Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Система работы по подготовке детей с ТНР к обучению грамоте.. Работа №209666

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сформировать необходимую готовность к обучению грамоте детей с ТНР.

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

Система работы по подготовке детей с ТНР к обучению грамоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

Актуальность

Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи, выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Сформированность фонематического восприятия предупреждает трудности обучения письму и чтению. Особенно трудным является процесс письма. Он осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи, оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу и синтезу.

Цель

Сформировать необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи

Формировать умение воспринимать и различать неречевые и речевые звуки.

Определять наличие или отсутствие звука в слове.

  Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный - согласный; твёрдый – мягкий; звонкий – глухой)

 Определять позицию звука на фоне слова ( начало, середина, конец ).

 Определять последовательность звуков в слове, их количество.

Выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Формировать умение делить слова на слоги с опорой на вспомогательные средства.

Выполнять анализ и синтез предложения

 

 

Этапы работы

Развитие слухового внимания (способность узнавать и различать неречевые звуки).

Развитие речевого слуха

(способность различать слова, фразы, звуки речи по высоте, тембру, близкие по звучанию

Развитие фонематического восприятия (развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.)

Дидактические принципы

Принцип наглядности

Принцип учёта индивидуальных особенностей.

Принцип доступности

Принцип опоры на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный

Принцип систематичности, последовательности и постепенности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры для развития слухового внимания.

 

О чём говорит комната?»

«О чём говорит улица?»

«Узнай предмет по звуку»

«Угадай, где позвонили»

«Угадай, что в коробке» (различные мелкие предметы)

«Постучи так, как я» (воспроизведение ритма)

«Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков)

 

Обращаем внимание на то, что окружающие нас звуки мы слышим

В работе используется карточка-символ

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры для развития речевого слуха.

«Угадай, чей голосок» - Играющие по очереди зовут

,

стоящего в центре. Он же должен узнать, кто его позвал.

 «Слушай и выполняй» - взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения.

 «Запомни слова» - взрослый называет несколько слов. Ребёнок должен повторить их в том же порядке.

 «Звуковые песенки» - взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или УА – так плачет ребёнок. ИА – как кричит ослик.

 «Подскажи словечко» - Часто к озеру напиться

ходит рыжая ….(лисица)

 «Найди ошибку» - Тает снег, течёт ручей,

на ветвях полно враче (грачей).

 

Обращаем внимание на то, что звуки речи мы слышим и произносим, знакомим с термином «звук»

В работе используются карточки - символы:

 

 

 

Предметный ряд

 

При подготовке к звуковому анализу понятие «предметный ряд» становится узловым. Сначала внимание фиксируется на терминах «начало», «середина», «конец». Работу над этими понятиями можно проводить на материале сказки «Репка»: (// Дефектология№4,1989)

Дед стоит в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом и так далее. Все встают по линеечке друг за другом и получился ряд. Ряд начинается слева и тянется вправо от деда до мышки. Мышка стоит в конце ряда, а между ними, в середине, бабка, внучка.

 

 

 

Гласные звуки

Для ознакомления детей с гласными звуками можно использовать настольный театр «Теремок» (// Д/в№10,84)

Обращается внимание детей на то, что пока зверюшки «стоят с закрытым ртом»,мы ничего не слышим. Начали они двигать язычком и губами мы слышим звук.

Каждый, кто поселяется в теремке, поёт свой определённый звук :

Лягушка— А

Мышка— И

Зайчик— Э

Лисичка – О

Волк – У

Медведь – Ы

 

 

 

 

Карточки – символы (// Дефектология№6,1985)

__ звук (А)

 

__ звук (У)

 

__ звук (И)

 


__ звук (О)

 


__ звук (Ы)

__ звук (Э)

Вывод: _ (гласные звуки обозначаются красным цветом)

 

 

 

 

 

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний гласных звуков

( с использованием карточек-символов)

«Прочитай, не ошибись

»

– взрослый выкладывает по два, три символа гласных в ряд. Дети произносят сочетание звуков .

О А И А У

« Сосчитай и отложи» - взрослый произносит сочетания из двух, трёх, четырёх звуков. Дети на слух определяют количество и последовательность произнесённых звуков и выкладывают их в ряд соответсвующими символами

.

«Разложи картинки»

дети определяют звук в начале слова и кладут к символу –заменителю данного звука.

 

После выполненной работы делаем вывод:

 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Произносятся при помощи голоса.

Не встречают преграды.

Поются.

Образуют слог.

 

 

Согласные звуки

Знакомить детей с согласными звуками можно через сказку о веселых звуках (//Д/в №10,1984)

Жили – были веселые звуки. Они умели петь песни. И звали их – гласные звуки. Однажды гласные звуки так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.

- П – п- п – запыхтел звук «П». Пыхтел- пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».

- Т – т- т – затукал звук «Т». Тукал – тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».

- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук «А». Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять рядом с нами. - Согласны?

- Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.

- Вот и хорошо! – за это мы будем вас называть «согласные звуки», - сказали гласные.

И стали с тех пор крепко дружить согласные и гласные звуки, встанут рядом и поют любую песенку.

Вывод: согласные звуки

Произносятся при помощи голоса и шума или только шума.

Встречают преграду.

Не образуют слог.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

 

 

 

В работе используются символы

 

Условные обозначения для согласных звуков:

 

- твёрдый согласный звук обозначается синим цветом

 

__ мягкий согласный звук обозначается зелёным цветом

__ звонкий согласный обозначается звенящим

колокольчиком

__ глухой согласный обозначается закрытым

колокольчиком.

____________ ___ звук в начале слова

 

____________ ___ звук в середине слова

 

_____________ ___ звук в конце слова

 

Дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия

«Звуковая мозаика»

-

жетоны красного, синего и красного цвета, выбирают по первому звуку в слове

.

«Цепочка слов» - последний звук предыдущего слова является началом нового слова.

«Звуковой мяч»

«Крестики – нолики»

-

перед началом игры обговаривается на какой звук рисуется крестик, на какой – нолик.

«Звуковые ладошки (следы)»

«Узелки» – услышав заданный звук, ребёнок завязывает узелок на шнурке.

«

Косточки»

придумав слово с заданным звуком, ребёнок кладёт косточку (вишнёвую,..) в бутылочку и закрывает бутылочку крышкой.

«Пирамидка» – придумав слово с заданным звуком, ребёнок собирает пирамидку. Одно кольцо

одно слово

 

 

 

 

 

 

Звуковой анализ односложных слов

1.Взрослый произносит слово, например, КОТ.

2.Взрослый спрашивает у ребёнка:

- Сколько звуков в слове? (ответ ребёнка – 3)

- Какой звук слышится в начале слова?

(вначале слова твёрдый согласный звук (К) ,обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок.)

- Какой звук в середине слова (второй звук)?

(в середине слова гласный звук (О), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)

- Какой звук в конце слова (третий звук)?

(в конце слова твёрдый согласный (Т), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок)

Звуковой анализ двусложных слов

1.Взрослый произносит слово, например, ЛИСА.

2.Взрослый спрашивает:

- Сколько звуков в слове? (четыре)

- Какой звук слышится в начале слова?

(мягкий согласный звук ), обозначаем зелёным цветом, ребёнок рисует зелёный кружок)

- Какой второй звук в слове?

- (гласный звук ), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок).

-Какой третий звук в слове?

(твёрдый согласный звук ), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок).

- Какой звук слышится в конце слова?

(гласный звук (А), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)

 

 

Игровые упражнения для формирования умения выполнять звуковой анализ слов.

«

Сосчитай и отложи» – выкладывание слов фишками.

« «Прочитай», не ошибись» – подбор слов (картинок) к данной схеме:

«Сосчитай , нарисуй и заштрихуй» - нарисовать столько кружков, сколько звуков в слове и заштриховать соответствующим цветом.

Выкладывание слов из различных предметов (мозаики, палочек, …, соответствующего цвета).

 

Настольно - печатные игры для развития фонематического восприятия:

«

Прочитай по первой букве»

«Звонкий – глухой»

«Расшифруй слова»

«Цепочка слов»

«Прочитай по первому (второму) слогу»

 

 

 

 

 

 

 

Слоговая структура слова

 

Знакомство со слоговой структурой слов можно начать с показа движения тыльной стороной руки о подбородок.

Рассматривание картинки, разделённой на части

Слогообразующая роль гласных – сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

Игры и упражнения в работе над слоговой структурой слова

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)

Произнесение слов в соответствии с количеством кружков на кубике.

Разложить на три группы картинки с односложными, двусложными и трёхсложными словами.

Игра с мячом: ударить об пол мячом столько раз, сколько слогов в слове

.

«Разрезные картинки» – собрать картинки, разрезанные на две, три, четыре части.

«Рассели жильцов по домикам»

 

Использование схем в работе над слоговым анализом и синтезом слов

1.Подбор схемы к предмету (слову)

2.Подбор картинок (слов) к данной схеме:

 

 

 

 

Ударение

«Постучим»

-

произнося слоги, стучать по столу. Ударный слог простукивается сильнее, громче других.

«Вышиваем крестиком»

большим крестиком изображается ударный слог, маленьким - безударный.

Подбор слов (картинок) к «крестикам»

 

 

Предложение

Знакомство с предложением можно начать с демонстрации одновременного звучания нот на металлофоне. (песня не получилась).

Игра «Живые слова»

– дети (два-три человека) одновременно произносят слова. (предложения не получилось)

Вводится термин

«одновременно»,

«последовательно»,

«предложение».

 

Используются графические схемы предложения:

Длинная полоска – предложение

Короткие полоски – слова

Первое слово пишется с большой буквы

В конце предложения ставится точка

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате такой последовательно спланированной работы дети осознанно выполняют звуко-слоговой анализ слов, употребляют слова, правильно ставя ударение, анализируют и синтезируют предложения. В дальнейшем дети смогут применить полученные знания и умения и легче адаптироваться к школьному обучению.

 

 

 

Список используемой литературы

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: «Лань», 1999.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. чтение без принуждения. Пед. Фак.№ 3, 1987

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М.: ТЦ Сфера, 2007.

Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология. - 1989. - №4

Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании звукового анализа у детей с ОНР. //Дефектология. - 1985. - №6

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×