В статье рассматривается деятельность АНО «Школа традиционной культуры «Параскева», направленная на патриотическое воспитание подрастающего поколения новгородцев.
Воспитание патриотизма у детей на примере деятельности
АНО «Школа традиционной культуры «Параскева»
Лоскутова Александра Павловна
студент гр. 8551,
Отделение педагогики и психологии (ОПП),
Институт непрерывного педагогического образования,
Новгородский государственный университет
им. Ярослава Мудрого
e-mail: Sulimiel@yandex.ru
Куриленко Александр Николаевич,
студент гр. 5241,
Кафедра педагогики, технологии и ремесел (ПТР),
Институт непрерывного педагогического образования,
Новгородский государственный университет
им. Ярослава Мудрого
e-mail: xh59@yandex.ru
Ключевые слова: патриотическое воспитание, народное искусство, ремесла, деятельность организации.
Аннотация: В статье рассматривается деятельность АНО «Школа традиционной культуры «Параскева», направленная на патриотическое воспитание подрастающего поколения новгородцев.
Со времен «Поучения Владимира Мономаха» и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной и приобретает особую значимость. В условиях современного мира, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Эта любовь начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, она переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Сегодня мы ощущаем потребность в знании национальной культуры. Прививать чувство патриотизма необходимо еще с детства.
Мастера АНО «Школа традиционной культуры Параскева» сохранили историческую память, доносят до младшего поколения фольклор, обычаи, обряды, ремесла.
Отсюда и содержательная полнота направлений в деятельности школы «Параскева», чтобы вызвать у детей живой интерес к народному искусству, обучая их различным приемам и навыкам художественного ремесла, которые бытовали раньше в каждой крестьянской семье и являлись частью повседневной жизни, быта.
В «Параскеве» сложились традиционные виды ремесла: ткачество, вышивка, лоскутное шитье, тряпичная кукла, художественная обработка дерева, глиняная игрушка. Кроме того, с детьми ведутся занятия по истории народного костюма русского Севера и других регионов России.
Вместе с тем, в народном искусстве бережно сохранились образы, унаследованные от далекого прошлого.
Поэтому в школе «Параскева» введен такой курс, как «Основы народной культуры», где на фоне устного фольклора, старинных обрядов, народного календаря раскрывается язык образов народной культуры.
Вместе с тем, в народном искусстве бережно сохранились образы, унаследованные от далекого прошлого. Поэтому в школе «Параскева» введен такой курс, как «Основы народной культуры», где на фоне устного фольклора, старинных обрядов, народного календаря раскрывается язык образов народной культуры.
«Параскева», согласно Уставу, занимается следующими видами деятельности:
- проведение исследовательской и экспедиционной работы по сбору старинных технологий ручного труда и ремёсел;
- организация деятельности творческих лабораторий по изучению, сохранению и развитию мужских и женских ремесел на основе исторически сложившихся художественно-стилевых особенностей и традиционных технологий;
- организация и участие в разработке и реализации программ, материалов по вопросам сохранения и развития традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия Новгородской земли;
- организация деятельности культурно-досуговых формирований, объединений и клубов по интересам в области традиционной народной культуры, в том числе ремесленной, создание условий для занятий в них;
- организация и проведение культурно-досуговых и информационно-просветительских мероприятий по сохранению и популяризации традиционной народной культуры;
- организация проведения фестивалей, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности населения Великого Новгорода и Новгородской области в целях приобщения к традиционному народному творчеству и ремеслам;
- информационная поддержка и сотрудничество с культурно-досуговыми, просветительскими и образовательными учреждениями по обмену знаниями и навыками ремесленной культуры Новгородской земли;
- проведение историко-краеведческих игр среди разновозрастных групп населения и гостей Великого Новгорода в просветительских и патриотических целях;
- создание и организация работы народного любительского театра, в том числе кукольного театра среди разновозрастных групп населения Великого Новгорода;
- проведение консультативной работы для разновозрастных групп населения и гостей Великого Новгорода по традиционному народному костюму, его пошиву;
- проведение консультативной работы для разновозрастных групп населения и гостей Великого Новгорода по изготовлению традиционной игрушки из различных материалов;
- проведение творческих встреч, концертов, спектаклей, выставочных мероприятий с участием любительских творческих коллективов, мастеров в области декоративно-прикладного искусства, самобытных художников из Великого Новгорода и Новгородской области в просветительских целях для разновозрастных групп населения и гостей Великого Новгорода;
- изготовление и реализация изделий народных художественных промыслов, сувенирных изделий.
Деятельность нашей Школы направлена на формирование живого интереса к народному искусству, к культуре ручного труда, основам художественного ремесла с опорой на новгородские традиции, а, следовательно, способствует развитию патриотизма у детей.
Список литературы
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ (дата обращения: 14.05.2019).
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта.) — Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — с. 123.