Педагогическое сопровождение способных детей в области художественно-эстетического развития.. Автор: Кисель Лейла Владимировна

Программа дополнительногно образования художественно-эстетического напрвления "Музыкальная гостиная"


Автор: Кисель Лейла Владимировна
Работа:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
д/с №5 Улыбка
___________С. Л. Авдошкина
____ ____________2016г.
Рабочая программа кружка
Музыкальная гостиная
(средний и старший дошкольный возраст)
Срок реализации: 1 год
Автор: Кисель Лейла Владимировна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №5 Улыбка
Рецензент: О.А. Немцова
Старший воспитатель
МБДОУ д/с №5 Улыбка
Волжский 2016
Целевой раздел
Пояснительная записка Музыкальная гостиная
Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и др.). Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений. В совместном инструментальном музицировании развиваются коммуникативные качества ребенка, удовлетворяются его потребность в музыкальном общении, формируются представления о выразительной сущности музыкальной речи.
Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Направление: художественно – эстетическое развитие
Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена с учётом возрастных особенностей детей, участвующих в её реализации. При разработке программы были использованы основные научные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Среди которых:
концепция Л.А.Венгера о развитии способностей, согласно которой основной линией в развитии ребёнка являются способности (в отличие от знаний, умений и навыков);
теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – это его обогащение, наполнение наиболее значительными для дошкольника формами и способами деятельности;
исследования психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца о том, что развитие ребёнка происходит в присущей ему деятельности – в первую очередь в игре.
Новизна представленной образовательной программы, по мнению автора, заключается в том, что в ней соединены лучшие достижения дошкольной развивающей педагогики с методами индивидуального обучения детской школы искусств в донотный период.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах, приобщение эмоционально переживать музыку как выражение некоторого содержания. Основами носителями этого содержания являются в музыке звуковысотное и ритмическое движения, музыкально – ритмическое чувство, тембровый слух. Создание ритмических и инструментальных импровизаций, песенно-игровых миниатюр, инсценировок.
Актуальность
Характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и воспитанников растет спрос на образовательные услуги в развитии музыкальных способностей. Очень часто дети начинают заниматься музыкой и игре на музыкальных инструментах уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах, развивается быстрее и гармоничнее. Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического направления привело к созданию кружка Музыкальная гостиная. Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования дошкольников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Кружок направлен на формирование и развитие у воспитанников: ритмическое чувство, ладовое (что понимается как эмоциональное переживание мелодии, выразительность ее восприятия и воспроизведения, эмоциональность), способность к слуховому представлению (музыкальная память и умение выделить логическую структуру музыкального произведения). Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные музыкальные упражнения, игры, воспитывают у детей правильное отношение к волшебному миру музыки. Правильный подход к организации обучения воспитанников игре на музыкальных инструментах и развитию певческих навыков должен не только всесторонне учитывать возможности детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребѐнку найти своѐ место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его личностного развития и социализации.
Педагогическая целесообразность (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику).
Педагогическая целесообразность ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому обучению и воспитанию, воспитанники приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность. Кроме того, педагогическую целесообразность видим в формировании у воспитанников чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (оркестр), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при исполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования номера, с другой стороны.
1.1.2. Цель рабочей программы
Создание условий для развития потребностей в творческом самовыражении и инициативности детей старшего дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах и развитие певческих навыков.
1.1.3. Задачи рабочей программы Задачи:
Обучающие:
расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
Развивающие:
поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на детских музыкальных инструментах; развивать навыки концертного исполнения;
развивать слуховое внимание
развивать музыкальную память
развивать образное мышление
развивать эмоциональную отзывчивость
развивать мелкую моторику пальцев
речевое и певческое дыхание;
правильную артикуляцию;
интонирование;
голосовые возможности;
звукообразование;
выразительное пение.
Воспитательные:
способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка, где важна не музыка сама по себе, а музыка как воспитательное средство. Постигая мир звуков (от звуков повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию), дети учатся слушать и слышать окружающий мир, развивая свою эмоциональную отзывчивость, приучаются к целенаправленной работе, занимаются элементарной творческой деятельностью. Способствовать расширению музыкального кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, развитию художественного вкуса. Также способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
Отличительные особенности
Развивается любознательность, исследовательский интерес, который основан на создание возможностей для моделирования, поиск и экспериментирование с различным музыкальным материалом. Учитываются индивидуальный интерес, склонности и потребности детей, обеспечивается право и свобода выбора каждого воспитанника путем импровизации любимого произведения. Все это помогает дальнейшей социализации воспитанника в обучении в школе.
Возраст
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной группы детского сада.
Сроки реализации программы – 9 месяцев.
Проводится 2 раза в неделю.
Месяц: 8 раз
День недели: вторник, пятница
Формы занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
игра, праздник, конкурс, фестиваль;
творческая встреча; репетиция; концерт.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально–групповая; ансамблевая.
Учебно–тематический план
Модуль I Мир музыки
Модуль II Маленький музыкант
Модуль III Песенка-чудесенка
Раздел, тема
Количество часов отводимых на данный модуль программы
Всего
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Модуль I
Откуда берется музыка
8
4
4
Модуль II
Знакомство с музыкальными инструментами
4
2
2
Модуль II
Игра в ансамбле
12
2
10
Модуль I
Знакомство с фольклором и классикой
8
2
6
Модуль III
Песенка-чудесенка Веселые нотки
12
4
8
Модуль I
Звук волшебный
6
6
Модуль II
Чудо ребенок
16
4
12
Модуль II
Мы музыканты
4
4
Итого
70
18
52
Содержание курса
месяц
тема
Краткое методическое
обеспечение
(методы, приемы)
Организация учебно –
воспитательно го процесса
Список литературы
сентябрь
Музыка или шум
Знакомство детей со звуками окружающей природы; Определение происхождения звука, музыкальных и шумовых звуков.
Беседа.
Прослушивание в записи звуков окружающего мира. Игра
Определи звук
Т.Н. Девятова Звук волшебник
Улица полна
Знакомство со звуками улицы,
Прослушивание звуков природы
Т.Н. Девятова
Звук
звуков
окружающего мира. , сравнение со звуками музыки.
в записи. Рассматривание
иллюстраций
волшебник
Почему все звучит?
Закрепление знаний звуков природы и улицы. Знакомство со звуками дома.
Дидактическая игра Где живут звуки.
Т.Н. Девятова Звук волшебник
Откуда берется голос?
Дать понятие о причинах возникновения звука. Подведение к пониманию причин возникновения речи.
Прослушивание
:
Часики С.
Вольфейзол;
Эхо в горах
С. Майполар;
Фея Карабас из балета Спящая красавица П. Чайковского.
Рассматривание альбома Великие композиторы.
Новикова Г.Н. Музыкальное воспитание дошкольников
октябрь
Музыка льные инструме нты
Знакомство с простейшими музыкальными инструментами, способами игры на них.
Показ ДМИ:
металлофон;
ксилофон; - ложки;
трещотки.
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки Игра Придумай мелодию.
Мелик – Памаев А.А.
Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству; Л.И. Петрова
Живая музыка
Журнал
Музыкальный руководитель,
2011 № 7
Как играть на музыкаль ных инструме нтах
Формирование умений владеть простейшими способами и приемами игры.
Исполнение пьес:
Часы,
Дождик Е. Тиличевой;
Начинаем
Т.Э.
Тютюнникова
Просто, легко и весело Журнал :
Музыкальный
перепляс С. Соснина, слова П. Синявского. Рассматривание иллюстраций к пьесам, беседа. Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки,
трещотки
руководитель , 2009 № 7
Полька М.И.
Глинки
Слушание произведения в записи.
Определение темпа, характера, динамики произведения. Ритмическая зарядка – снятия напряжения.
Игра Быстро, медленно.
Слушание произведения в записи. Польки М.И.
Глинки; Ритмическая зарядка Тюшки - тютюшки
Т.Э.
Тютюнникова
Просто, легко и весело Журнал :
Музыкальный руководитель ,
2009 № 5
Ритм
Определение ритма рисунка. Разучивание отдельно каждой партии с сопровождением и без него.
Физминутка Прохлопывание ритма рисунка Польки М. Глинки с проговаривание на та-та.
Рассматривание альбома танцы.
Физминутка Передай эту песенку по кругу
Играя учимся
С.Ю. Агатова Журнал
Музыкальный руководитель,
2008 № 4
Пение
Постановка речевого дыхания
Русские народные песни:
На горе-то калина,
Возле речки, возле мосту;
Ходила младешенька;
А я по лугу;
Гори,гори гарко;
Жил у бабушки черный баран
Т. М. Власова А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика
Ноябрь
Ансамбль
Развитие умений играть в ансамбле соблюдая ритм и динамику. Подбор
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки,
Ершова А. , Букатов В. Возращение к таланту, педагогам о
музыкальных инструментов.
трещотки Исполнение ансамбля Полька М.
Глинки.
социально – игровом стиле работы
Игра в ансамбле
Развитие умений играть в ансамбле, внимательности. Прохлопывание ритма Польки, совместное исполнение.
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки Разучивание танцевальных движений
Польки.
Е.Л. Бусаргина,
З.А.
Масленникова Мини музей музыкальных инструментов
Импрови
зация
Придумывание детьми ритмического рисунка самостоятельно, распределение партии, исполнение
своего музыкального произведения. Ритмическое упражнение
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки Просмотр иллюстраций из серии
Волшебные инструменты, совместная импровизация.
Ритмическое упражнение Хлопки
О.Н. Хромушкин Т.Г. Рубан
Концерт
Развитие навыков концертного исполнения.
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки
Исполнение Польки перед детьми подготовительн ой группы.
С.
Мирошнеченко
Журнал
Музыкальный руководитель,
2009 № 8
Декабрь
Русское народное
творчеств
о
Знакомство с русским фольклором: р.н.п.
Калинка.
Обучение игре на русских народных инструментах.
Детская симфония, Игрушки - погремушки
Слушание произведения, обсуждение характера. Показ русских народных инструментов: - ложки;
трещотки;
бубенцы.
Запись
Калинка
Инструменты:
ложки, бубенцы, трещотки..
Рассматривание альбома Русские народные инструменты
Т.Э.
Тютюнникова Журнал:
Музыкальный руководитель ,
2007 № 3
Игра в ансамбле
Учить определять характер, темп, динамику р.н.п. Упражнение
Кулачки - кисти Знакомство каждого ребенка со своей партией.
Инструменты:
ложки, бубенцы, трещотки
Рассматривание иллюстраций Русские танцы.
Упражнение Кулачки - кисти
Музыкальное воспитание детей с нарушением речи
Журнал:
Музыкальный руководитель, 2006 № 3
Сложенн ый
ансамбль
Разучивание каждой партии с сопровождением и без него.
Инструменты:
ложки, бубенцы, трещотки
Игры Какой инструмент,
Угадай звук.
Торшилова Е.М.
, Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей
Практич еское занятие
Развитие навыков игры в ансамбле; внимания, терпения, импровизации.
Игра Самый лучший музыкант.
Инструменты:
ложки, бубенцы,
Таросович Г.С. Проблема духовной потребности Журнал
Музыкальный руководитель,
трещотки
1979
январь
Путешес твие во времени
Знакомство с альбомом Времена года П.И. Чайковского (слушание произведений; определение темпа, характера, динамики).
Рассматривание иллюстраций Времена года, портрета П.И.
Чайковского.
О.П. Радынова Песня, танец, марш
Великий детский композит ор П.И. Чайковск ий
Знакомство с детским альбомом П.И. Чайковского.
Рассматривание иллюстраций к Детскому альбому. Рисование рисунков к любой пьесе П.И.
Чайковского.
Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, посвященное творчеству П.И.
Чайковского
Звук - волшебный
Болезнь куклы, Новая кукла П.И.
Чайковск
ого
Познакомить детей с данными композициями. Прослушивание композиций . Беседа с детьми: Чем отличаются данные произведения? ;
Почему он их так назвал?:
Запись Болезнь куклы, Новая кукла П.И.
Чайковского.
Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, посвященное творчеству П.И.
Чайковского
Звук - волшебный
Февраль
Ритм
Определить ритмический рисунок.
Разучивание партий с сопровождением и без него.
Прохлопывание ритма, пропевание
мелодии
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки
Игра – инсценировка Пальчики перетераем
М.Д. Маханева Театрализованн ые игры в детском саду
Пение
Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса
Музыкальная игра Угадай, чей голосок?
Где был Иванушка?, Тень-тень
М. Белованова Азбука пения для самых маленьких,
г.Ростов-на-Дону, 2011г.
Практич
еское
Разучивание каждой партии отдельно,
Инструменты: металлофон,
Г.Г. Погорелова Музыкальные
занятие
соединение в ансамбле Физминутка
Упражнение Пингвины, Попугаи
ксилофон, ложки, трещотки
Упражнение Пингвины, Попугаи
игры гимнастики, журнал6
Музыкальный руководитель,
2008 № 1
Сложенн ый
ансамбль
Учить играть в ансамбле, учить соблюдать ритм., динамику, вовремя вступать. Игровое упражнение Как сделать звук громче
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки
упражнение Как сделать звук громче
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры – это развитие Р.В.
Попцова
Журнал
Музыкальный руководитель,
2006 №1
Практич еская занятие
Развивать навыки исполнения р.н. попевок Лиса по лесу ходила, Василек, Не летай, соловей; Игра Замри и слушай, Придумать зарисовки попевок и отобразить на бумаге
Рассматривание рисунков.
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен. Игра Замри и слушай, Придумать зарисовки попевок и отобразить на бумаге (Бумага, цветные карандаши, краски)
И.В. Боураченко Вышли пальцы погулять Журнал:
Музыкальный руководитель,
2006 № 1
Март
Практич еское занятие
Совершенствовать навыки исполнения попевок Лиса по лесу ходила, Василек, Не летай, соловей
Рассматривание рисунков сделанные на прошлом занятие. Придумать к ним
Н.В.
Крашенникова журнал
Музыкальный руководитель,
2006 № 6
танцевальные движения. Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик. Игра
Придумай танец
Импрови
зация
Развивать навыки импровизационной деятельности при исполнении р.н.п.
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик.
Игра
Придумай танец
Универсальный гений, журнал Музыкальный руководитель,
2006 № 1
Знакомс
тво с жизнью и творчеств ом В.А. Моцарта
Знакомство с жизнью и творчеством В.А.
Моцарта. Прослушивание произведений
Менуэт,
Маленькая ночная
серенада
Показ портрета В.А Моцарта, иллюстраций
Маленький Моцарт
Запись произведений Минуэт, Маленькая ночная серенада
Универсальный гений, журнал: Музыкальный руководитель,
2006 № 1
Старинн ые танцы
Познакомить с жанром танец. Рассказать об исполнении старинных танец. Разучивание и показ элементов танцев
Показ иллюстраций Менуэт,
Полонец,
В.Н. Бычков Музыкальные инструменты, Москва 2000 г.
Апрель
Менуэт
Познакомить с
Инструменты:
И.Д. Аванесян
В.А.
Моцарт
новым музыкальным произведением. Д/игра Определи инструмент Дать характеристику, распределить партии. Игра Угадай танец,
Внимательный танцор
металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик Д/игра Определи инструмент Игра Угадай танец,
Внимательный танцор Запись
Менуэт
Творчество и воспитание СПб - 2004
Ритм
Определить ритмический рисунок. Разучить отдельно каждую партию с сопровождением и без него.
Игра Веселые обезьянкиПрохлоп
ать ритм, пропевание мелодии. Музыкальные ритмические движения Маятник, Послушные лошадки
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик
А.С. Белкин Педагогика детства, Екатеренбург,
1995
Пение
Развитие певческой дикции.
Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.
Распевки-прибаутки.
Распевки-потешки
Тили-бом
Котята
Паровоз
Эхо
Петушок;
Андрей-воробей
Т.М. Орлова, С.И. Бекина Учите детей петь, М.: Просвещение,1987
Игра в ансамбле
Совершенствовать исполнение каждой партии с сопровождением и
без него
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик Д/игра Определи инструмент
Г.С. Тарасов Проблема духовной потребности
Сложенный
ансамбль
Развивать умение игры в ансамбле, соблюдая ритм во время выступления. Музыкальные ритмические движения Маятник, Послушные лошадки
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик
Т.Н. Девятова Звук волшебник
Май
Игра в ансамбле
Развивать навыки концертного исполнения. Учить внимательно слушать сопровождение. Игра Отгадай голос друга Игра Замри и слушай
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик Игра Отгадай голос друга
Игра Замри и слушай
Т.Н. Девятова Звук волшебник
Импровизация
Развивать творческие способности у детей. Предложить каждому придумать свой танец на любом ДМИ. Игра Звуки наших инструментов
Театральная разминка.
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик
М.Д. Маханева
Театрализованн ые игры в д/с
Веселые музыканты
Учить
экспериментировать со звуком импровизировать на ДМИ.. Игра Найди парный звук
Инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, бубенцы, бубен, колокольчик
Л.В. Копылова
Найди парный
звук Журнал:
Музыкальный руководитель ,
2011 № 6
Запись звуков.
Концерт
Воспитывать умение вести себя на концерте. Исполнить все произведения, выученные за год.
Концерт перед детьми детского сада и родителями.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники познакомлены с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Для воспитанников созданы условия для творческого самовыражения, с учетом их индивидуальных возможностей.
Воспитанники умеют играть на музыкальных инструментах, способны импровизировать.
проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.
самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
Воспитанники участвую в различных конкурсах детского творчества, имеют навыки концертных выступлений.
1
1
1
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x