Мотивация обучающихся к исполнению на музыкальном инструменте является одной из основных целей учебно-воспитательного процесса в рамках обучения в детской музыкальной школе.
Работа:
Некоторые аспекты работы над повышением мотивации
Мотивация обучающихся к исполнению на музыкальном инструменте является одной из основных целей учебно-воспитательного процесса. Понятие мотивация происходит от латинского слова movere – двигать, толкать, приводить в движение.
Мотивация в широком смысле слова – это побуждение к действию. Более конкретный смысл слова можно сформулировать как: динамический психофизиологический процесс, управляющий поведением человека и определяющий его организованность, направленность, устойчивость и активность. В узком смысле слово мотивация – это исследование мотивов, предполагающее подробное изучение и анализ причин, объясняющих предпочтения одних видов деятельности другим.
Мотивация – сама по себе уже важная цель обучения, наряду с общеэстетическим воспитанием. Дело в том, что обучающиеся в силу детского возраста и сравнительного небольшого жизненного опыта, слабо представляют себе конечную цель обучения и не могут чётко сформулировать маршрут личностного профессионально-музыкального роста. Именно для помощи в этих вопросах необходимо заниматься мотивационной деятельностью.
Для повышения мотивации необходимо, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, выполнять различные задачи:
создать благоприятную для работы атмосферу в классе (наладить межличностный контакт с ребёнком, подобрать подходящий по росту и качеству инструменты, благоприятную температуру воздуха);
настроить на регулярную и качественную работу: научить учиться дома, подключать к домашним занятиям родителей (особенно на первоначальном этапе);
избегать психологических и физических перегрузок (вес инструмента не должен быть большим, потому занятия на инструменте должны чередоваться с объяснением теоретического материала), а так же не перегружать их ответственностью;
организовать концертную деятельность и ансамблевую практику, закрепить результаты обучения возможностью показать себя;
поощрять обучающихся за достижения положительных результатов (хвалить мальчиков и девочек нужно по-разному, что объясняется физиологической разницей в работе мозга. Так, девочку можно похвалить словами молодец или умница, а мальчику нужны более ощутимые физические результаты: поставить пятёрку, пригласить на ещё одно выступление, наградить грамотой);
Научить обучающихся ориентироваться на успех, преодолевать страх неудач: лучше всего перед выступлением переключить их внимание от боязни неточной передачи нотного текста на выражение образа произведения. В этом случае страх, блокирующий все действия, будет побеждён;
Возможность использования современных ИКТ технологий: помогает просмотр разных вариантов исполнений пьес, разучиваемых в классе. Для домашних консультаций хорошо помогает skype.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории:
Первые – связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения;
Вторая категория мотивов связана со взаимоотношениями ребёнка с окружающими, потребностью в их оценке и одобрении, желании обучающегося занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений.
Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте.
Мотивы делятся на две категории:
- Потребность самому осознать, овладеть, наслаждаться умением играть на музыкальном инструменте (т.е. получить);
- Поделиться с окружающими своими умениями и навыками (т.е. отдать).
Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения в музыкальной школе.
При этом стоит учитывать разницу в способностях, интенсивности самостоятельных занятий и исполнительских возможностях обучающихся. Так, наиболее успешные обучающиеся принимают участие в концертных выступлениях, менее успешные – испытывают учебный успех, получают одобрение родных и близких дома.
Пристального внимания заслуживают возрастные особенности детей, влияющие на мотивацию и процесс обучения игре на музыкальном инструменте в целом:
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра – она способствует развитию мотивационной сферы ребёнка, постепенно он начинает планировать свою деятельность и вырабатывает доминирующие установки;
В период младшего школьного возраста происходят перестановки в иерархической системе ребёнка: значимым становится то, что имеет отношение к учебной деятельности, а не к игре;
В период среднего школьного возраста (переходного) происходят существенные изменения в организме и психике ребёнка. Можно проследить две фазы развития интересов: в течение первой фазы у подростков наблюдается понижение и даже полное отсутствие интересов, пессимизм, распад коллективных связей, стремление к одиночеству, пренебрежение правилами общественного порядка. Вторая фаза связана с осознанием своего места в социуме и выбором будущей профессии;
В период старшего школьного возраста происходит упорядочение всей системы потребностей: возникает стремление к самостоятельности, к независимости, к одобрению своей личностной индивидуальности.
Все эти периоды должны чётко отслеживаться преподавателем и учитываться в процессе обучения, поскольку они влияют на межличностное общение и мотивацию к обучению.
Ожидаемый результат усиливает мотивацию: публичные выступления и последующее одобрение окружающих (особенно сверстников и членов семьи).
На силу мотивации влияет:
похвала и порицание: при этом следует учитывать, что детей-интровертов похвала мотивационно стимулирует, а на экстравертов сильнее воздействует задетое самолюбие при порицании;
материальное поощрение: под этим следует понимать выигранные на конкурсах призы, отличные итоговые оценки;
конкурсные соревнование с другими обучающимися позволяют сформировать представление о своих достижениях, уровне подготовки и перспективах обучения;
общественное внимание помогает повысить самооценку (в случае успеха) и получить навык публичного выступления, необходимый для большинства видов дальнейшей деятельности ребёнка.
Для выполнения всех перечисленных условий педагогу необходимо иметь соответствующую квалификацию, обладать необходимыми умениями, знаниями и огромным желанием научить игре на инструменте обучающегося.
Значительным мотивационным фактором является активная исполнительская деятельность педагога. Это не только достойный пример для подражания, но и возможность совместного выступления с педагогом (в ансамбле), а так же ощущение сопричастности к его сценической деятельности.
Не менее важным мотивационным фактором является тесное общение и взаимодействие с родителями (родственниками) обучающихся. Педагогу следует объяснять им цели и перспективы занятий в музыкальной школе, помочь им составить график домашней работы и продумать её частоту и интенсивность. Всё это способствует поддержанию интереса обучающегося и его родителей и помогает повышению мотивации к музыкальному исполнительству.
Ещё одним значительным фактором повышения мотивации является совместное с обучающимися (и их родными) посещение концертных выступлений. Это необходимо, поскольку современные средства массовой информации предлагают несоизмеримо более низкий уровень музыкального материала. В связи с их вседоступностью и массовостью, нынешним музыкальным педагогам приходится противопоставлять всему этому классический репертуар.
На любом этапе обучения при работе над повышением мотивации педагогу необходимо чётко представлять себе конечную цель для каждого обучающегося, а так же индивидуальный маршрут для её достижения. В целом, процесс обучения в музыкальной школе (как и другие виды деятельности) неотделим от мотивационной составляющей.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Мотивация обучающихся к исполнению на музыкальном инструменте является одной из основных целей учебно-воспитательного процесса. Понятие мотивация происходит от латинского слова movere – двигать, толкать, приводить в движение.
Мотивация в широком смысле слова – это побуждение к действию. Более конкретный смысл слова можно сформулировать как: динамический психофизиологический процесс, управляющий поведением человека и определяющий его организованность, направленность, устойчивость и активность. В узком смысле слово мотивация – это исследование мотивов, предполагающее подробное изучение и анализ причин, объясняющих предпочтения одних видов деятельности другим.
Мотивация – сама по себе уже важная цель обучения, наряду с общеэстетическим воспитанием. Дело в том, что обучающиеся в силу детского возраста и сравнительного небольшого жизненного опыта, слабо представляют себе конечную цель обучения и не могут чётко сформулировать маршрут личностного профессионально-музыкального роста. Именно для помощи в этих вопросах необходимо заниматься мотивационной деятельностью.
Для повышения мотивации необходимо, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, выполнять различные задачи:
создать благоприятную для работы атмосферу в классе (наладить межличностный контакт с ребёнком, подобрать подходящий по росту и качеству инструменты, благоприятную температуру воздуха);
настроить на регулярную и качественную работу: научить учиться дома, подключать к домашним занятиям родителей (особенно на первоначальном этапе);
избегать психологических и физических перегрузок (вес инструмента не должен быть большим, потому занятия на инструменте должны чередоваться с объяснением теоретического материала), а так же не перегружать их ответственностью;
организовать концертную деятельность и ансамблевую практику, закрепить результаты обучения возможностью показать себя;
поощрять обучающихся за достижения положительных результатов (хвалить мальчиков и девочек нужно по-разному, что объясняется физиологической разницей в работе мозга. Так, девочку можно похвалить словами молодец или умница, а мальчику нужны более ощутимые физические результаты: поставить пятёрку, пригласить на ещё одно выступление, наградить грамотой);
Научить обучающихся ориентироваться на успех, преодолевать страх неудач: лучше всего перед выступлением переключить их внимание от боязни неточной передачи нотного текста на выражение образа произведения. В этом случае страх, блокирующий все действия, будет побеждён;
Возможность использования современных ИКТ технологий: помогает просмотр разных вариантов исполнений пьес, разучиваемых в классе. Для домашних консультаций хорошо помогает skype.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории:
Первые – связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения;
Вторая категория мотивов связана со взаимоотношениями ребёнка с окружающими, потребностью в их оценке и одобрении, желании обучающегося занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений.
Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте.
Мотивы делятся на две категории:
- Потребность самому осознать, овладеть, наслаждаться умением играть на музыкальном инструменте (т.е. получить);
- Поделиться с окружающими своими умениями и навыками (т.е. отдать).
Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения в музыкальной школе.
При этом стоит учитывать разницу в способностях, интенсивности самостоятельных занятий и исполнительских возможностях обучающихся. Так, наиболее успешные обучающиеся принимают участие в концертных выступлениях, менее успешные – испытывают учебный успех, получают одобрение родных и близких дома.
Пристального внимания заслуживают возрастные особенности детей, влияющие на мотивацию и процесс обучения игре на музыкальном инструменте в целом:
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра – она способствует развитию мотивационной сферы ребёнка, постепенно он начинает планировать свою деятельность и вырабатывает доминирующие установки;
В период младшего школьного возраста происходят перестановки в иерархической системе ребёнка: значимым становится то, что имеет отношение к учебной деятельности, а не к игре;
В период среднего школьного возраста (переходного) происходят существенные изменения в организме и психике ребёнка. Можно проследить две фазы развития интересов: в течение первой фазы у подростков наблюдается понижение и даже полное отсутствие интересов, пессимизм, распад коллективных связей, стремление к одиночеству, пренебрежение правилами общественного порядка. Вторая фаза связана с осознанием своего места в социуме и выбором будущей профессии;
В период старшего школьного возраста происходит упорядочение всей системы потребностей: возникает стремление к самостоятельности, к независимости, к одобрению своей личностной индивидуальности.
Все эти периоды должны чётко отслеживаться преподавателем и учитываться в процессе обучения, поскольку они влияют на межличностное общение и мотивацию к обучению.
Ожидаемый результат усиливает мотивацию: публичные выступления и последующее одобрение окружающих (особенно сверстников и членов семьи).
На силу мотивации влияет:
похвала и порицание: при этом следует учитывать, что детей-интровертов похвала мотивационно стимулирует, а на экстравертов сильнее воздействует задетое самолюбие при порицании;
материальное поощрение: под этим следует понимать выигранные на конкурсах призы, отличные итоговые оценки;
конкурсные соревнование с другими обучающимися позволяют сформировать представление о своих достижениях, уровне подготовки и перспективах обучения;
общественное внимание помогает повысить самооценку (в случае успеха) и получить навык публичного выступления, необходимый для большинства видов дальнейшей деятельности ребёнка.
Для выполнения всех перечисленных условий педагогу необходимо иметь соответствующую квалификацию, обладать необходимыми умениями, знаниями и огромным желанием научить игре на инструменте обучающегося.
Значительным мотивационным фактором является активная исполнительская деятельность педагога. Это не только достойный пример для подражания, но и возможность совместного выступления с педагогом (в ансамбле), а так же ощущение сопричастности к его сценической деятельности.
Не менее важным мотивационным фактором является тесное общение и взаимодействие с родителями (родственниками) обучающихся. Педагогу следует объяснять им цели и перспективы занятий в музыкальной школе, помочь им составить график домашней работы и продумать её частоту и интенсивность. Всё это способствует поддержанию интереса обучающегося и его родителей и помогает повышению мотивации к музыкальному исполнительству.
Ещё одним значительным фактором повышения мотивации является совместное с обучающимися (и их родными) посещение концертных выступлений. Это необходимо, поскольку современные средства массовой информации предлагают несоизмеримо более низкий уровень музыкального материала. В связи с их вседоступностью и массовостью, нынешним музыкальным педагогам приходится противопоставлять всему этому классический репертуар.
На любом этапе обучения при работе над повышением мотивации педагогу необходимо чётко представлять себе конечную цель для каждого обучающегося, а так же индивидуальный маршрут для её достижения. В целом, процесс обучения в музыкальной школе (как и другие виды деятельности) неотделим от мотивационной составляющей.
HYPER13PAGE HYPER15
1