Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

программа обучающего семинара «Мое психологическое здоровье, как его сохранить» . Работа №213114

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная программа предполагает освоение навыками укрепления и сохранения своего психологического здоровья. Программа включает в себя лекционные занятия и практические занятия: диагностический практикум, мини-тренингов.

Работа:

Каташова Елена Дмитриевна

Старший воспитатель

МДОУ д/с «Яблонька» р.пулловка

Вашему вниманию предлагается программа обучающего семинара «Мое психологическое здоровье, как его сохранить» по укреплению психологического здоровья и поддержания личного позитивного самочувствия.

 

Пояснительная записка

Во все времена люди заботились о себе и о своём здоровье. Люди всегда стремились ухаживать за собой, поддерживать хорошее состояние. И средств, для этого придумано превеликое множество: от различных диет до иглоукалывания. А кто не слышал в своё время крылатую фразу: «в здоровом - теле здоровый дух»?

Очень часто мы встречаем людей в замечательной физической форме, которые внутри, на уровне личности не являются полностью здоровыми. И в настоящее время проблема роста нервно-психических расстройств является крайне актуальной.

       В литературе насчитывается свыше ста определений и подходов к феномену человеческого «здоровья». 

Категория «здоровье» рассматривается как способность к адаптации, способность к самосохранению, саморазвитию, способность сопротивляться и приспосабливаться к более содержательной жизни и разнообразной среде обитания.

Здоровье - это отсутствие болезни. 

Здоровьесостояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Из определения видно, что  категория  здоровья складывается из трех компонентов: физического, психического и социального.

       Физическое «здоровье» определяется отсутствием болевых симптомов.

        Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на  трудности в жизни и трудности общения, на проблемы  психологического  и  социального характера.  Таким образом, «здоровье» рассматривается, как мера способности человека быть  активным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире и формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие личностное здоровье.

Психологическое здоровье – это главная способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовать ее.

Еще с давних времен была ясна огромная роль психологического фактора на самочувствие человека (установка на выздоровление, психотерапия и саморегуляция т.д.).

        Ученый Дж. Калифано писал: «Человек может сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство».

«Психологическое нездоровье» наступает тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности.

Данная программа предполагает освоение навыками укрепления и сохранения своего психологического здоровья. Программа включает в себя лекционные занятия и практические занятия: диагностический практикум, мини-тренингов.

Учебно-тематический план

Содержание

Всего

Теория

Практика

1

Задача сохранения и укрепления психологического здоровья педагога для дошкольного учреждения

2

1

1

2

О проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования

2

1

1

3

Условия сохранения и формирования у педагогов психологического здоровья.

2

2

 

 

Содержание программы

Тема 1.Задача сохранения и укрепления психологического здоровья для дошкольного учреждения.

Определение понятия такой общечеловеческой ценности как здоровье – ключевой проблемы современного общества – как категории не только физической, но и духовной, нравственной и культурной, постановка значимых целей настраивает педагогов на системное и целенаправленное решение проблемы стать здоровыми людьми.

Диагностический практикум: опросник «Отношение к здоровью» (Р.А.Березовская)

Тема 2. О проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования.

Раскрытие понятия «синдром эмоционального выгорания» и почему он возникает? Что приводит педагогов к выгоранию? Модель поведения, предотвращающая выгорание (по М.Грабе). Естественные способы регуляции организма и саморегуляции. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.

Тема 3. Условия сохранения и формирования у педагогов психологического здоровья.

Профессиональное становление в выполнении профессиональной деятельности. Жизненное и профессиональное как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов. Обеспечение безопасности в условиях профессиональной деятельности.

 

 

Рекомендуемая литература.

Кулинцова

. Стресс/

И.Кулинцова

// Здоровье дошкольника.-2008.-№6

Лукъянова

, М.И. Реализация межличностной программы «Обучение здоровью»: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования/

М.И.Лукъянова

.-

Ульяновск

: УИПКПРО, ЗАО МЦЦ, 2009.

 

Ценностное и ответственное отношение педагогов к своему психологическому здоровью.

«Здоровье дороже всего» — гласит народная мудрость. Здоровье все чаще оказывается в числе приоритетных ценностей, как у жителей города, так и села. Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья, проводится целый ряд мероприятий, нацеленных на его укрепление. При этом традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья: закаливанию, физической активности, рациональному питанию, режиму и т.п. Между тем современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и предполагают немалые усилия и в другом направлении. Так, все более широкое признание получили взгляды на здоровье как на источник повседневной жизни, заключающий в себе не только социальные и личные ресурсы, но и физические возможности (Всемирная организация здравоохранения); здоровье рассматривается как структурообразующий конструкт духовной сферы человека, и условие его творчества (А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач).

Есть и другие подходы к определению здоровья, однако обращают на себя внимание не столько различия, сколько общность в современных определениях здоровья — его значимой характеристикой выступают психологические аспекты. Внимание, заботу нужно проявлять не только к физическому, но и к психическому и психологическому здоровью.

Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем — не только физическим, но и психологическим. О нем и поговорим особо.

Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения (открытые мероприятия, аттестация, функциональные обязанности, низкий материальный статус, экономическая зависимость личной жизни и т. д.), но при этом должным образом обществом не оценивается. Значит, каждый работник детского сада испытывает серьезные перегрузки психоэмоционального характера, что негативно сказывается на жизнедеятельности всего коллектива и на воспитательном процессе в целом. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт. Исследования Л.М. Митиной, О.А. Проханова, А.А. Реана, А.А. Баранова и др. показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени адаптации. Данные многих исследований показывают, что даже у молодых педагогов частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечнососудистой системы, язвенных заболеваний неврогенного характера (В.В. Бойко, Л.М. Митина, Т.В. Форманюк и др.).

Многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться своим здоровьем, а между тем требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Опросы свидетельствуют: за последние годы изменилось отношение самих педагогов к своему здоровью. Его ценность осознают не только учителя, воспитатели-пенсионеры, педагоги среднего возраста, но и молодые специалисты, для которых «быть здоровым» становится престижным. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, сохранить здоровье педагогов?

Парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью характеризуется тем, что появляется несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия – с другой. По видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. К сожалению, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.

Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать информирование их о существовании проблемы профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания.

 Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха.

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения.

Существует еще несколько рекомендаций для сохранения «психологического здоровья»

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы. 

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Психологическое (душевное) здоровье имеет значение не меньшее, чем физическое. Мы занимаемся зарядкой и следим за своим питанием ради того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме. Мы вступаем в клубы здоровья, покупаем тренажеры и гордимся совершенными формами тела. А душевное здоровье? Что нужно делать, чтобы оставаться на высоте и в душевном плане?

Найти пути психологического здоровья еще никто не может, но существуют разнообразные рекомендации для сохранения психологического здоровья.

Некоторые из них:

Уделять хотя бы 15 минут в день себе. Это значит не спеша прогуляться, подумать о своём состоянии и настроении, порадовать себя каким-нибудь пустячным подарком и т.п. главное– сбросить то нервно-психическое напряжение, заряд которого мы получаем за день.

Стремиться к выражению своих чувств и эмоций, а не накапливать их до состояния снежной лавины.

Каждый день делать пусть небольшой, но всё же шаг на пути к развитию и самосовершенствованию.

Специалисты рекомендуют в день следует обязательно съедать три порции овощей и две порции фруктов. Порция – это количество продукта, которое помещается в кулак. Среднее яблоко – это уже порция. А банан – 2 порции.

Рекомендуют кушать продукты, где содержится магнезий: фасоль, красные овощи и фрукты, листовые, салат, например.

Следует обратить внимание и на цветотерапию. Если оранжевому галстуку не найдется места в гардеробе, то рекомендуют купить себе ручку оранжевого цвета. Яркими могут быть канцтовары, предметы гигиены, интерьера, любые мелочи, которые окружают человека.

Заниматься, отдыхать, работать следует в хорошо освещенных комнатах, кабинетах. Наслаждаться дневным светом. Следует чаще улыбаться, смеяться, помогать тем самым работать своим легким. Помнить, что наши эмоции – это зеркало психологического здоровья.

Успешный человек – это здоровый человек, не только физически, но и на уровне мыслей и души. Не нужно искать смысл жизни. Смысл жизни в самой жизни.

 

Синдром эмоционального выгорания.

Что это за синдром и почему он возникает?

Выгорание не является медицинским диагнозом, хотя, как правило приводит к депрессиям, страхам и почти всегда к психологическим расстройствам. Проще говоря, выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком много энергии и практически не восполняет ее.

Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. При небольших, но постоянных нагрузках либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции. Организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше. Чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал». В случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Условия работы далеко не комфортные. Это прежде всего психологические и организационные трудности: необходимость быть все время в форме, невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течении рабочего дня.

Общая картина синдрома

- Идеализм, трудовой энтузиазм, воодушевление перетекает в состояние хронической усталости.

- Среди «выгоревших» чаще оказываются люди ориентированные на успех и имеющие высокие идеалы

- Основные симптомы: упадок сил, снижение работоспособности, нарушение памяти, подавленность и усталость; повышение восприимчивости к инфекциям и различные жалобы психосоматического характера.

Процесс зачастую протекает годами и имеет несколько стадий.

Первая стадия возникает на уровне выполнения функций, произвольного поведения: так называемые провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личных особенностей стадия может длиться 3-5 лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе. Потребности в общении: не хочется видеть тех, с кем надо общаться по роду деятельности; кажется, что неделя длится нескончаемо; апатия нарастает к концу недели; появляются устойчивые соматические симптомы; повышается раздражительность. Время формирования данной стадии от 5 до 15 лет.

Третья стадия – полная потеря к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, постоянное ощущение отсутствия сил, стремление к уединению. Стадия может формироваться от 10-20 лет (стадии выделены по данным исследований Светланы Филиной).

Что приводит людей к выгоранию

Внутренние факторы. Желание быть признанным (попытка решения: выдающиеся успехи в профессиональной деятельности); желание ощутить тепло (попытка решения: симпатия людей, которым оказывается помощь); нереализованные желания, обусловленные внешними причинами (попытка решения: ориентация на успех, конкуренция), и др.

Внешние факторы. В профессиональной среде – первичный стресс: нагрузки на работе; вторичный стресс: чувство брошенности на произвол судьбы и невозможности руководить процессом в неблагоприятных и нестабильных условиях; «заражение» от выгоревших коллег. В личной сфере, в семье: проблемы воспитания детей; обязанности по уходу за близкими; финансовые проблемы.

Недостающие способности. Причина для выгорания может быть проста: человеку не по силам задание, с которым ему предстоит справиться. В этом случае есть только две возможности: либо повысить квалификацию, либо сменить место работы.

Модель поведения, предотвращающая выгорание (по М.Грабе) [3]

1.Дистанцирование. Проверить, насколько разумно соответствие затраченных усилий, понесенных затрат и полученного результата. Посмотреть на работу и рабочие материалы со стороны, сделать работу менее значимой в масштабах жизни, и тогда вернется желание работать с удовольствием, появятся новые идеи и планы.

2.Время на полноценный отдых. Походы на природу, в гости, вышивка крестиком, чтение в удовольствие, сон и т.п. – все это поможет отнестись к работе как к части жизни, но не жизни в целом.

3.Рефлексия. Познание своей души, диалог с самим собой, ответ на вопрос: «Я действительно так уж незаменим?» Кризисы заставляют людей задуматься. Для них становиться очевидным, что двигаться в прежнем направлении уже невозможно, значит, надо изменить взгляд на мир.

4.Поддержка семьи. На первых стадиях выгорания члены семьи могут стать созависимыми. Например, у выгораемого появиться гипертрофированное желание работать. А члены семьи будут только поощрять это желание, еще больше отдаляя человека от семьи. Человеку, который подвержен выгоранию, могут помочь близкие. Если они способны сопоставить его поведение с реальностью и потребовать соблюдения определенных норм, например не поощрять полный уход в работу, напоминать о совместных походах, праздниках, обедах. Вернуть выгорающего к нормальной жизни возможно лишь в том случае. Если он заметит: все то, что он променял на вещи, которые казались ему такими важными, при ближайшем рассмотрении также имеет какой-то смысл и доставляет радость.

5.Создание противовеса. Помимо работы важной эмоциональной составляющей являются межличностные отношения. Любовь, дружба, компании по интересам, хобби, спорт могут стать противовесом основной деятельности

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

В. В. Бойко [2]

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Эмоциональное выгорание связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу. Предлагаемая методика дает объемную характеристику личности, подробную картину синдрома и позволяет наметить меры профилактики и психокоррекции.

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (то есть — к равнодушию).

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак « — » («нет»).

Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Опросник

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры,

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",

3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

"Напряжение"

1. Переживание психотравмирукзщих обстоятельств:

+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)

3. " Загнанность в клетку":

+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)

4. Тревога и депрессия:

+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)

"Резистенция"

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)

"Истощение"

1. Эмоциональный дефицит:

+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)

 

Интерпретация результатов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10 - 15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром.

Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37 - 60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;

• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

• объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

 

Условия сохранения и формирования у педагогов ДОУ психологического здоровья

Профессиональное становление личности педагога

Профессиональное становление личности - это формирование профессиональной компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к профессиональному росту, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения деятельности, соответствующих индивидуально-психологическим особенностям личности [5].

Молодые воспитатели, приступая к самостоятельной работе, испытывают большие трудности. Основная причина — психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной жизни с представлениями и ожиданиями. Для новичка любая профессиональная ситуация становится проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь? Умеешь или не умеешь? Сделаешь лучше, чем остальные, или нет? Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них не адекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности[7]. Таким образом, начинающего работника ставят в ситуацию борьбы, самоутверждения, осложняющую адаптацию к требованиям профессии. Этот период действительно сложный и важный, так как именно в это время начинает формироваться отношение к себе как профессионалу.

Следовательно, нужно создать условия для адаптации молодых воспитателей в виде помощи и поддержки со стороны руководства и коллег по работе. Ведь, чем чаще молодой воспитатель будет переживать успех в деятельности, тем больше шансов, что у него появится желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно выполнять свои обязанности. Все это постепенно вызовет у молодого специалиста уважение к коллегам, признание их авторитета, а главное — сформирует быструю профессиональную адаптацию.

Дальнейшее профессиональное развитие педагога выражается в высококачественном выполнении профессиональной деятельности. Появляется свой стиль работы. Воспитатель становится профессионалом: демонстрирует прочные, глубокие знания и умело использует их в работе с детьми, уверен в правильности своих целей и действий, обладает самоконтролем, осознает собственную компетентность. Отстаивает свой авторитет.

Иногда качественное и высокопродуктивное выполнение обязанностей приводит к тому, что человек «перерастает» свою должность. Он испытывает неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением, потребность в профессиональном росте. Если он не находит выхода из ситуации, то наступает профессиональная стагнация, застой, снижается активность: при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, т.е. стереотипно.

Остановке в профессиональном развитии способствует не только отсутствие перспективы карьерного роста. Многолетняя профессиональная деятельность не может постоянно сопровождаться совершенствованием, непрерывным профессиональным развитием и интересом к профессии. Наступает время эмоциональной перенасыщенности. Поэтому в ДОУ должны быть созданы условия, чтобы многолетняя профессиональная деятельность не привела к раздражительности, перевозбуждению, тревожности, усталости. Утрата интереса к профессии и остановка в профессиональном развитии могут длиться годами. Но эта не катастрофа: нет прогресса, но нет и регресса. Воспитатель соответствует профессиональным требованиям, т.е. выполняет свои функции на должном уровне (качественно проводит занятия с детьми, организует все режимные моменты, является авторитетом для родителей воспитанников и коллег), готов поделиться опытом и знаниями.

Одним из условий дальнейшего профессионального развития является овладение современными педагогическими технологиями. Воспитатель должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения. Индивидуального стиля деятельности. С психологической точки зрения это требует значительных усилий. Мобилизации творческих ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма[4].

Важнейшим условием воспитателя является поиск своего стиля деятельности. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Творческое отношение к воспитательно-образовательному процессу является показателем духовной зрелости, социальной активности воспитателя, выражения его гражданственности. Воспитатель учит ребенка понимать жизненные ситуации, передает ему те знания, которые сам имеет. При этом он познает новое, расширяет границы своих знаний вместе с детьми, педагогами-коллегами и родителями. Но не каждый воспитатель может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Любовь к своей профессии, детям, сформированная гуманистическая направленность личности, хорошие профессиональные условия достижения воспитателем высокого профессионального мастерства. Педагогическое мастерство – это высокий уровень педагогической деятельности, проявляющейся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [4].

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения. Творчество и педагогические способности, компетентность. В профессиональной деятельности воспитатель опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Способности формируются только в деятельности, а творческие – в деятельности, требующей творчества. Вот насколько важно в каждом педагоге развивать творческий потенциал.

В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом[4].

Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании [4].

Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого профессионального мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности воспитателя, постоянной работы над собой. Последовательное вовлечение вопитателя в процесс взаимодействия обусловлено духовным миром личности, ее самобытностью, способностью человека быть самим собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе, самосовершенствовании.

Основными факторами спада активности профессионального развития становятся неизбежные возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная пассивность.

В ДОУ много педагогов предпенсионного возраста. Поэтому важно создать условия для профессионального долголетия. Предпенсионный период для многих людей является кризисным. Это связано с необходимостью принятия новой социальной роли. Острота протекания кризиса зависит от семейного положения и здоровья. Для его предотвращения целесообразно проводить тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать семинары по передаче опыта работы, оказывать помощь при внедрении новых технологий, методик работы. Жизнь воспитателя важно насытить активной деятельностью, которая заставит его поверить в свою полезность, нужность.

Подведем итоги. Профессиональное становление личности происходит на протяжении всей жизни и сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют профессиональную жизнь человека. Пожалуй, не найдется ни одного, чей профессиональный путь прошел бы гладко, без взлетов и падений, внутриличностных конфликтов, разочарований, противоречий и переживаний. А должно ли все быть гладким? Наверное, нет. Вкус победы острее ощущается после горечи поражений. Удача любит подготовленных, поэтому в начале профессионального пути надо потратить много времени и приложить максимум энергии, стараний, терпения, воли, и тогда в зрелые годы можно пожинать плоды вложенного труда.

Жизненное и профессиональное целеполагание как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов

Чтобы к чему-то стремиться, надо сначала этого захотеть. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями. А осознание желания и формализация – это постановка цели.

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достичь; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.

Грамотно поставленная цель выполняет сразу три функции:

Она

помогает правильно направлять усилия

. До тех пор, пока вы не поставили себе цель более-менее формально, всегда есть риск попасть под влияние потока обстоятельств, оказаться листком на ветру, делать не то, что нужно тебе, а то, чего просят другие, или то, что сейчас делать удобнее и приятнее, или ничего не делать. Цель же является первым шагом к планированию и структурированию жизни.

Она

позволяет оценивать успешность действия

. Зная, к чему стремишься, представляя ту точку в пространстве возможных ситуаций, в которой надо оказаться, можно при каждом шаге оценить, насколько к ней приближаешься.

Достижение цели

приносит позитивные эмоции

, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. Поставив цель и достигнув ее, человек испытывает радость, которая поможет повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать радость [

8

].

Цели можно использовать для увеличения эффективности и в работе, и в личной жизни и в любых других областях, где вы хотите добиться положительных сдвигов.

Однако, неудачи, несчастье или бедность мы создаем сами. Не следует перегружать себя мыслями о несостоятельности, поражении, неспособности, тем самым как бы программируя свой мозг именно на эти состояния. Каждая отрицательная мысль воспринимается нашим подсознанием без критики, интегрируется, усиливается и переносится во внешнюю деятельность.

Постановка правильной цели - дело не такое уж простое, как может показаться. Для того чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна быть достаточно четкой и конкретной. Необходимо ежедневно задавать нашему подсознанию цели, сформулированные в утвердительной форме и отражающие нужные нам достижения в будущем.

Слишком простую цель не следует ставить перед собой. Цель должна быть оптимальной – значительной, но выполнимой.

Каждая цель связана с преодолением определенных трудностей. Это может быть риск, отказ от привычного существования, напряжение, страх изменений, затрата времени, средств, изменение отношений с окружающими и т.п. Важно решить, оправдывает ли цель те средства, которые придется на нее затратить, или лучше от этой пели отказаться, или отложить ее осуществление «до лучших времен».

Структурировать цели можно по следующей схеме:

Цель – мечта

. Ориентация на десятилетия, а то и на всю жизнь

Долговременная цель

. Этот уровень более конкретен, но и здесь есть некоторая неопределенность, поскольку планируются действия, о которых

мало известно

.

Промежуточная цель

. Этот уровень планирования позволяет оценить успешность продвижения к более крупным целям.

Краткосрочная цель

. Это то, что нужно делать прямо сейчас [

8

].

Чем оптимистичнее и деятельней человек приближает к своим целям, тем больше энергии получает. Мы сами производим энергию, необходимую нам для продвижения вперед.

Умение правильно поставить цель, планомерно двигаться к ней, извлечь положительный урок из отрицательного результата ведет к сохранению и укреплению психологического здоровья педагога.

 

Обеспечение психологической безопасности в условиях профессиональной деятельности

Прежде чем перейти к вопросу о собственно психологической безопасности, давайте посмотрим, что представляет собой современный детский сад. Сегодня можно утверждать, что детский сад — это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов, коллектив посещающих детский сад детей и их родителей.

1.Итак, это объект, который необходимо рассмотреть с точки зрения психологической безопасности с учетом специфики его деятельности.

2. Детский сад — это уникальная, своеобразная, традиционно сложившаяся субкультура, у которой имеются свои территориальная и социальная границы, недвижимость с земельным участком, игровыми, хозяйственными постройками и службами, поддерживающими их в функциональном порядке. Здесь находится коллектив взрослых и детей, пребывающих достаточно долгое время вместе. Ребенок в среднем проводит в детском саду до 9,6 мес. в год, а работник 8,3 мес. в год.

3. Необходимо также учитывать, что незримое присутствие родителей имеется всегда и во всем. Это явление можно назвать «виртуальным коллективом родителей», который вносит в жизнедеятельность детского сада свои коррективы.

4. Внутренняя составная часть субкультуры включает в себя различные уровни взаимоотношений работников детского сада и детей. Коллектив детского сада — это сугубо женский коллектив, находящийся в четком режимном и ролевом распределении ежедневного труда. В нем все вместе и каждый в отдельности несут одновременно коллективную и индивидуальную ответственность за сохранность и воспитание каждого ребенка детского сада. Весь этот «суперколлектив» в своей целостности отдан на сохранение, воспитание и обучение не только женскому коллективу, но, как оказывается, и обществу в целом.

5. Субкультура детского сада является одной из составляющих общества, которое свое доверие выражает в постоянном контроле всего, что происходит в детском саду, и даже больше. Это проявляется в постоянных комиссиях, отчетах, аттестациях, проверках от управления образования, комитета здравоохранения, СЭС, пожарных, бухгалтерии и т.д. и т.п. И весь этот контроль направлен на того, чей труд общество плохо оплачивает, — на сверхответственных творческих женщин. Налицо явная дискриминация женского труда со стороны общества.

6.Аттестация педагогов и курсы повышения квалификации - обязательная составляющая системы управления образованием, которая позволяет оценить уровень профессионализма как педагогического коллектива в целом, так и каждого педагога в отдельности.

Каков сегодня коллектив работников ДОУ? Это женщины, либо очень молодые, либо уже пенсионного возраста, женщины среднего возраста встречаются реже. Мужчины в коллективе появляются эпизодически. Обычно это сторож или сантехник, обслуживающий один или несколько садов. Налицо ярко выраженная гсндерная асимметрия (превалирование представителей одного пола). В детском саду - женский коллектив, соответственно и проблемы женского коллектива. Низкий уровень оплаты этого труда и степень высокой ответственности выводят на поверхность проблему поиска работников. На такую работу в основном женщина идет в вынужденном состоянии, по сложившимся обстоятельствам. Молодые сотрудники связывают свой приход с учебой, с представлением некой временности. Женщины постарше и ближе к пенсионному возрасту чаще идут на такой труд «по сложившимся обстоятельствам, трудностям в жизни и нередко в состоянии беспомощности перед объективными причинами». Поэтому в таких коллективах нередки проявления у работников бессонницы, чувства неосознанного страха и отчаяния, которые непроизвольно переносятся на весь коллектив и негативно сказываются на работоспособности коллектива в целом.

Дети сегодня стали более капризными, болезненными. Психоэмоциональные отклонения детей, нередко проявляющиеся в пренебрежительных, а порой неприемлемых требованиях, усиливают психологическую нагрузку работников детского сада. Бесконечные напутствия родителей воспитателям — «это можно, а это нельзя моему ребенку» вносят дополнительное напряжение. Нередко родители приносят лекарства для своих детей в целях продолжения амбулаторного лечения, возлагая на воспитателя ответственность за лечение. Необходимость сохранять и оберегать дорогие вещи, в которые одевают детей, также увеличивает ответственность персонала.

Рассмотрим объем и виды психологической нагрузки, которую несут работники детских садов.

Индивидуальная психологическая нагрузка возникает при выполнении своих функциональных обязанностей, взаимодействии с родителями и детьми, соблюдении режимных моментов, посещении различных комиссий, при проведении аттестаций, отчетов, взаимодействии с коллегами и руководителями, подготовке к занятиям.

Групповая психологическая нагрузка проявляется при взаимодействии с коллективом и его руководителями, давлении со стороны коллектива, при выражении личного мнения, отстаивании уровня производственной нагрузки, отстаивании своих прав и обязанностей; при обсуждении личной жизни в профессиональной деятельности.

Социальная психологическая нагрузка проявляется при состоянии обреченности на низкий материальный статус работника, увеличиваясь при угрозе задержки выплат по заработной плате, угрозе увольнения, лишения премий, постоянных мыслях «надо что-то менять в своей жизни, на что-то решаться, но куда я денусь, кому я нужна». Эта нагрузка усиливается при постоянной экономической зависимости личной жизни, приводящей к депрессивной беспомощности[1].

Есть различные виды безопасности. Суть биологической безопасности — оберегать жизнь и здоровье. За этот вид безопасности несут ответственность комитет здравоохранения, СЭС, пожарные. Суть материальной безопасности - сохранение целостности и функционирования движимого и недвижимого имущества. Соответственно, эти мероприятия контролируют бухгалтерия, пожарная служба, управление образования, милиция, вневедомственная охрана. Суть социальной безопасности состоит в сохранении нравственного, идейного, образовательного наполнения воспитательного процесса. Эти стороны жизни ДОУ контролируют соответствующие структуры Министерства образования и социальной защиты[1].

Что означает психологическая безопасность в дошкольном учреждении? Одним из критериев психологической безопасности в психологии называется социальность. Социальность — это комплексная мера устойчивости индивида в отношении к обществу, она выражается совокупностью защитных реакций индивида в направлении сохранения его структурной и функциональной целостности и индивидуальности. Комплексность меры устойчивости говорит о том, что она проявляется как способность моделирования устойчивости у индивида, так и способность к опытному, практическому воплощению смоделированной устойчивости. Социальность присуща индивиду независимо от того, пребывает ли он в обществе или находится в одиночестве. Социальность не зависит и от размера самого общества. В группе социальность может соответствовать в определенной мере каждому ее представителю. Она может быть характеристикой как группы в целом, так и видовых различий[1].

Психологическая безопасность в детском саду — это новый объект внимания для нашего общества. Детский сад — это предприятие по предоставлению услуг населению, большое количество производимых услуг в котором приходится на воспитателей. Наибольшая нагрузка, влияющая на психологическую безопасность, ложится именно на воспитателей [1].

Воспитатель - это лицо детского сада. Воспитатель вносит первые коррективы в социальность ребенка, так как является непререкаемым авторитетом для детей, кладезем знаний, умений. В то же время у воспитателя не всегда просто складываются отношения с руководством. Вне детского сада воспитатель хуже адаптирован, чем младший персонал, который привык подчиняться и часто не задумывается о целесообразности распоряжений, надеется только на себя. У воспитателей же стремление к лидерству равнозначно с гиперответственостью в работе. Это переходит на многие аспекты жизни. В конечном итоге в обычной жизни человек может стать обособленным, могут нарушиться коммуникативные связи и ресурсы. Все это приводит к еще большему поглощению работой и усилению психологического напряжения.

В заключение нужно сказать и о психологической безопасности руководителей коллектива работников детских садов.

Руководители детских садов — это хозяйственные, аккуратные женщины. Они непревзойденны в своем умении организовать любое необходимое дня детского сада мероприятие: уборка и благоустройство территории, ремонт и оснащение зданий, поиск и приобретение оборудования. И в то же время они могут одной только фразой как вдохновить коллектив на все эти дела, так и низвергнуть всех одновременно в состояние полной тревожности и ожидания. Порой такие руководители извергают вулкан эмоций, окруженный морем активности.

В современном обществе психологические нагрузки превалируют над физическими. Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения, но при этом должным образом обществом не оценивается. Значит, каждый работник детского сада испытывает серьезные перегрузки психоэмоционального характера, что негативно сказывается на жизнедеятельности всего коллектива и на воспитательном процессе в целом.

И именно от руководителя, его мудрости, такта, самообразования во многом зависит психологический климат в коллективе, ощущение комфорта, уверенности и защищенности каждого работника и воспитанника.

 

 

Литература

1. Аршинова, В.В. Психологическавя безопасность в ДОУ – [Текст] / В.В.Аршинова, С.А.Лапкевич. // Управление ДОУ. – 2003. - №1. – С. 17 -22.

25. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении [Электронный ресурс] / В.В. Бойко. - Режим доступа : http://www.elitarium.ru

3.Грабе, М. Синдром выгорания: болезнь нашего времени./М.Грабе// М.: Речь, 2008

411. Денякина, Л.М. Педагогическое мастерство [Текст] / Л.М.Денякина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - №7. – С.15-18.

512. Емельянова, М. Особенности профессионального становления педагога [Текст] / М.Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №1. – С.104-107.

613. Звездина, Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ [Текст] / Г.П.Звездина // Управление ДОУ. – 2004. - №4. – С. 15-20.

723. Пасечник. Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья [Текст] / Л.Пасечник // Здоровье дошкольника. – 2008. - №4. – С. 34-37.

825. Сартан, Г.Н. Постановка цели в своей работе и жизни [Текст] / Г.Н.Сартан // Управление ДОУ. – 2003. - №4. – С. 25-28.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×