Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Взаимодействие участников образовательного процесса в адаптационный период детей раннего возраста». Работа №224712

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность  организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, кабинет.

Работа:

«Взаимодействие участников образовательного процесса в адаптационный период детей раннего возраста»

Автор: Ахметшина Розалия Ривхатовна , педагог-психолог МДОУ детский сад №44 «Колокольчик», г.о. Серпухов.

Работа с родителями. Условно ее можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - предварительный. Работа начинается весной, до начала нового учебного года. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников на Дне открытых дверей. С целью предупреждения эмоционального стресса, родителям рассказывают о режиме дня детей данного возраста, характере питания и т.д., рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома. С ними также проводится анкетирование, в ходе которого они  анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».

Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность  организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, кабинет.

Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает  взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», "С детьми работают…", "Детские капризы", "Детская самостоятельность" и т.д.

На третьем этапе - практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. После месяца посещения детьми детского сада (середина октября), педагог-психолог встречается с родителями на собрании, где подводятся итоги первичные адаптации; родители прорабатывают переживания, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад; оценивают свое настроение, обсуждают «больные» вопросы, делятся мнениями, а кто-то и знаниями. Родительский коллектив группы сплачивается, а это в свою очередь помогает родителям быть уверенными, менее тревожными. 

Работа с педагогами группы, принимающих малышей. В первые, дни сентября педагог-психолог проводит консультацию с ними. Он напоминает воспитателям,  особенности возраста детей 1,5-3 лет, адаптации, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком. Это могут быть и другие формы работы, например, семинар-практикум с воспитателями раннего и младшего возраста «Шаги на встречу»(см.фото). На таком занятии педагоги повышают свою педагогическую компетентность, могут проиграть игры, побыть детьми, что помогает им на практике.

В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

С воспитателями проводится практикум по заполнению листов адаптации. Каждый из факторов адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит) оценивается в баллах от +3 до – 3. Это позволяет более объективно оценить поведение ребёнка и проанализировать течение адаптационного периода ( смаблицу).

В течение учебного года, таких консультаций может быть несколько: "Привычки ребенка", "Питание ребенка в период адаптации", "Адаптация и круг общения", "Мальчики и девочки идут в детский сад".

Во время основного периода главное в работе психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать)и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Дети с резко отрицательным эмоциональным состоянием требуют большего внимания. За такими детьми проводится постоянное , с воспитателем решаем, как помочь этому ребенку, как давать рекомендации его родителям.

Помощь в установлении контакта с родителями тоже необходима воспитателям, психолог объясняет, как правильно вести беседы с родителями, чтобы не навредить себе.

Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.

Работа с детьми

Игры-занятия, педагог-психолог проводит с ноября месяца по декабрь. Проходят они еженедельно, продолжительностью до 15 минут. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, во втором полугодии, если возникает такая необходимость, группа делится на подгруппы.

Индивидуальная форма работы проводится в форме игры в кабинете педагога-психолога. Важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша, поэтому первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье. Дети хоть и попадают в новую обстановку (в гости – кабинет психолога), в принципе, чувствуют себя комфортно. Кабинет-это место, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.

 

Комплексный подход к решению проблемы адаптации:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

.

Работа с родителями.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

1)Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.

В период адаптации надо временно сохранить «домашние» приемы воспитания. Дать ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша можно взять на руки, покачать.
Ласковое обращение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться. 
В это же время специалист проводит наблюдение за детьми адаптационной группы. В протоколе наблюдения фиксируются особенности контактов детей с взрослыми, с другими детьми, поведение ребенка на занятиях, в играх.

Правильно организованная развивающая среда также способствует более успешному привыканию малышей к условиям детского сада. Игровую среду в группе следует наполнить соответствующим возрасту оборудованием и игрушками, которые бы не только доставляли удовольствие малышам, но и формировали их представления об окружающем мире и способствовали более активной игровой деятельности.

2) Работа с родителями.

Воспитателю также следует подготовить памятки, анкеты, ряд тематических консультаций для родителей. Темы консультаций являются отражением наиболее часто встречающихся у родителей вопросов воспитания и развития детей. Повышение психологической культуры помогает родителям осознать важность данного периода развития личности ребенка, способствует повышению у родителей потребности в более частом общении с детьми. Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

3)Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, к воспитателю и социуму в целом. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. 
Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
Дети полутора-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого используются игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, дергунчики, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещетки). Малыши очень любят двигательные игрушки каталки, тележки, машинки. Они могут отвлечь их от переживаний на некоторое время.

Совместная игра – это та деятельность, которая сразу сближает ребенка и взрослого. Дети двух лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками (это придет позже, к трем годам). Мало того, дети, не имеющие опыта общения с другими детьми, могут испытывать к ним страх, чувство неприязни. Для большинства детей сверстник – весьма занятный объект, на котором красивая одежда, который делает что-то необычное. Заняться общими делами, вместе играть, дети еще не умеют. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подрожать сверстнику. Этим и нужно воспользоваться для обучения детей игре рядом, а потом и вместе, для сближения детей между собой. 

Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.
Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослые совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят то Петрушка, то Карлсон, желающие поиграть с детьми.

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Проведение игр:

Игра "Поезд" 
Ведущий: "Ребята, а вы знаете что такое "поезд"? Вы видели когда-нибудь поезд? Давайте поиграем: я буду паровозом, а вы – вагончиками. (Участники встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.) Поехали! Чу-чу-чу! ("Воспитатель" ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход.) Остановка. Теперь паровозик снова поехал! Чу-чу-чу! 
Едем, едем мы вперед,

А потом наоборот.

Остановка! Кто нас ждет?

Ведущий подводит детей к игрушкам , предлагает выбрать друга, рассказать о нем.

 

Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.

В силу значимости и необходимости адаптации к дошкольному образовательному учреждению в жизни ребенка, необходимо всячески помогать малышу и его родителям. В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции.

Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.

 

Список использованной литературы

1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. М.: «Линка-Пресс», 2000

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж«Учитель», 2004

3. Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста. –М.: «Линка-Пресс», 1999

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. –М.: «Интор», 1996

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: «Айрис Пресс», 2005

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×