствие волнения ещё более нежелательно для исполнителя.
Список используемой литературы
Апраскина О. Методика музыкального воспитания. - М., 1983
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М., 1987
Боровик Т. Игры и упражнения для рук и пальцев. - К., 1999
Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии - М., 1990
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства. - М., 2004
Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. - К., 2004
Коновалов А.А. Игры и упражнения для рук и пальчиков. - К.
Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Доинструментальный период. - Н.,1999
Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Инструментальный период. - Н., 1999
Кузнецов В.А. Как научить играть на гитаре. - М., 2006
Лезин Б.А. Вопросы психологии творчества. - Х., 1997
Мазель В. Музыкант и его руки. – С - П., 2000
Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. – Киев, 1985
8
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×