Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Работа №214413

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      В данной статье описываются разные виды и формы работы по  формированию творческих способностей младших школьников.

Работа:

Развитие творческих способностей учащихся

во внеурочной деятельности

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы.

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление учиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческие способности —  это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать большего.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Большое творческое развитие получают дети во внеурочной деятельности посещая кружки, секции, клубы, практикумы. Творческая работа позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.

В чем проявляет себя творческая личность?

Чувствительна

к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

Оригинальна

, комбинирует различные находки.

Работа приносит ей удовольствие.

Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

Уверена

в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения

 

Развивая творческие способности детей, я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Большое развитие творческих способностей дают следующие виды работ.

1. Это аппликации, поделки из разных материалов, рисунки, оригами. Это все способы развития индивидуальных творческих способностей детей.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

2. Сказочный мир, который замечательно приспособлен для полноценного творческого развития ребенка.

 Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

– Творческие задания по содержанию сказок.

Необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

Пример: «Три медведя». Придумать сказку наоборот. Три медведя заблудились и попали к девочкам.

Продолжить сказку. Курочка Ряба. Снесла Курочка Ряба золотое яичко, но оно было волшебное.

– Придумывание сказки на заданную тему.

- Приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо, что рассказал о своей жизни карандаш). 

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон. 

Если бы отменили летние каникулы.

Всегда ли нужно говорить правду.

Зачем я учусь.

3. Создание детьми стенгазеты класса или устного журнала.

Юные корреспонденты создают репортажи на актуальные темы, освещают праздники, спортивные новости, поздравляют с днем рождения и различными праздниками своих учителей и одноклассников.

4. Проектная деятельность

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается  всеми. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект.  Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

        Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть  реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
 II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.        Процесс и результат проекта приносит детям удовлетворение, радость, осознание собственных умений, уверенность в себе.

Развитие музыкальных, театральных и спортивных способностей чаще всего происходит в специальных школах, секциях, центрах во время внеклассной деятельности ребенка.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Для развития познавательных способностей использую следующие методы:

 Метод «Добровольности выбора»

Метод «в выставочных» условиях, на виду у всех»

Метод «Посмотри на свою работу со стороны»

Метод нескольких попыток.

Большую роль в развитие творческих способностей играют предметные декады, олимпиады.

        Развитие творческих способностей  младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

                    Заключение.

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу и практический опыт, я пришла к выводу о том, что начальная школа должна сформировать младшего школьника как творческую, самостоятельную, активную личность, Развитие у младших школьников творческой активности способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

 

 

Литература:

1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. Начальная школа. 1998г. №4  

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М,1981г.

3.Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978.

4.Сборник проектов / под ред. Гуревича Н.Н. – М.: Просвещение, 2001.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×