В настоящее время возрастает количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. У детей с ТНР наблюдаются нарушения формирования лексико-грамматических категорий, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, аграмматизмах. В даной статье описаны:
Причины несформированности ЛГСР у детей дошкольного возраста.
Основные направления формирования ЛГК.
Алгоритм работы.
Содержание работы по формированию ЛГК.
Тамбовское областное
государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
Коррекция
лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста
Подготовила:
учитель-логопед
Т.В. Лысенко
Мичуринск
2019-2020 учебный год.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время возрастает количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. У детей с ТНР наблюдаются нарушения формирования лексико-грамматических категорий, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Такие трудности затрудняют процесс формирования связной речи, которая в свою очередь является основой готовности ребенка к школьному обучению.
Причины несформированности ЛГСР у детей дошкольного возраста
1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).
3. Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослышивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
5. Сложность ГСР.
Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие лексики и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Основные направления формирования ЛГК:
словарная работа
1. Обогащение словаря (расширение – усвоение новых, ранее неизвестных слов).
2. Уточнение и закрепление словаря (уточнение значений слов – многозначность, синонимичность и др.)
3. Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).
4. Устранение нелитературных слов из речи детей (перевод их в пассивный словарь).
Грамматическое оформление речи
1. Исправление ошибок ГСР.
2. Создание грамматически правильной речевой среды вокруг ребенка.
3. Организация специального обучения правильному ГСР.
Работа по формированию ЛГСР ведется планомерно и поэтапно.
Алгоритм работы:
1. Составление перспективного и календарно-тематического плана работы по формированию ЛГСР на каждую возрастную группу для проведения фронтальных (подгрупповых занятий).
2. Логопедическое обследование детей.
3. Составление индивидуального годового плана работы и индивидуального образовательного маршрута.
4. Проведение логопедических фронтальных (подгрупповых занятий) по формированию ЛГСР.
5. Проведение логопедических индивидуальных занятий с включением заданий по формированию ЛГСР.
Взаимодействие с воспитателями
Работа над словарем детей происходит постоянно, во всех видах деятельности:
1. Занятия (словарь отрабатывается на специальных речевых занятиях и на других видах занятий).
2. Бытовая деятельность (при воспитании культурно-гигиенических навыков, такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними).
3. Трудовая деятельность (ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе и прочее. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов и др.).
4. Игровая деятельность (позволяет в естественной форме отработать все группы содержания словарной работы).
5. Работа по заданию учителя-логопеда (логопедические пятиминутки, индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда и учителя-дефектолога).
Содержание работы по формированию ГК
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Формирование словообразования существительных:
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных (с суффиксами –ик, -чик, -к, -очк-, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц, -ниц, -инк).
2. Образование названий детенышей животных и птиц.
3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
Формирование словообразования глаголов:
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам.
Формирование словообразования прилагательных:
1. Образование относительных прилагательных.
2. Образование притяжательных прилагательных.
3. Образование качественных прилагательных.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Формирование словоизменения существительных:
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж.
3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Формирование словоизменения глаголов:
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе.
2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица.
3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Формирование словоизменения прилагательных:
1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа.
3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа.
Содержание ГСР для каждой возрастной группы берется в программе воспитания и обучения детей.
Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложений.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.
Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Список литературы:
Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с.
Ефименкова
Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М.: Айрис-пресс, 2005 – 224с.
Нищева
Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)
.
—— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.