В данном выступлении рассматривается краткая история создания проектной деятельности, ее актуальность при изучении немецкого языка, как второго иностранного.
Приводится личный пример учителя при подготовке проекта в 11 классе по теме " Проблемы окружающей среды"
Метод проектов на уроках немецкого языка, как второго иностранного.
С переходом на обязательный второй иностранный язык мы уходим от одноязычной модели. Во многих школах немецкий язык выбран в качестве второго иностранного языка. Это связано с развитием социально-экономических отношений с немецкоязычным регионом с желанием познакомиться с немецкой культурой.
Немецкий язык сейчас является третьим по популярности иностранным языком в мире и вторым по величине в Европе и Японии. Знание немецкого языка является важным активом для успешной карьеры в современном мире. Число изучающих немецкий язык в России было и остается значительным. Мировая тенденция XXI века состоит в том, что немецкий язык, как первый иностранный язык (в том числе и в русских школах,) преподается все реже и заменяется английским языком. Однако количество уроков немецкого, как второго иностранного языка, увеличивается.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. С одной стороны, это меньшее количество часов и более короткие временные рамки для учебы. С другой стороны, обучение проводится в условиях контакта трех языков - родного, первого и второго иностранного. Это приводит к более интенсивному изучению второго иностранного языка.
В результате изучения немецкого языка у обучающихся:
сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т.е. развиваются элементарные коммуникативные навыки на иностранном языке, способность и желание общаться на немецком языке, расширяются языковые перспективы. Будет получено общее представление о структуре немецкого языка и его отличиях от родного языка.
Закладываются основы коммуникативной культуры, т. е. способность определять и решать посильные коммуникативные задачи, правильно использовать доступные языковые и неязыковые коммуникативные ресурсы, соблюдать языковой этикет, быть вежливыми и доброжелательными языковыми партнерами
Формируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения,
Исходя из тенденций современного мира, можно сказать, что английский язык должен знать каждый и только знание немецкого языка поможет человеку выделиться из общей массы.
А Толстой заметил: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памятью».
Метод проектов полностью подходит под это определение.
Принятые новые образовательные стандарты требуют трансформации основной цели образовательной системы, что в свою очередь потребовало существенных изменений в деятельности учителя. В настоящее время учитель должен передавать не только существующие знания, но, прежде всего, новую образовательную парадигму, способ организации познавательной деятельности, самопланирование учебного времени обучающимися и формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. Поиск новых образовательных технологий, способных реализовать поставленные перед образовательной системой задачи, привел к оживлению исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
В педагогической науке проект (от лат. projectus бук. брошенный вперед) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях план, замысел; проектирование — процесс создания проекта1.
Проект как деятельность включает в себя три сущностных компонента:
1) отнесение к будущему, близкому или далекому;
2) как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно;
3)это будущее просматривается в идеальном плане2.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основу были положены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Он отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни3.
В отечественной педагогике метод проектной деятельности, как один из вариантов развития учащихся, начал развиваться в 1905 году, когда была создана группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого. Однако свое развитие идеи проектного обучения получили только в 20-е годы ХХ века. Проектная деятельность в этот период была взаимосвязана с методикой комплексного изучения различных явлений.
Свое «второе рождение» данный метод получил вместе с переходом к новой образовательной парадигме. Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить метод проектной деятельности в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться». «Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность»4. В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в глобальном мире обеспечить целостность педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создать условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечить переход, как метафорично отмечает А. А. Вербицкий, от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования обучающихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность в этом плане дает учителю и ученикам самые широкие возможности. "Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности"5.
М.П. Воюшина подчеркивала, что при организации проектной деятельности обучающийся попадает в ситуацию выбора, т.к. самостоятельно решает принимать или не принимать участие в проекте, какой проект выбрать, с кем работать в группе и т.д. А «поставить школьника в ситуацию выбора чрезвычайно важно для его личностного развития, поскольку там, где есть осознанный выбор, формируется ответственность, рождается интерес»6
Можно выделить несколько видов научно-проектной деятельности обучающихся. По количеству участников, включенных в проект:
индивидуальный;
малогрупповой (до 5 человек);
групповой (до 15 человек);
коллективный (класс и более в рамках школы);
сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете).
По длительности:
урок-проект;
длительный проект (от нескольких недель, в рамках изучения конкретной темы, до вертикального многолетнего проекта).
По дидактической цели:
ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;
обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;
поддержка мотивации в обучении;
реализация потенциала личности.
Но какой бы вид проектной деятельности не был реализован, необходимо чтобы сама деятельность по реализации проекта была бы некой интригой, вызывающей интерес обучающихся.
В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать практически по любой теме.
На своих уроках я применяю как среднесрочные, так и долгосрочные проектные технологии.
Давайте рассмотрим один из них. Этот проект посвящен экологической теме и проходит в рамках темы одиннадцатого класса « Научно-технический прогресс». В начале изучения темы обучающиеся выбирают для себя одну из проблем экологии.
ТОП-8 экологических проблем земли нашего времени:
Изменения климата
.
В первую очередь здесь идёт речь именно о глобальном потеплении.
Перенаселение планеты
.
Истощение озонового слоя
.
Сокращение биологического разнообразия
.
Пандемии
.
Кризис ресурсов пресной воды
.
Широкое использование химических и токсичных веществ, тяжелых металлов
.
Вырубка леса.
Нарушение экологического равновесия — глобальная проблема человечества сегодня. Несомненно, уже долгое время деятельность промышленных предприятий оказывает ощутимое негативное воздействие на экосистему, в частности на качество воды и почвы. Серьезный урон гидро и литосфере наносит добыча металлов из руд Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоит проблема его решения.
В процессе изучения темы обучающиеся собирают материал и предлагают пути решения той или иной экологической проблемы. На заключительных уроках рассматриваются предложения обучающихся в виде презентаций.
Как показала практика, проектный метод дает хорошие результаты, позволяет каждому быть вовлеченным в образовательную деятельность и показывает, что совместное обучение не только проще и интереснее, но и намного эффективнее. Обучение приобретает коммуникативную направленность, расширяется общий кругозор обучающихся, создается атмосфера легкости и эмоциональной устойчивости, сотрудничества.
Такие благоприятные условия общения развивают у обучающихся устойчивую положительную мотивацию к занятиям немецким языком. Кроме того, он помогает детям почувствовать собственное значение, ценность и уникальность, позволяет им действовать с максимально возможной свободой, укрепляет дружбу и дает возможность понять себя, поделиться своими идеями и чувствами с другими.
Из всего этого перечня видно, что проектная деятельность позволяет обучающимся найти самостоятельно ответы на многие волнующие в юности проблемы. Кроме того, внедрение проектной деятельности в обучении немецкому языку во многом способствует усилению мотивации самой учебной деятельности, позволяет улучшить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Включение самостоятельной работы в процессе обучения, в первую очередь, направлена на учебную мотивацию, усиление интереса к обучению. От проектной деятельности обучающиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания, стремиться к саморазвитию.
Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е., М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 1065.2Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление//Развитие личности, 2002, № 2, с. 85–103.
Дьюи Д. Школа и общество. М.: Госиздат РСФСР, 1924
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – С.85
Ахметов М. А. Проектный метод обучения. // Химия в школе. – 2012. – №. 3
Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. – СПб.: Северная звезда, 2010. – С. 24