Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В исследовании принимали участие подростки (в возрасте 13-14 лет), , имеющие такие заболевания как язва желудка и астма, относящиеся к разряду психосоматических. Контрольную группу составили подростки, не имеющие названные заболевания. Исследование проводилось в период с  сентября по ноябрь 2018 года. Общий объем выборки составил 100 человек.

Цель работы: исследование особенностей защитно-совладающего поведения подростков.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап: выявление особенностей психологических защит и коппинг-стратегий (особенностей защитных механизмов);

II этап: выявление у подростков особенностей совладающего поведения в сложных ситуациях;.

III этап: выявление взаимосвязи между механизмами психологических защит и особенностей совладающего поведения.

Исследование проводилось с помощью следующих методов:

1). Индекс жизненного стиля

2). Юношеская копинг-шкала

3). Человек под дождем

4). Методика для диагностики психологической защиты Майкла Бонда

 результаты, сформулированы  :

1.       У подростков и групп психологическая , как . Отрицание как и , имеющим психосоматические заболевания, так и подросткам, не имеющим таковых.

2.       Подросткам, имеющим психосоматические заболевания свойственны уход в себя и игнорирование в качестве ведущих копинг-стратегий. В то время как относительно здоровые подростки преимущественно используют такие стратегии как активный отдых и решение проблемы

3.       Подростки, имеющие психосоматические заболевания,  в больше мере склонны использовать непродуктивный стиль совладающего поведения, который характеризуется выбором неадаптивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях и который в меньшей степени приводит личность к состоянию адаптированности с окружающей средой, то есть к такому состоянию, когда личность получает возможность успешно выполнять свою деятельность и поддерживать состояние удовлетворенности различными сторонами своей жизни. В то же время диагностика стилей совладания показала, что эта группа подростков в большей степени, чем подростки контрольной группы, склонны к использованию социального стиля совладающего поведения .

4.       Подросткам экспериментальной группы свойственно приписывание кому-то или чему-то своих собственных мыслей и мотивов, таким образом искажая истинные свойства объекта проекции, для того, чтобы впоследствии с помощью именно этой информации рационально объяснить собственное поведение, как соответствующее социальным нормам.

5.       Сформировавшийся у подростков экспериментальной группы эмоционально-фокусированный копинг с реакциями агрессии, протеста против создавшейся стрессовой ситуации, самообвинения может приводить к варианту копинг-поведения, связанного с дистанцированием от проблемной ситуации.

 

 

Работа:

Влияние ценностных ориентаций и эмоциональной сферы подростков на социальную адаптацию

ГЛАВА 2.

2.1. Организация, этапы и методы исследования

В исследовании принимали участие подростки (в возрасте 13-15 лет) Выборку составили подростки, не имеющие каких-либо заболеваний. Исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2019 года. Общий объем выборки составил 100 человек.

Цель работы: исследование особенностей защитно-совладающего поведения подростков.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап: выявление особенностей эмоциональной сферы подростков;

II этап: выявление у подростков особенностей ценностных ориентаций социальной адаптации.

III этап: выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями, эмоциональной сферы подростков и социальной адаптации.

Исследование проводилось с помощью следующих методов:

1). Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (поделить на 2 группы)

2). Методика «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

3). Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича (поделить на 2 группы по терминальным ценностям)

Методы математической обработки данных: вычисление среднего, стандартного отклонения, стандартизации данных, метод

t

-критерия Стьюдента, вычисление коэффициента линейной корреляции Пирсона.

 

На I этапе выявлялись особенности эмоциональной сферы подростков (агрессивность и конфликтность) и их приоритетные ценностные ориентации.

С этой целью были использованы методики: «Личностная агрессивность и конфликтность» и Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.

На II этапе выявлялись особенности социальной адаптации подростков.

С этой целью были использованы методики: Методика «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

Для реализации III этапа были использованы методы математической статистики:

Вычисление среднего арифметического. Среднее арифметическое определяется по формуле:

Хсред = <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

где: n - объем выборки;

Xi - сумма значений по данному показателю;

i — номер испытуемого;

Xi - значение io испытуемого.

Стандартизация данных по девятибалльной шкале. Для стандартизации данных используется формула:

Z = 5+2* <Object: word/embeddings/oleObject2.bin>

где: i — номер испытуемого;

Xi - значение io испытуемого;

σ – стандартное отклонение.

Результаты проведенного исследования были зафиксированы в виде сводного протокола сырых баллов с подсчетом среднего арифметического значения по каждому признаку.

Метод линейного корреляционного анализа по Пирсону использован для выявления связи между особенностями стиля воспитания и склонностью подростков к зависимому поведению. Коэффициент линейной корреляции Пирсона высчитывается по

формуле:

<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>

где:

∑ Х Y - сумма произведения значения двух показателей;

Х - сумма значений по показателю X;

Y - сумма значений по показателю У;

n -объем выборки

Проверка достоверности по методу

t

-критерия Стьюдента

.

Значение

t

-критерия Стьюдента определяется по формуле:

t эмп = n * |Rxy|

Где, |Rxy| — модуль коэффициент линейной корреляции Пирсона;

n — объем выборки.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков

Для реализации первого этапа - выявление особенностей эмоциональной сферы подростков были использованы методики: «Личностная агрессивность и конфликтность»

2.2.1. Результаты исследования по методике «Личностная агрессивность и конфликтность»

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Результаты диагностики уровня агрессивности и уровня конфликтности представлены в таблице 1, на рисунке 1.

Результаты диагностики особенностей эмоциональной сферы

Шкала методики

Количество испытуемых с определённым уровнем выраженности характеристики (%)

 

высокий

средний

низкий

вспыльчивость

30

49

26

наступательность

18

60

22

обидчивость

24

54

22

неуступчивость

18

61

21

компромиссность

22

58

20

мстительность

15

59

26

нетерпимость к мнению других

14

56

30

подозрительность

20

60

20

Таблица 1.

Стоит отметить, что для определения соответствия результатов диагностики определённому уровню, сырые баллы были переведены в 10-балльную стэновую шкалу, где количество баллов 1-3 –соответствуют низкому уровню, 4-7 – среднему и 8-10 высокому.

В результате эмпирического исследования было выяснено, что в подростковом возрасте доминирующей характеристикой конфликтности и агрессивности является вспыльчивость. Оно является преобладающим у 30% испытуемых. Обидчивость преобладает у 24% исследуемых подростков. Стремление к компромиссу - у 22% испытуемых. Подозрительность - у 20% исследуемых. Неуступчивость и замещение преобладают у лишь у 18%. Наступательность также – у 18% исследуемых подростков. Сырые баллы были переведены в 10-бальную шкалу.

Результаты данной методики по контрольной группе представлены на рисунке 1

Рисунок 1. Особенности эмоциональной сферы подростков.

Из выше сказанного можно сделать вывод что преобладающим фактором агрессивности и конфликтности подростков является вспыльчивость.

Таблица 2.

В результате эмпирического исследования было выяснено, что у подростков, имеющих психосоматические заболевания, как и у относительно здоровых подростков. доминирующим механизмом психологической защиты является отрицание. Оно является преобладающим у 56,5% испытуемых. Реактивное образование преобладает у 15,5% исследуемых подростков. Рационализация - у 7,14% испытуемых. Вытеснение - у 14,29% исследуемых. Регрессия и замещение преобладают у лишь у 9% испытуемых каждая. Проекция - у 6% исследуемых подростков. Результаты данной методики по экспериментальной группе представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Механизмы психологических защит у подростков экспериментальной группы.

По результатам исследования преобладающих механизмов психологических защит по методике ИЖС можно предположить, что у подростков, имеющих психосоматические заболевания более, чем у подростков контрольной группы, выражены такие психологические защиты, как подавление и регрессия, а также реактивные образования. И менее выражена психологическая защита отрицание.

Не смотря на некоторые различия в результатах Из исследования можно сделать вывод, что преобладающим механизмом психологической защиты подросткового возраста является отрицание. Отрицание формируется в детском возрасте и поэтому не требует предварительного обучения. Зачастую отрицание приводит к тому, что человек не может адекватно оценивать происходящее вокруг него и это вызывает трудности в поведении.

 

2.2.2. Результаты исследования по методике юношеская копинг-шкала.

Результаты данной методики оценивались отдельно для каждой группы: экспериментальной и контрольной. На основании полученных результатов мы смогли установить специфические особенности совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями, а также выявить существенные различия в совладающем поведении подростков с психосоматическими заболеваниями и подростками без признаков подобных заболеваний.

Опишем результаты данной методики для двух групп респондентов. 1. По результатам проведения методики «Юношеская копинг шкала» нами были выявлены преобладающие стратегии совладающего поведения у респондентов двух групп выборки. Результаты данной диагностики представлены на Диаграмме 3 и Диаграмме 4.

 

Рисунок 3. Результаты ЮКШ контрольной группы

 

Рисунок 3. Результаты ЮКШ экспериментальной группы

На данных рисунках результаты представлены в процентном соотношении.

По результатам проведения опросника «ЮКШ» (общая форма) нами были выявлены преобладающие стратегии у респондентов контрольной группы. Так, у подростков с психосоматическими заболеваниями в качестве преобладающих можно выделить следующие стратегии, которые были выбраны как наиболее часто используемые: Игнорирование, Уход в себя, Чудо, Беспокойство, Отвлечение, Принадлежность, Профессиональная помощь.

Данные результаты можно интерпретировать следующим образом: стратегия Отвлечение чаще всего используется респондетами экспериментальной группы (32%). Данная стратегия характеризуется автором как «стремление отвлечься от проблемы, занимаясь такими видами деятельности, как чтение книг, просмотр телевизора, занятие на музыкальных инструментах, развлечения в обществе». Данная стратеги относится к непродуктивному стилю совладающего поведения. 20% респондентов первой группы выбрали стратегию Беспокойство (непродуктивный стиль совладания), что можно интерпретировать как проявление эмоциональной тревожности без реальных действий по адаптации к сложившейся ситуации. 16% подростков в качестве основной стратегии совладания используют стратегию Профессиональная помощь -обращение к профессионалам, значимым взрослым за конкретными советами для выхода из проблемной ситуации. Стратегия Игнорирование проблемы является предпочитаемой для 12% респондентов из экспериментальной группы. Автор характеризует данную стратегию как «сознательное блокирование проблемы, как - будто ее не существует». 8% респондентов чаще всего используют стратегии Надежда на чудо и Уход в себя (непродуктивный стиль совладания). Данные стратегии подразумевают, соответственно, сохранение пассивной бездеятельности с надеждой на то, что все исправится самостоятельно и замкнутость, не желание посвещать кого-либо в свои проблемы, сокрытие своих эмоций. 4% из группы музыкально одаренных подростков предпочитают стратегию Принадлежность (социальный стиль совладания), что интерпретируется исследователями как стремление принадлежать к какойлибо группе, соответствовать ее ценностям, совершать одобряемые ею действия по совладанию с проблемной ситуацией.

Опишем результаты данной методики для контрольной группы. Респонденты контрольной группы в качестве предпочитаемых стратегий совладающего поведения выбрали следующие стратегии: Решение проблемы, Работа, Духовность, Позитивный фокус, Активный отдых, Друзья, Профессиональная помощь. Данные результаты можно интерпретировать следующим образом: наиболее предпочитаемой из представленных статегий совладания является стратегия Работа, достижения, которая относится к продуктивному стилю совладания. Данной стратегии придерживаются 24% подростков изучаемой группы. Автор дает следующее описание указанной стратегии: «добросовестное отношение к (учебе) работе и высокие достижения», то есть проявление поведенческой активности в сфере учебной деятельности как способ адаптации в рамках сложившихся трудностей. 20% респондентов выбрали в качестве наиболее предпочитаемых выбрали стратегии Решение проблемы и Позитивный фокус (обе стратегии относятся к продуктивному стилю совладающего поведения), что можно интерпретировать, соответственно, как систематическое обдумывание и организация непосредственной деятельности по решению сложившейся трудной ситуации и поддержание собственного эмоционального благополучия на высоком уровне с проявлением необходимой поведенческой активности по адаптации. 16% не одаренных музыкально подростков чаще всего придерживаются стратегии совладания Духовность (продуктивный стиль), смысл которой заключается в самоподдержке с помощью обращения к религиозным текстам, обрядам, молитвам. 8% респондентов контрольной группы в качестве предпочитаемой стратегии совладающего поведения выбрали стратегии Друзья и Профессональная помощь (социальный стиль совладания). Автор методики характеризует стратегию совладания Друзья следующим образом: «общение с близкими друзьями и приобретение новых друзей» как способ сохранения эмоционального благополучия. 4% респондентов выбрали стратегию Активный отдых (непродуктивный стиль совладания), смысл который заключается в занятии спортом как способе отвлечения от сложившейся ситуации и избежания ее решения.

По результатам проведения методики «Юношеская копинг шкала» нами также были выявлены преобладающие стилии совладающего поведения у респондентов двух групп выборки. Так, у подростков контрольной группы (без психосоматических заболеваний) можно выделить продуктивный стиль совладания, который был выбран как наиболее привлекательный 67% респондентов данной группы. Респонденты экспериментальной группы (подростки с психосоматическими заболеваниями) в качестве наиболее часто используемого стиля совладающего поведения выбрали («часто» и «очень часто») непродуктивный стиль совладания (53% респондентов).

Результаты данного этапа диагностики особенностей совладающего поведения представлены на рисунке 5.

Рисунок 5.

Данные результаты можно интерпретировать следующим образом: подростки, имеющие психосоматические заболевания, в больше мере склонны использовать непродуктивный стиль совладающего поведения (53%), который характеризуется выбором неадаптивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях и который в меньшей степени приводит личность к состоянию адаптированности с окружающей средой, то есть к такому состоянию, когда личность получает возможность успешно выполнять свою деятельность и поддерживать состояние удовлетворенности различными сторонами своей жизни. В то же время диагностика стилей совладания показала, что эта группа подростков в большей степени, чем подростки контрольной группы, склонны к использованию социального стиля совладающего поведения (35% респондентов).

Данный стиль интерпретируется Т.Л.Крюковой как условно продуктивный, поскольку поиск и использование социальной поддержки подростками имеет неоднозначную природу и может интерпретироваться и как продуктивное поведение, и как поведение, ведущее к социальной зависимости. Результаты проведения опросника «Юношеская копинг шкала» также позволяют сделать вывод о том, что подростки без психосоматических заболеваний в качестве ведущего стиля совладающего поведения используют продуктивный стиль совладания, который характеризуется автором методики как реальные действия, тем или иным образом направленные на непосредственное решение сложившейся проблемной ситуации, что с большей вероятностью выводит подростка из ситуации дезадаптации (ситуации, когда требования среды и возможности и потребности личности находятся в конфликте, в результате которого человек не может продуктивно осуществлять свою деятельность .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3. Исследование взаимосвязи между результатами исследований в контрольной и экспериментальной группах

Следующим этапом исследования стало выявление системы взаимосвязей признаков в выделенных нами совокупностях данных.

Согласно корреляционному анализу в контрольной группе выявлен интересный факт: полностью отсутствуют корреляционные связи между копинг-стратегиями и психологическими защитами. Таким образом, можно предположить, что у подростков контрольной группы совладающее поведение формируется независимо от механизмов психологических защит. То есть ситуативно они используют одни психологические защиты, а позже выходят на другие механизмы защиты, на более адаптивные варианты совладающего поведения.

В контрольной группе наблюдается обратнопропорциональная зависимость между психологическими защитами замещения и вытеснения. Получаются, что чем больше подростки этой группы пользуются защитой "вытеснение", направленной на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает, тем меньше используют такую психологическую защиту, как "замещение", которая в свою очередь позволяет справляться с напряжением путем его выражения в действии - делаем что-то, чтобы успокоится. За счет "вытеснения" причины переживаний из сознания в область бессознательного, их становится меньше для отреагирования в действии. Иначе говоря, отсутствие переживаний равно отсутствию активных действий по их преодолению.

Отмечена и обратнопропорциональная связь рационализации и регрессии. Рационализация - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, поиск рационального объяснения для поведения или решений. Такая психологическая защита предполагает принятие на себя ответственности за те или иные действия и решения.

Регрессия - совершенно другой механизм защиты, в основе которого лежит бессознательное прибегание к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. Само по себе обращение к ранним формам реагирования может говорить о незрелости и инфантильности, неумению брать на себя ответственность, некоторую ребячливость. Возможно, именно этим объясняется отрицательная корреляция между регрессией и рационализацией.

Рис.1. Корреляционная плеяда контрольной группы

Корреляционный анализ в контрольной группе выявил, что самый напряженный фактор - это психологическая защита "отрицание". Это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. "Отрицающий" человек стремится игнорировать неприятные мысли и факты, не пропуская через фильтры сознания нежелательную информацию. Предпочтение этого вида психологической защиты можно связать с возрастными особенностями, их представлениями о себе и окружающих, еще пока не до конца сформированным способом взаимодействия с миром.

"Отрицание" имеет три прямопропорциональных корреляционных связи. С психологическим механизмом "проекция". Проекция - психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, для чего подросток и может прибегать к "отрицанию", как связанной с "проекцией" механизмом защиты.

Другой прямой корреляцией является связь отрицания с рационализацией, что можно объяснить, что юноши используют для объяснения своего поведения только ту часть воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Таким образом, остальная информация "отрицается".

Наблюдается также связь механизмов психологических защит "отрицания" и "гиперкомпенсации" - формы психологической защиты, при которой интенсивно развиваются навыки, к приобретению которых нет способностей. Таким образом, "отрицание", в данном случае, направлено на исключение реальной оценки своих способностей.

Среди копинг-стратегий наибольшее количество корреляционных связей имеет дистанцирование, напрямую связанное с избеганием. Для подростков довольно свойственная стратегия совладания, помогающая избежать ответственности за свое поведение и поступки, как говорилось ранее связанная с несформированностью стереотипа взаимодействия с окружающим миром. Дистанцирование также связано с принятием ответственности. Это можно объяснить, если говорить о принятии подростком какого-то личного решения, принятие ответственности за это свое решение, но при этом дистанцирование или противопоставление себя своей социальной группе, имеющей отличное мнение.

Прямая корреляционная связь наблюдается между копинг-стратегиями "самоконтроля" и "планирования решения проблемы". Постановка задач и их решение в процессе поиска выхода из стрессовой ситуации требует от подростка определенного уровня самоконтроля.

В экспериментальной группе мы видим несколько другую картину корреляций. Здесь присутствует корреляционная связь между психологическими защитами и копинг-стратегиями.

Рис.2. Корреляционная плеяда экспериментальной группы

В отличие от контрольной группы, самым напряженным фактором является "проекция" - 4 связи. Прямопропорциональная корреляция между механизмами психологических защит "проекция" и "рационализация", возможно, говорит о том, что подростки экспериментальной группы приписывают кому-то или чему-то свои собственные мысли и мотивы, таким образом искажая истинные свойства объекта проекции, для того, чтобы впоследствии с помощью именно этой информации рационально объяснить собственное поведение, как соответствующее социальным нормам.

Напрямую связаны фрагменты плеяды "проекция" и "самоконтроль". Подростки экспериментальной группы с помощью психологической защиты "проекция" как бы создают свой собственный вариант стрессовой ситуации, в которой для них все выглядит, как в ситуации контролируемой с их стороны и в рамках которой, с их точки зрения они контролируют свое поведение, держа его в рамках социальной нормы. Сюда же можно отнести прямопорпорциональную связь с копинг-стратегией "принятие ответственности". Подростки экспериментальной группы действительно готовы взять на себя ответственность за свое поведение и свои решениях в рамках смоделированной ими самими ситуации.

Имеется прямая корреляционная связь проекции и эмоционального варианта совладающего поведения. Возможно, в данном варианте корреляционной связи, юноши экспериментальной группы проецируют на создавшуюся стрессовую ситуацию негативные моменты своего прошлого опыта, от этого ситуация будет иметь большую эмоциональную напряженность и соответственно более яркое эмоциональное отреагирование со стороны подростка по типу агрессии или протеста.

Наличие обратно пропорциональной связи между гиперкомпенсацией и стратегией "бегства-избегания" может объясняться тем, что приписывая себе несуществующих возможностей, в том числе и возможностей решения проблемной ситуации, подростки экспериментальной группы гораздо реже применяют дезадаптивную копинг-стратегию "бегства-избегания", предполагая, что могут спокойно решить любую создавшуюся сложную ситуацию.

Используя только часть воспринимаемой информации, которая дает возможность рационально объяснить свое поведение, найти рациональное объяснение для поведения и решений, подростки этой группы формируют на базе механизма психологической защиты "рационализация" свой вариант копинг-поведения "планирование решения проблем" - этот копинг считается адаптивным. Но если представить, что он будет основан на неправильном, с социальной точки зрения, толкования своих поступков и поведения, возможно, приведет к дезадаптивному варианту совладающего поведения.

Прямая связь между копинг стратегией дистанцирования и эмоциональным вариантом совладающего поведения может говорить о том, что сформировавшийся у подростков экспериментальной группы эмоционально-фокусированный копинг с реакциями агрессии, протеста против создавшейся стрессовой ситуации, самообвинения может приводить к варианту копинг-поведения, связанного с дистанцированием от проблемной ситуации.

Неоднозначно оценивается такая копинг-стратегия, как "положительная переоценка ситуации". С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Согласно корреляционной плеяде, этот копинг связан с копингами принятия ответстветственности, самоконтроля и планирования решения проблем, из чего можно сделать, что для подростков данной группы копинг-стратегия "положительная переоценка ситуации" представляется, скорее, адаптивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщив полученные результаты, нами были сформулированы следующие выводы:

У подростков контрольной и экспериментальной групп преобладает такая психологическая защита, как отрицание. Отрицание свойственно как и подросткам

,

имеющим психосоматические заболевания, так и подросткам, не имеющим таковых.

Подросткам, имеющим психосоматические заболевания свойственны уход в себя и игнорирование в качестве ведущих

копинг-стратегий

. В то время как относительно здоровые подростки преимущественно используют такие стратегии как активный отдых и решение проблемы

Подростки, имеющие психосоматические заболевания, в больше мере склонны использовать непродуктивный стиль

совладающего

поведения, который характеризуется выбором неадаптивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях и который в меньшей степени приводит личность к состоянию

адаптированности

с окружающей средой, то есть к такому состоянию, когда личность получает возможность успешно выполнять свою деятельность и поддерживать состояние удовлетворенности различными сторонами своей жизни.

В то же время диагностика стилей

совладания

показала, что эта группа подростков в большей степени, чем подростки контрольной группы, склонны к использованию социального стиля

совладающего

поведения

.

Подросткам экспериментальной группы свойственно приписывание кому-то или чему-то своих собственных мыслей и мотивов, таким

образом

искажая истинные свойства объекта проекции, для того, чтобы впоследствии с помощью именно этой информации рационально объяснить собственное поведение, как соответствующее социальным нормам.

Сформировавшийся

у подростков экспериментальной группы эмоционально-фокусированный

копинг

с реакциями агрессии, протеста против

создавшейся стрессовой ситуации, самообвинения может приводить к варианту

копинг-поведения

, связанного с

дистанцированием

от проблемной ситуации

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×