Статья раскрывает современный подход к развитию диалогической речи удетей с ОНР. Материал поможет в работе учителям - логопедам, воспитателям и родителям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №7» города Магнитогорска
Подготовила: учитель –логопед
Стерликова Ольга Анатольевна
Тема доклада:
Современные формы и методы работы по развитию диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Диалог - сложная форма социального взаимодействия.
Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Участие в диалоге требует сложных умений:
1.Слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
2.Формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
3.Менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон;
4.Следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;
5.Слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и
если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
У дошкольников с общим недоразвитием речи, диагностируется
несформированность отдельных компонентов дилогической речи:
дефицит мотивационного компонента,
низкая познавательная активность,
несформированность этапа порождения речевого высказывания
(нарушение связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов),
грамматического строя речи,
звукопроизношения.
Методы и приёмы обучения диалогической речи
В ходе обучения диалогической речи можно использовать разнообразные методы:
Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определенную тему. В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог.
Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоит не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, передать что-то родителям и т.д. Педагог просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.
Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составления диалога по речевой ситуации. Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Для этого можно использовать такие игры, как: "Позови", "Передай колокольчик", "Зайка", "Помоги", "Найди свою пару", "Два клоуна" и другие.(Катаева, Стребелева "Дидактические игры и упражнения", стр. 171).
Разнообразные игры.
Сюжетно-ролевые игры способствую формированию и закреплению диалогических умений.
Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают остроту реакции на услышанное. В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня — это фрукт? Кукуруза — это овощ? Телевизор — это мебель?
Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.
Речевые упражнения
М Е Д В Е Д Ь.
- Ты куда идешь, медведь? - В город, елку посмотреть.
- А зачем тебе она? - Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее? - В дом возьму к себе, в жилье.
- Что ж не вырубил в лесу? - Жалко, лучше принесу.
ЛЯГУШКИНЫ ПОКУПКИ.
- Откуда ты идешь, лягушка – квакушка?
- С базара домой, дорогая подружка.
- А что ты купила?
- Всего понемножку: купила ква-пусту, ква-соль и ква- ртошку.
Подвижные игры, содержащие диалоги, способствуют приучению к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В них дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведениях.
Инсценировка-игра — это: 1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал взрослвый; 2) свободный пересказ текста детьми — сюжетно-ролевая игра детей.
Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).
Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.
Различают следующие формы кукольного театра: а) театр игрушек, б) театр петрушек, «пальчиковый» театр, в) теневой театр, г) настольный плоскостной театр, д) фланелеграф.
К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия. (Описание предметов : Я вырастила свёклу , а ты что ?. Свёкла полезная в ней много витаминов .
Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд). Я буду рисовать берёзку , а ты Маша какое дерево нарисуешь?
Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, создаёт условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.
1. Собственно речевые умения:
вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения;
слушать и слышать собеседника;
проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
доказывать свою точку зрения;
выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога
Умения речевого этикета:
использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:
этика поведения, права и обязанности;
виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
принципы оформления газеты, альманаха;
анализировать полученную информацию;
составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
сочинять газетные заметки, репортажи;
составлять фоторепортаж.
Второй вид учебного диалога – это диалог - инсценировка.
Инсценировка – это та же логоритмика, она требует сочетать речь с голосом, с интонацией, с жестом, мимикой, походкой. Ребенку самому нужно сделать фразу, программу предложения. В диалогах - играх действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется и автоматизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление об его переносном значении. После первого прочтения педагогом текста, по вопросам уточняется смысл диалога, отношения между действующими лицами, то есть понимание детьми отдельных слов и всего текста.
Список литературы
Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 5 2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 232с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.
5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988. - 94с. 1-61.