В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер общественного развития. Консерваторы. Самодержавие они объявляли важнейшим устоем государства, обеспечивающего величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означало единение царя с народом, а значит и отсутствие социальных конфликтов. Они выступали за частную собственность, за укрепление позиций дворянства, за патриархальный образ жизни. Выступали за объединение всех славянских народов вокруг России – панславизм. Либералы. Отстаивали идею исторического пути по типу Западной Европы. Настаивали на введение конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширения прав и функций местных органов самоуправления (земств)- земский либерализм. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности. Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности. Считали реформы главным методом социально-политической модернизации России, т.е. стояли за эволюционный путь развития. Были готовы к сотрудничеству с консерваторами. Их объединяла боязнь народного “бунта” и действий радикалов. Идеологи либерализма – Чичерин, Кавелин, их опорой были научные общества, журналы, земства. Радикалы. Они развернули активную антиправительственную деятельность. Стремились к насильственным методам преобразования России и к коренному переустройству общества (революционный путь). Они выражали интересы крестьян и рабочих. Идеологи были вынуждены жить и действовать за границей. Сложилось 2 центра радикального направления. Один – вокруг редакции 2Колокол”, издаваемого Герценом в Лондоне. Он пропагандировал идею “общинного социализма”. Второй – вокруг редакции журнала “Современник” в России. Его идеологом был Чернышевский. Он критиковал правительство, мечтал о социализме. Но в отличие от Герцена видел необходимость использования опыта европейской модели развития. Организация “Земля и воля” была первой революционно-демократической орг-й. Ее программным документом была статья Огарева “Что нужно народу”, в ней призывали к объединению всех революционных сил, предостерегали народ от преждевременных выступлений. Главным требованием выдвигали передачу земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовку к будущим активным действиям. В 1866 член кружка Ишутина - Д. Караказов совершил неудачное покушение на Алесандра11. Революционные народники считали, что капитализм в России насаждается “сверху”и на русской почве не имеет социальных корней. Будущее страны в “общинном социализме”. В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали “хождение в народ”, пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. Уцелевшие участники “хождения в народ” в 1876 г образовали новую тайную организацию “Земля и воля”. Ее программой было осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе стоял Плеханов, Михайлов.
Название работы:
Общественно-политическое движение 2-ой половины Х1Х в
Дата публикации: 30.04.2019
Автор: Шаова Эльмира Чаримовна
Описание:
Работа: