статья о развитии рачевого дыхания у дошкольников с ОНР, посредством дидактических игр и упражнений.
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение№241
«Детский сад комбинированного вида»
«Академия детства» г. Кемерово. Кемеровская область.
Развитие речевого дыхания
у дошкольников с ОНР, посредством дидактических игр и упражнений
Автор:
Эйстрейх Светлана Владимировна
воспитатель
г. Кемерово
2019г
Развитие речевого дыхания
у дошкольников с ОНР, посредством дидактических игр и упражнений
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.
Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР обязательно включают в себя работу над дыханием.
Основанием для этой работы является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят специалисты в области фониатрии.
В рамках теории деятельности в логопедической работе с детьми с ОНР широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка с ОНР положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Поэтому перед нами была поставлена цель: формирование речевого дыхания, посредством дидактический игр и упражнений.
С этой целью были изготовлены разнообразные дидактические пособия,
в задачи которых входит:
-способствовать увеличению объёма дыхания, нормализовать его ритм,
-развивать умение выполнять плавный длительный выдох,
-активизировать работу мышц.
Дидактические пособия можно использовать со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.
Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, а главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.
Литература.
1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
4. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.
6. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.
7. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.
8. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.
9. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.