Использование в работе с детьми логопатами нетрадционых методов работы на индивидуальных и поодгрупповых занятиях предотвращают переутомление детей дошкольного возраста с различной речевой патологией, поддерживая при этом познавательную активность, повышая качество логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач я широко применяю в своей работе ИКТ, так как считаю, что данные технологии являются одним из средств оптимизации речевого развития ребенка.
ИКТ в работе учителя – логопеда в ДОУ
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ, ориентированное на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Как известно, дошкольный возраст – наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Задачи исправления дефектов звукопроизношения являются одними из основных в работе логопедов дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому, мы поставили перед собой задачу разработки компьютерных средств помощи в исправлении дефектов произношения.
Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества логопеда, побуждающего искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что помогает повышению интереса у дошкольников к обучению , стимулирует познавательную активность.
Целенаправленно применяя ИКТ на своих логопедических занятиях, учитель-логопед
- более продуктивно корригирует речевые нарушения у дошкольников;
- значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
- способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
- управляет познавательной деятельностью детей, т. е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
- мотивирует познавательную деятельность ребенка за счет коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;
- развивает эмоционально-волевую сферу детей;
- побуждает к активной творческой деятельности;
- создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в логопедической работе компьютерных технологий, учитывающих закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование ИКТ в логопедической работе применяется в создании компьютерных игр для коррекционных занятий по различным направлениям и определены следующие задачи:
создание мультимедийных презентаций с доступными заданиями;
включение сказочных сюжетов и анимационных героев;
создание логопедических игр, которые эффективно решают коррекционные задачи.
Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:
- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
- активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
- тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
- ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов, слов;
- помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
- уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
- повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.
Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов. Удачи Вам!
.