Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом обучения. Деятельностный подход – реальность современного образования. Горе нашего образования заключается в том, что наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» (Это фундаментальное ядро ФГОС НОО).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сукпакская средняя общеобразовательная школа имени Б.И.Араптана»
Мастер – класс учителя начальных классов
Сат Чинчи Седен-Дамбаевны
«Технология деятельностного метода обучения
на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами деятельностного подхода на уроках, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.
Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Сценарий мастер – класса
1. Орг. момент
Слайд 1
Титульный лист. Познакомимся.
Слайд 2
Тема моего мастер-класса «Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе».
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом обучения. Деятельностный подход – реальность современного образования. Горе нашего образования заключается в том, что наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» (Это фундаментальное ядро ФГОС НОО).
Слайд 3
Деятельностный подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Следовательно, перед нами стоят такие задачи:
Сформировать у учащихся умение и желание учиться через метапредметные универсальные учебные действия;
Формировать познавательные учебные действия через умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Развивать мышление через обучение деятельности;
Формировать коммуникативные учебные действия через адекватное использование речевых средств
.
Современное общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
Слайд 4
Основные понятия, необходимые для определения деятельностного подхода:
• «Деятельный» – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С. И. Ожегов,1990 год)
• «Действие» – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий/
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Основные принципы его системы:
• учет интересов учащихся;
• учение через обучение мысли и действию;
• познание и знание — следствие преодоления трудностей;
• свободная творческая работа и сотрудничество.
Слайд 5
Таким образом, ключевыми в характеристике деятельностного подхода, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Слайд 6
В своей педагогической практике, используя деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
вовлечение
обучающихся
в игровую, дискуссионную, рефлексивную деятельность.
моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
В основе деятельностного подхода к обучении рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Урок начинаю следующими словами: «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном…
Слайд 7-8
Как известго, уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки комплексного применения знаний;
3. уроки рефлексии;
4. уроки развивающего контроля.
Реализуя на уроках в начальной школе данные подходы, мы понимаем, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Наша задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Слайд 9
Невозможно научить всему, но создать атмосферу радости, счастья, побуждающую к активной деятельности, учителю вполне по силам.
Благодарю за внимание!