Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности современных форм и методов работы в МДОУ по развитию связной речи дошкольников». Работа №227686

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Речевое развитие детей дошкольного возраста-одна из главных проблем на сегодняшний день т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач. в подготовке детей к школе. Обучения в школе зависит от уровня развития устной речи ребенка.  Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.Условия успешного речевого развития.

 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

 2. Владение педагогом правильной литературной речью.

 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

Современные образовательные технологии.

Технологии Здоровьесберегающие

Метод моделирования

Логоритмика

 Сказкотерапия

Игровые ИКТ

ТРИЗ

Песочная терапия

Составление синквейнов.

 

 

Работа:

Доклад на тему:

 

«Особенности современных форм и методов работы в МДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Учитель-логопед: Андрюшина Е.Э.

Цель доклада:

Активизация форм повышения квалификации педагогов МДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития.

1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

Современные образовательные технологии.

Технологии Здоровьесберегающие

Метод моделирования

Логоритмика

Сказкотерапия

Игровые ИКТ

ТРИЗ

Песочная терапия

Составление синквейнов

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии  Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Обучать детей правильному звукопроизношению Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.

Мнемотехника Блок-квадрат Глухов В.П.

Сенсорно-графическая схема Воробьева В.К.

Коллаж Большева Т.В.

Предметно-схематическая модель Ткаченко Т.А.

Схема составления рассказа Ефименкова Л.Н.


Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.(приведены примеры).

 

Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное круг, наречие – треугольник.

Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме (методика В. К. Воробьевой).  «Маша и кошка» У девочки Маши жила кошка.  У кошки были котята.  Маша кормила кошек рыбой и молоком.  Рыбу Маша выкладывала на тарелку.  Молоко девочка наливала в блюдце.  Кошка и котята спали в корзине. (показана схема).

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко

Коллажи- это учебный материал, выполняющий следующие задачи: Закрепление различных методов запоминания;

Развитие фотографической памяти;

Расширение словарного запаса, образного восприятия;

Развитие связной речи;

Главная задача в работе с коллажем: соединить, связать все картинки между собой.

Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания. (примеры коллажа)

Таким образом мнемотехника это:

Обогащение словарного запаса

Обучение составлению рассказов

Пересказ художественной литературы

Отгадывание и загадывание загадок

Синквейн- новый метод развития связной речи детей. И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

 

 

 

 

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

 

Практическая часть

Задание: игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

 

Назовите формы речи.

Какие умения развиваются в диалоге?

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Назовите структуру повествования.

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией?

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям?

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени?

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Ведущий прием для активизации речи и мышления?

 

Задание:

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

Задание:

объясни выражения

Дело в шляпе

Плясать под чужую дудку

Как на иголках

Чесать язык

Морочить голову

 

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

Семья – душа

Доме – стены

Перьем – ученьем

Кормит – портит

Время – час

Тепло - добро

Задание:  каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пёс без шапки

Красные усы

Красивый цыплёнок

Серебряная курочка

Чёрная туфелька

Девочка великан

Золотой рог

Домашние куры

Изобразите пословицу с помощью схемы

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос.

Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.

Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×