В данной работе описывается ситсема работы учителя начальных классов по осуществлению модели преемственности ДОУ - начальная школа
Краткое описание методической системы педагогического работника по осуществлению преемственности ДОУ – начальная школа
Став участником творческой группы по вопросам преемственности ДОУ - начальная школа, я заинтересовалась проблемой формирования психологической готовности детей 6–7 лет к обучению в школе в условиях осуществления преемственности между дошкольным учебным заведением и начальной школой. Поэтому темой моего самообразования стала «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к обучению в школе в условиях осуществления преемственности между ДОУ и начальной школой».
Цель моей работы - выявление и реализация организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование психологической готовности ребенка в период подготовки к школе и в первый год обучения в школе в условиях осуществления преемственности ДОУ и начальной школы.
разработать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка в период подготовки к школе и в первый год обучения в школе в условиях осуществления преемственности ДОУ и начальной школы.
Задачи, которые я поставила перед собой в работе над данной темой:
Проанализировать диагностические ме
тодики и программы психолого-педагогического
сопровождения ребенка на этапе подготовки к школе.
Разработать
систему
занятий с детьми подготовительных групп ДОУ и учащимися 1 классов, направленную на формирование психологической готовности к обучению в школе.
Разработать рекомендации для родителей по подготовке и адаптации детей к школе.
Многолетний опыт совместной работы МБОУ СОШ № 30 им. С. А. Железнова с детскими садами № 39 «Юбилейный», № 41 «Солнышко», № 58 «Одуванчик», № 40 «Антошка» позволил определить основные направления работы по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.
Методическая работа
В рамках методической работы я посещаю семинары, «круглые столы», совместные заседания МО для педагогов школы и детского сада, психологической и логопедической служб. Посещаю занятия в подготовительных группах детского сада. «Круглые столы» были посвящены адаптации учащихся первых классов к обучению в школе, итогам усвоения программного материала за учебный год, проблеме определения уровня готовности детей к обучению в школе. Каждая такая встреча дает нам, педагогам, возможность совершенствовать методы обучения и улучшать качество своей работы.
Работа с родителями
Совместно с психологом я посещаю родительские собрания в детских садах с презентациями нашей школы; с беседами о подготовке ребенка к школе; с информацией о том, как готовить ребенка к школе, не навредив его здоровью; о требованиях, которые будет предъявлять школа к будущим ученикам и их родителям. Провожу анкетирование родителей « Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; оформляю консультационные пункты для родителей будущих первоклассников, готовлю дни открытых дверей для родителей в школе. В 1 классе работа с родителями продолжается. В своем классе я провожу тематические родительские собрания по вопросам адаптации, психологической готовности и т.п.; индивидуальные консультации.
Работа с детьми
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, присутствие на уроках в первых классах, а также участие в совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и стихов, выставках поделок. Так же в стенах школы для воспитанников ДОУ я провожу специальные занятия, похожие на уроки, но отличающиеся продолжительностью (25 минут), широким использованием игровых технологий. На занятиях использую оригинальные упражнения, не дублирующие программы первого класса, а лишь подготавливающие почву для более легкого их усвоения в будущем.
Наша работа с учениками 1 классов в рамках преемственности не заканчивается первого сентября, с приходом детей в школу. Для успешной адаптации мы проводим экскурсии; нетрадиционные формы уроков; праздники; совместные уроки и воспитательные мероприятия с будущими первоклассниками. При необходимости оказывается психологическая и логопедическая помощь.
Таким образом, основные направления и формы работы по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях осуществления преемственности ДОУ – начальная школа
Работа с учителями начальной школы:Выступления на педагогических советах;Выступления на МО учителей начальных классов;Семинары;Консультации.Работа с воспитателями ДОУ:Совместные педагогические советы;Конференции;Консультации;Беседы;Посещение занятий в подготовительных группах.Работа с психологом ДОУ и школы:Диагностика воспитанников ДОУ и учеников 1 классов;Семинары;Консультации с учителями, воспитателями, родителями.Круглые столы.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период подготовки к школе и в первый год обучения в школеРабота с будущими первоклассниками:Экскурсии;Совместные праздники с учениками начальной школы;Открытые уроки и занятия;Презентации школы;Театральные представления.
Работа с первоклассниками:Экскурсии;Нетрадиционные формы уроков, ролевые игры;Праздники;Совместные уроки и воспитательные мероприятия с будущими первоклассниками.
Работа с родителями первоклассников:Родительские собрания;Родительский всеобуч;Индивидуальные консультации;Беседы;Презентации.Работа с родителями будущими первоклассниками:Родительские собрания;Презентации;Индивидуальные консультации;Презентации;Беседы.
В рамках работы над темой самообразования мною подготовлены и подобраны:
методики
психолого
- педагогичес
кого диагностирования,
позволяющие педагогам ДОУ и затем учителям начальной школы выявить сильные стороны психологической подготовки детей, увидеть проблемные зоны, наметить пути
коррекционно
- развивающего воздействия, отражающую индивидуаль
ную направленность обучения;
копилка игр для формирования и коррекции компонентов психологической готов
ности детей к обучению в школе
;
методические материалы для родителей будущих первоклассников о подго
товке детей к школе
;
презентации школы с подробной информацией о правилах приема в 1 класс, с программами обучения
в школе;
родительские собрания для родителей будущих первоклассников;
родительский всеобуч для родителей первоклассников;
конспекты совместных занятий и воспитательных мероприятий в рамках Дня открытых дверей для воспитанников ДОУ и обучающихся начальных классов.
Цель моей экспериментальной работы заключается не только в том, чтобы проверить эффективность программы по формированию психологической готовности детей к школе в условиях осуществления преемственности между ДОУ и начальной школой, а также апробация собственно созданной программы внеурочной деятельности в 1 классе «Азбука первоклассника» (приложение 16).
Эффективность такой работы очевидна. В частности, из года в год ученики первых классов, которые я набираю, быстро и безболезненно адаптируются к условиям обучения в школе (дети приходят в знакомое здание, в знакомые классные помещения, к уже знакомым педагогам). В прошлом учебном году даже первоклассники с удовольствием включились в совместную работу с детскими садами. Совместно с учениками 4 класса мы приняли участие в постановке театрального представления для дошкольников «Новогодние приключения», подготовили подарки для детей ДОУ своими руками. С энтузиазмом включились в работу по изготовлению поделок для украшения детских площадок в детских садах, участвовали в акции «Подарок малышам», за что получили благодарственные письма от воспитателей ДОУ.