Опираясь на личный многолетний опыт работы в системе довузовского образования, я отразил некоторые аспекты роли воспитателя суворовского училища в формировании личности обучающегося
«Роль воспитателя в формировании личности обучающихся»
(из опыта работы)
Воспитатель ФГКОУ «Санкт-Петербургское
Суворовское военное училище МО РФ» Коренек А.Н.
В Российской армии и на флоте всегда остро ставился вопрос о профессиональном и нравственном примере офицера в роли воспитателя. Это характерно и для современного периода. Научить воинскому мастерству своих подчинённых очень непросто и во много раз сложнее их воспитать. Офицер - это не только военный специалист, а и руководитель воинского коллектива, учитель и воспитатель.
Личный пример - один из наиболее эффективных методов в воспитании. Но какими бы замечательными качествами ни обладал сам офицер-воспитатель, они не могут механически отразиться в характере подчинённых. В деле воспитания нужна продуманная методика, которая помогает избегать разного рода просчётов и педагогических ошибок.
Личный пример воспитателя является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову воспитателя суворовцы верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера-воспитателя вместе с воинами преодолевать все трудности воинского труда, высокой инициативностью.
По делам и поступкам воспитателя суворовцы судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему. Говоря о роли личного примера офицера, следует подчеркнуть, что он влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям.
На завидные высоты поднимает авторитет воспитателя принцип «Делай, как я!». Личный пример офицера-воспитателя, проявленный в эпизодах будничных, «приземленных», как нельзя лучше мотивирует подчиненных на успех, на профессиональное решение задачи. И, напротив, в тех случаях, когда доминирует лишь принцип «Делай, как я сказал!», за победы нередко приходится расплачиваться неоправданными жертвами.
Юный совсем суворовец, попав в незнакомую для него обстановку училища, учится новому поведению прежде всего на примере офицеров-воспитателей. Их поведение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример офицера-воспитателя поднимает настроение суворовцев, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений. Поэтому офицеры призваны служить примером для подчиненных.
Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно.
Исследования доказывают, что пластичность детской психики проявляется в подражании. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребёнка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путём уподобления, моделирования их в собственно деятельность. Поэтому огромное значение имеет тот человек, который находится рядом и осуществляет воспитательную функцию. Это человек, которому подражает подросток, осознанно или неосознанно берет пример.
В последнее время педагогов и родителей тревожит тот факт, что воспитание мальчиков осуществляется женщинами. Нередко мальчик растёт, не изведав на себе мужского влияния. Силу, упорство, мужество сможет быстрее сформировать у мальчиков только мужчина. Исследователи отметили, что в последние годы подростки проявляют безответственность, нерешительность, слабоволие, избалованность, т.е. те черты, что испокон веков не свойственны мужскому характеру. Причина - слабое мужское влияние на формирование психологического и морального облика детей.
Система воспитания в Суворовском военном училище даёт возможность корректировать негативные явления в гендерном развитии и способствует развитию мужских качеств. Воспитательный процесс в системе СВУ в части его непосредственного исполнения и воплощения в жизнь, хочу это подчеркнуть, организует офицер – воспитатель и начальник курса. Поэтому личность офицера- воспитателя имеет огромное значение.
Какие качества, являются необходимыми для взаимодействия офицера – воспитателя с суворовцами?
Характеристики личности связанные с её образованием и воспитанием. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.
Жизненный и профессиональный опыт, позволяющий обострить интуицию.
Природные качества- коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравится людям и влиять на них».
Анализ данных анкетирования проведённого среди суворовцев показывает, что личность офицера воспитателя играет значительную роль в их жизни. Они отмечают личные и деловые качества, с глубоким уважениям отмечают заслуги перед Отечеством. Однако, в каждом феномене существует и обратная сторона. Это так же относится к характеристике личности офицера – воспитателя. Анализ и корректировка личностных особенностей является непременным условием организации воспитательного процесса со стороны руководства курса.
Можно выделить те негативные качества, которые отрицательно сказываются на суворовцах это:
Пристрастность- выделение из среды воспитанников «любимчиков» и «плохих», публичное выражение симпатий и антипатий.
Неуравновешенность- неумение контролировать своё временное психическое состояние, настроение.
Мстительность и высокомерие - стремление сводить личные счёты, подчёркивать своё превосходство.
Рассеянность- забывчивость .
«Двойная мораль».
Существуют профессиональные противопоказания, то есть те качества, при которых общение с подростками недопустимо и оказывает на них негативное влияние:
- наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания);
- нравственная нечистоплотность;
- рукоприкладство, грубость, беспринципность, некомпетентность в вопросах воспитания;
- безответственность.
Для эффективного осуществления педагогической деятельности в условиях СВУ я определил для себя и хотел бы поделиться теми качествами, профессионально значимыми качествами, которые необходимы офицеру- воспитателю:
Социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности.
Целеустремлённость - умение использовать свои качества для решения педагогических задач.
Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
Способность и желание общаться с воспитанниками в ходе учебно- воспитательного процесса.
Обаяние- сплав духовности, привлекательности, вкуса.
Честность и справедливость- добросовестность в деятельности и способность действовать беспристрастно.
Современность, гуманность и педагогический оптимизм- умение оказать квалифицированную педагогическую помощь, вера в воспитанника и его способности.
Педагогический такт и толерантность- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия, терпеливость в работе с детьми.
Для того чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, перед ним должен быть достойный пример для подражания. Поэтому основная задача, которая стоит перед руководством суворовского училища - это обеспечение такого кадрового потенциала, который соответствовал целям воспитания подрастающего поколения, будущих защитников Родины.