Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Коррекция лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста. Работа №234400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время возрастает количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. У детей с ТНР наблюдаются нарушения формирования лексико-грамматических категорий, которые  проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, аграмматизмах. В даной статье описаны:

Причины несформированности ЛГСР у детей дошкольного возраста.

Основные направления формирования ЛГК.

Алгоритм работы.

Содержание работы по формированию ЛГК.

Работа:

Тамбовское областное

государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция

лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед

Т.В. Лысенко

 

 

 

Мичуринск

2019-2020 учебный год.

 

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время возрастает количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. У детей с ТНР наблюдаются нарушения формирования лексико-грамматических категорий, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Такие трудности затрудняют процесс формирования связной речи, которая в свою очередь является основой готовности ребенка к школьному обучению.

Причины несформированности ЛГСР у детей дошкольного возраста

1.    Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).

2.    Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).

3.    Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.

4.    Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослышивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.

5.    Сложность ГСР.

 

Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие лексики и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Основные направления формирования ЛГК:

словарная работа

 

1.      Обогащение словаря (расширение – усвоение новых, ранее неизвестных слов).

2.      Уточнение и закрепление словаря (уточнение значений слов – многозначность, синонимичность и др.)

3.      Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).

4.      Устранение нелитературных слов из речи детей (перевод их в пассивный словарь).

 

Грамматическое оформление речи

 

1.    Исправление ошибок ГСР.

2.    Создание грамматически правильной речевой среды вокруг ребенка.

3.    Организация специального обучения правильному ГСР.

 

Работа по формированию ЛГСР ведется планомерно и поэтапно.

Алгоритм работы:

1. Составление перспективного и календарно-тематического плана работы по формированию ЛГСР на каждую возрастную группу для проведения фронтальных (подгрупповых занятий).

2. Логопедическое обследование детей.

3. Составление индивидуального годового плана работы и индивидуального образовательного маршрута.

4. Проведение логопедических фронтальных (подгрупповых занятий) по формированию ЛГСР.

5. Проведение логопедических индивидуальных занятий с включением заданий по формированию ЛГСР.

Взаимодействие с воспитателями

Работа над словарем детей происходит постоянно, во всех видах деятельности:

1. Занятия (словарь отрабатывается на специальных речевых занятиях и на других видах занятий).

2. Бытовая деятельность (при воспитании культурно-гигиенических навыков, такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними).

3. Трудовая деятельность (ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе и прочее. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов и др.).

4. Игровая деятельность (позволяет в естественной форме отработать все группы содержания словарной работы).

5. Работа по заданию учителя-логопеда (логопедические пятиминутки, индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда и учителя-дефектолога).

Содержание работы по формированию ГК

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Формирование словообразования существительных:

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных суффиксами ик, -чик, , -очк-, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц, -ниц, -инк).

2. Образование названий детенышей животных и птиц.

3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Формирование словообразования глаголов:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам.

Формирование словообразования прилагательных:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Образование притяжательных прилагательных.

3. Образование качественных прилагательных.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Формирование словоизменения существительных:

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания , -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж.

3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Формирование словоизменения глаголов:

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе.

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица.

3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Формирование словоизменения прилагательных:

1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.

2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа.

3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа.

Содержание ГСР для каждой возрастной группы берется в программе воспитания и обучения детей.

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложений.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 

 

Список литературы:

Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с.

Ефименкова

Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М.: Айрис-пресс, 2005 – 224с.

Нищева

Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

 

Лалаева

Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)

.

—— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×