Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование современных педагогических технологий в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников с ТНР через использование мнемотаблиц.. Работа №230055

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Усвоение основ патриотического воспитания требует системности.

 

В нашей логопедической группе в соответствии с тематикой недели: даем детям возможность представить, какой жизнь была раньше. Как люди работают на земле, защищают  свою Родину, совершают подвиги. Как живут люди в нашем городе и  заботятся его красоте и благополучии. Эта работа проводится в системе согласно тематическому плану.

Работа:
Использование современных педагогических технологий в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников с ТНР через использование мнемотаблиц.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз тяжелые нарушения речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности и патриотические чувства дошкольников является мнемотехника.
Детям логопедической группы, которым трудно дается запоминание стихотворений, рассказов , но быстро запоминают сюжеты мультфильмов?
Почему? Это наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Мы стремимся вызывать интерес у детей к своей Родине, дать возможность осознать такие понятия как Подвиг, самопожертвование, показываем своим воспитанникам картину мира прошлого, включая военные годы второй мировой войны. Ведь ветеранов с каждым годом становится меньше и невозможно передать детям такие важные воспоминания.
Усвоение основ патриотического воспитания требует системности.
В нашей логопедической группе в соответствии с тематикой недели: даем детям возможность представить, какой жизнь была раньше. Как люди работают на земле, защищают свою Родину, совершают подвиги. Как живут люди в нашем городе и заботятся его красоте и благополучии. Эта работа проводится в системе согласно тематическому плану.
Она включает в себя несколько этапов: ознакомление, закрепление и практический этап – действие.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам. (мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение, мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Самая сложная структура – это мнемотаблица.
Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов.
этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме(происходит обработка метода запоминания).
этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Мнемотехника помогает достичь хороших результатов в речевой деятельности, развивает способность логически мыслить и формировать речевые высказывания по заданной теме. При организации личностного подхода к детям, особенно важно взаимодействие всех специалистов, умение видеть в каждом ребенке уникальную личность.
В результате использования мнемотаблиц:
Заучивание текстов стихов, превращается в игру
Это является одним из эффективных способов развития патриотических чувств дошкольников.
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии патриотических чувствии в развитии дошкольников.
Современные педагогические технологии – открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей. Становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Мы ведем постоянную системную работу в этом направлении, ведь наши дети – будущее нашей страны.
У детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Список литературы:
Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).- М.:УЦ Перспектива, 2011.
Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3, 10, 12 за 2001г.; №4, 12 за 2002г; № 9 за1996.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
Применение графических технологий в мнемонике для развития связной речи у детей с ТНР
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.
Поэтому встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни у детей с ТНР.
При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Когда речь идет о памяти, пользуются часто выражением: сохранить, удержать что-нибудь в уме и есть, конечно, такие, которые воображают, что душа накопляет приобретенные представления в мозгу, откуда она может во всякое время добыть нужное представление, как из портфеля, в котором бумаги размещены в строгом порядке, но в действительности дело обстоит совершенно иначе. Представление (так называется простейший элемент памяти, понятие, получаемое нами при произношении какого-нибудь слова) есть ничто иное, как мимолетное состояние души, обусловленное импульсом, подействовавшим извне на нашу душу посредством органов чувств.
Мнемотехника или искусство укреплять память имеет эту цель и позволяет удерживать максимум познаний в минимум времени и с минимумом труда.
Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей. Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.
Основание мнемонике положил еще греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой, (искусство памяти), а занимающиеся ею были названы мнемонистами. Ею удачно воспользовался Симонид, а за ним и Цицерон, который даже написал трактат о мнемонике, в котором говорит, что он многим обязан этой науке, и что она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой.
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника и мнемоника – это техника запоминания. Слова эти происходят от греческого mnemonikon – искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие связной речи у детей с ТНР.
Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников с ТНР, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у детей с ТНР заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес, используем графические технологии в мнемонике для развития связной речи у детей с ТНР
В мнемотаблице схематически возможно изображение героев сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что считаем нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения, составление описательного рассказа, или сказки по мнемотаблице или графической схеме, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.
Работу по использованию мнемотаблиц и графических схем можно разделить на несколько этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц или графических схем.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап – Пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы и образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Работа с такими таблицами и схемами строится по принципу от простого к сложному.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
В результате использования мнемотаблиц и графических схем расширяется не только словарный запас, но связная речь у детей с ТНР и знания об окружающем мире.
У детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Список литературы:
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2009.
Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР, 2004.
Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам, 2006.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×