Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Воспитание и формирование этических навыков и духовно нравственных ориентиров у учащихся с ОВЗ . Работа №234308

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому  такие дети по неразумению,  либо по неустойчивости нравственных понятий , из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. 

Работа:

 

воспитание и формирование этических навыков и духовно нравственных ориентиров у учащихся с ОВЗ

Современный исторический этап развития общества в России характеризуется быстрой перестройкой иерархии нравственных ценностей, плюрализацией духовной жизни, отсутствием единых идеалов и ориентиров системы воспитания. Коммунистические идеалы и социалистические культурные стандарты, являющиеся детерминантными в течение 70 лет, утратили свое значение. К сожалению, в настоящее время мы можем констатировать следующее:

- отсутствие единых нравственных ориентиров. «Нравственные ориентации подростков сегодня являются сложной, чрезвычайно противоречивой системой, где одновременно существуют совершенно различные, иногда взаимоисключающие представления о том, в чем смысл жизни, что такое добро и зло»;

- воспитание детей в семье вне православных традиций, и духовно нравственных принципов;

- влияние средств массовой информации. В настоящее время возрастает роль средств массовой информации как фактора социализации детей и подростков, однако воздействие средств массовой информации оказывает противоречивое воздействие на подрастающее поколение. «С одной стороны, эффективно задавая определенные социальные стереотипы, они способствуют развитию задатков и способностей личности, наращиванию знаний, ранней ориентации в социальной ситуации. С другой стороны, создают неадекватный реальному содержанию и действительным ценностям образ современной жизни, "провоцируя" тем самым отклонение от процессов социальной интеграции». И, как следствие, у детей возникает информационная перегрузка при эмоциональной незащищенности;

- пассивная позиция детей в отношении организации собственного досуга. В нашем районе, что лишь 7,7 % несовершеннолетних в свободное время занимаются творчеством, 2,2 % - готовы сами принять участие в улучшении досуга, а остальные пассивно проводят досуг, «отдыхают просто так», что в последствии может привести к противоправным действиям со стороны несовершеннолетних. Досуговая деятельность детей нуждается не только в организации, но и в активной пропаганде со стороны школы и общественных организаций;

- снижение роли семьи в воспитании ребенка;

- рост числа асоциальных форм поведения.

В то же время возрастает интерес к традиционным духовным и нравственным ценностям, в частности православной культуре, обобщающей вековой опыт народа, о чем свидетельствует Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». В нем В.В. Путин особо подчеркнул, «что сохранение культурного потенциала и наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни является одним из приоритетных направлений государственной политики».

Особое значение приобретает знакомство с культурой традициями родного края для детей с ограниченными возможностями здоровья, число которых во в Краснодарском крае постоянно растет.

В связи с этим необходимо создать условия, в которых ребенок с ограниченными физическими возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической, политической жизни страны. Решить данную проблему в значительной степени можно, используя богатейшие отечественные традиции гуманизма и милосердия, сформированные в православной культуре.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому  такие дети по неразумению,  либо по неустойчивости нравственных понятий , из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Образовательная организация может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии

Из выше перечисленного следует, что для детей с ОВЗ необходима программа по воспитанию и формированию этических навыков и духовно нравственных ориентиров для дальней успешной социализации в обществе.

Проблема

Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России способствовал глубокому духовно-нравственному кризису общества, который привёл к дефициту социального оптимизма, любви, милосердия. Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а такие дети в нашей школе, городе, области, стране есть. Воспитание необычных детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

Программа – это комплексная программа, направленная на создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие патриотическое и экологическое развитие обучающихся с ОВЗ на основе их приобщения к базовым ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляющих образовательную деятельность на воспитание ребёнка в духе любви к Родине уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, края и города, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цели

- изучение истории своей страны и своего края через знакомство с историей кубанского казачества, его традиций, воинской доблести;

- корректирующее воздействие направлено на формирование доступных для детей, с аномальным развитием, исторических представлений и понятий, исправление недостатков познавательной деятельности;

- повышение мотивации к познанию новизны в целом и истории своей малой родины в частности.

- создание условий для осознания подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности, сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья детей.

задачи:

- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

- воспитывать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;

- развивать историческое самосознание и процесс познания семейной истории, чувство сопричастности народной культуре, судьбе своей «малой Родины», её многовековой истории;

 

- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

- формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании, табакокурения в подростковой среде;

- формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- формирование навыков коллективной работы;

- формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- усвоение нравственных ценностей семейной жизни;

Методы реализации

Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Коллективно - творческая деятельность

Игровая

Познавательная

Художественное творчество

Спортивно-оздоровительная деятельность

Трудовая деятельность

Формы реализации

Беседы, часы общения, дискуссии, диспуты, дебаты, публичные выступления

Встречи с интересными людьми

Игры, в том числе ролевые, деловые, сюжетно-ролевые игры

Просмотры обсуждение кинофильмов, видеофрагментов

Экскурсии (включая заочные); путешествия по историческим местам (в том числе заочные)

Посещение театров, музеев и т.д.

Конкурсы, викторины, турниры, фестивали, олимпиады

Спортивные соревнования, эстафеты марафоны, турниры

Выставки, творческие проекты

Концерты, тематические программы, праздники

Ролевые игры

Социально-ориентированные акции, добрые дела, социальные проекты, вожатские отряды, добровольческие акции, акции милосердия

Трудовые и общественно полезные дела

Реализация программы

результаты:

- формирование у учащихся гражданской позиции;

- расширение знаний о многонациональной Кубани, преемственности старших и младших поколений;

- развитие у учащихся с ОВЗ интереса к истории своего края и Отечества;

- воспитание уважения к героическому подвигу отцов;

- повышение социальной и гражданской активности учащихся;

- осознание воспитанниками нравственных ценностей, причастности к судьбам края, знание символики, традиций, обрядов, культуры и быта казачества;

- ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

- системные представления о народах Краснодарского края, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

- знание национальных героев и важнейших событий истории Краснодарского края и г. Белореченска;

- позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина.

- чувство дружбы к представителям всех национальностей Краснодарского края;

- умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи;

- понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

- готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

- потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах;

-стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

- понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды;

- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

- знание основных социальных моделей, правил здорового образа жизни;

- знание традиций нравственно-этического отношения к здоровью в культуре народов Краснодарского края;

- умение выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

- умение противостоять негативным факторам способствующим ухудшению здоровья;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

- представление об искусстве народов Краснодарского края;

- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×