Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности организации и проведения занятий по формированию изо навыков и умений у воспитанников специализированного Дома ребенка. Работа №217527

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В докладе представлен опыт развития изо навыков у воспитанников специализированного дома ребенка.

Работа:

«Особенности организации и проведения занятий по формированию изо навыков и умений у воспитанников специализированного Дома ребенка»

По мнению многих отечественных психологов, педагогов (A.A. Венгер, М.Ю. Рау, Л.И. Плаксиной, Е.А. Екжановой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, И.А. Грошенкова), ребенок с ограниченными возможностями проходит в своем развитии те же стадии, что и обычный малыш. Поэтому обучение таких детей строится на основе тех же этапов, которые проходят обычные дети, но с учетом индивидуальных особенностей развития, как правило, запаздывающего. Периоды формирования изобразительной деятельности нормальных детей являются условным эталоном для развития особенных детей. В специализированных домах ребенка все дети без исключения с особенными возможностями и дети с инвалидностью. Поэтому важно в работе по развитию изо навыков у таких детей использовать рекомендации специалистов, а так же специальные методы и приемы по формированию изо навыков. В чистом виде методики, рассчитанные на детей с нормой, малышам с ОВЗ не подходят по ряду причин, о которых будет рассказано в докладе.

Особенностью изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка в появлении этого вида деятельности вследствие несовершенства прежде всего именно восприятия, перцептивных действий, недифференцированности цветоощущений, несформированности мелкой моторики рук, орудийных действий, недостаточности пространственных ориентировок (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская).

Целостный образ предмета в рисунке у детей с ограниченными возможностями создается очень медленно. Много фрагментарных рисунков, где все части предмета пространственно разъединены. Соединение их в целое сопровождается нарушением расположения частей относительно друг друга (руки у человека растут от головы при наличии туловища; крыша у дома изображена сбоку, а дым идет прямо из потолка; ветки у дерева только с одной стороны). Рисуя даже хорошо знакомые предметы, дети очень часто не отражают самые существенные детали (колеса у машины, глаза у людей, окна и двери у домов и пр.), уделяя внимание деталям второстепенным, что является следствием недоразвития предметно-игровых действий, и недостаточного осмысления назначения предметов окружающего мира. Дети данной категории плохо воспринимают и накапливают образы окружающей действительности, им требуется гораздо большее время для первичного восприятия предмета, без помощи взрослого они не могут вычленить существенные признаки этого предмета, последовательно его проанализировать.

Поэтому работа по формированию изо навыков и умений у детей раннего возраста с ОВЗ должна строиться по двум направлениям:

1. необходимо формировать целостное восприятие предмета, а затем картинки. В данном процессе задействованы такие мыслительные операции как анализ, синтез, индукция, дедукция. (Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию. Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Следует отметить, что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения). Для формирования целостного восприятия предмета необходимо непосредственно перед самой изо деятельность очень детально, тщательно и со всех сторон рассматривать изображаемый предмет. Называть части предмета, вовлекать детей в активное рассматривание, давать предмет для рассматривания ребенку в руки. Можно проводить разнообразные игры во время подготовки к занятию по изо, или как часть самого занятия.

2. необходимо стимулировать творческую активность ребенка. При стимулировании творческой активности ребенка, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Стараться не давать ему прямых инструкций, помогать действовать независимо. На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Стараться не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

Предлагать детям возникшие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

Взрослый должен оказывать помощь, но не «руководить» ребенком, не регламентировать его творческую деятельность.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободными, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. Наличие заданий с применением различных тактильных ощущений, с применением физкультминуток способствуют

здоровьесбережению

.

И не менее важное, то, что относится к истинно механической стороне процесса рисования. Во время рисования твердым карандашом ребенок раннего возраста с ОВЗ постоянно находится в ситуации «разочарования, неуспеха, неудачи». Особенности развития ребенка раннего возраста таковы, что находясь постоянно во время деятельности в эмоционально отрицательной ситуации, ребенок начинает терять интерес к этой деятельности. Появляется негативные реакции, неприятие этой деятельности, безразличие к ней и отказ от рисования. В своей работе мы используем разнообразные приемы для развития графомоторных функций. Это обводилки, рисование мелками, мягкими карандашами, фломастерами на начальных этапах, так же используем дидактические игры для формирования нажима и правильного захвата карандаша как при организации занятий по формированию графомоторных функций, так и вне их.

Подводя итог, хочу еще раз напомнить, для того, чтобы воспитанники специализированного Дома ребенка научились рисовать и передавать в рисунке простые предметы, необходимо развивать и формировать у детей целостное восприятие предмета, побуждать и мотивировать детей к деятельности, давая им как можно больше самостоятельности, избегать постоянного пребывания ребенка во время рисования в эмоционально-отрицательной ситуации.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×