Рабочая программа к курсу «Жизнь замечательных людей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования БУП 2004г. Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, религиозной культуре, и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Программа “Жизнь замечательных людей” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
ГБОУ НАО «Средняя школа №1 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов им. И.П.Спирихина»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
ФИО_________________
Протокол № ___ от
«____»____________2019г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по учебной работе ФИО___________________
«____»____________2019г.
«Утверждено»
Директор
ФИО________________
Приказ №
« ___»__________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « Жизнь замечательных людей», Учитель: Кычина С.К. ,2 Б класс
на 2019 – 2020 учебный год
по внеурочной деятельности
№п/п
Предмет
Количество часов на год
Количество часов в неделю
Практическая часть программы
«Жизнь замечательных людей»
34ч.
1ч
34ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Жизнь замечательных людей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования БУП 2004г. Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, религиозной культуре, и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Программа “Жизнь замечательных людей” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Курс “Жизнь замечательных людей” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли людей в истории России, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и великих подвигах русского народа, о жизни страны, о труде великих людей.
Важнейшим средством передачи и освоения компонентов традиционной материальной, духовной и соционормативной культуры (этнокультурного опыта) являются традиции. Каждый народ не просто стремится сохранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и переносит их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности, сохранить самобытность региональных культур. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных ценностей, традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Традиции, обычаи, обряды выступают как средствасвязи личности и общества.
Курс «Жизнь замечательных людей» имеет социальную направленность. Его содержание позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к жизни и деятельности людей, к исторической культуре. Курс «Жизнь замечательных людей» - способен увести детей в увлекательное путешествие. Велико образовательное и воспитательное значение курса, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. В целом курс позволит более раскрыть воспитательный и развивающий потенциал естественнонаучных знаний. Он создаёт условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, а также создание условия для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды,
направленный
на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих исторических элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности
,
который
предполагает логическое включение и объединение
знаний различных наук: исто
рии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению исторических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Рабочая программа «Жизнь замечательных людей» строится с учетом приобретенных базовых знаний по истории, окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Цель изучения курса:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Способствовать проявлению
эмпатии
, положительных эмоций, способности воспринимать не
равнодушно
жизнь и деятельность великих людей России,
историю своей
страны.
Задачи курса:
-воспитывать гордость и уважительное отношение к людям различных поколений.
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
- создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей;
- обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
- развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы личности как основы духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
- получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи;
- формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
- усвоение первоначального опыта нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в курсе
Личностно ориентированный -
принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.
Культурно ориентированный
- принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.
Деятельностно
ориентированный -
принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Гуманно-
личностный подход
к ребенку в образовательном процессе.
Принцип следования нравственному примеру
значимых взрослых.
Идея сотрудничества: взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, разыгрывании ситуации, театрализации
Особенности программы.
Программа «Жизнь замечательных людей» имеетобщеинтеллектуальную направленность.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Внеурочная деятельность по курсу «Жизнь замечательных людей» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) во втором классе.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, Учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы. Рабочая программа определила стремление, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием современного исторического мышления. Определена одна из важнейших задач – сформировать у учащихся понимание единства, всеобщности человеческой истории с древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления, т. к. факты могут забыться, а тип мышления, творческого и аналитического восприятия истории становится формирующей чертой личности
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Используемые технологии обучения:
Системно-деятельностный
подход
Здоровьесберегающая
технология
Личностно-ориентированная технология
Информационно-коммуникативная технология.
Игровая технология.
Технология групповой деятельности.
Технология проблемного обучения.
•Технология современного проектного обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о жизни великих людей.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с историей, с жизнью и судьбами людей, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора данного поступка.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, практические работы, создание исторических образов. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной деятельности.
Содержание курса «Жизнь замечательных людей» .
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: о ком узнаем и что мы будем изучать(1 час)
Знакомство с программой работы курса, правилами поведения. Знакомство с социальными ролями человека - школьник, одноклассник, член своей семьи, часть своей страны (гражданин России), житель планеты Земля. Осознание учеником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, осознание себя частью единого целого на планете Земля. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью, знакомясь с жизнью и творчеством великих людей России.
Раздел 1.
«ПОЛКОВОДЦЫ И ФЛОТОВОДЦЫ». ( 6 часов.)
Знакомство с биографией самых известных военачальников Российской державы. В сражениях на суше и на море они вели в бой наши войска и корабли. Своим мужеством и отвагой ,своим бесстрашием и героизмом они подавали пример воинам. Своим полководческим мастерством они добивались побед в самых сложных ситуациях. Великие полководцы и флотоводцы создавали славу России и навсегда остались в памяти потомков. Победы русского флота.
Тема 2. Александр Невский (1 час)
Александр Ярославич, по прозвищу Невский, великий князь и храбрый воин, православный Святой.
Тема 3.Александр Васильевич Суворов(1час)
Александр Васильевич Суворов (1730-1800) – единственный полководец в мировой истории, который не проиграл ни одного сражения.
Тема 4.Михаил Илларионович Кутузов (1час)
М.И.Кутузов (1745-1813)- выдающийся полководец, ученик А.В.Суворова, одержавший победу над Наполеоном и названный Пушкиным «Спасителем Отечества».
Тема 5. Фёдор Фёдорович Ушаков (1час)
Ф.Ф.Ушаков (1744-1817)- великий русский флотоводец, с именем которого связаны многие громкие победы русского флота.
Тема 6. Павел Степанович Нахимов (1 час)
П.С.Нахимов (1802-1855)- российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольскойобороны.
Тема 7. Георгий Константинович Жуков (1 час)
Г.К.Жуков (1896-1974)- выдающийся полководец 20 века, четырежды Герой Советского Союза.
Раздел 2.
«ПЕРВОПРОХОДЦЫ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ». ( 7 часов.)
Знакомство с биографией знаменитых учёных, деятелей наукии техники, которые своими трудами прославили Россию. Они первыми шли по неизведанным путям, их достижения вошли в историю мировой науки, их творческий подвиг стал примером для новых поколений. Ими гордится наша Родина, и их имена вошли в историю страны.
Тема 8. Михаил Васильевич Ломоносов (1 час)
М.В.Ломоносов (1711-1765)- великий учёный-энциклопедист, философ, поэт, историк, географ, политический деятель,основоположник русского литературного языка.
Тема 9.Дмитрий Иванович Менделеев (1час)
Д.М.Менделеев (1834-1907)- выдающийся русский химик, педагог, учёный, открывший один из основных законов естествознания – периодический закон химических элементов.
Тема 10.Иван Владимирович Мичурин (1час)
И.В.Мичурин (1855-1935)- биолог и селекционер, взращивающий новые чудесные сорта плодов, ягод и цветов.
Тема 11. Александр Степанович Попов(1час)
А.С.Попов (1859-1906)- российский физик и электротехник, один из первых применил электромагнитные волны в практических целях, изобретатель радиосвязи.
Тема 12. Константин Эдуардович Циолковский (1час)
К.Э.Циолковский (1857-1935) – выдающийся учёный, изобретатель и инженер, создавший основы расчёта реактивного движения и разработавший конструкцию первой космической ракеты для исследования безграничных мировых пространств.
Тема 13. Сергей Павлович Королёв (1час)
С.П.Королёв (1907-1966) – выдающийся учёный, конструктор в области ракетостроения и космонавтики.
Тема 14. Юрий Алексеевич Гагарин. (1час)
Ю.А.Гагарин (1934-1968) – первый в мире космонавт, совершивший полёт вокруг Земли.
Раздел 3.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ» ( 7 ЧАСОВ )
Знакомство с именами людей, действовавших в самые ответственные периоды существования нашей страны. Им приходилось принимать важнейшие решения, от которых дальнейшая судьба нашего государства. Эти деятели оставили глубокий след в истории и памяти потомков.
Тема 15. Владимир Красное Солнышко.(1час)
Великий князь Киевский Владимир Святославович (947-1015) – Великий Святой, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь. Известен также как «Креститель Руси». Он придал христианству на Руси статус государственной религии.
Тема 16. Ярослав Мудрый.(1час)
Ярослав I Владимирович Мудрый (978-1054) – сын святого Владимира Рогнеды, один из наиболее знаменитых древнерусских князей.
Тема 17.Дмитрий Донской. (1час)
Дмитрий Иванович, по прозвищу Донской (1350-1389) – великий князь и воин – в битве на Куликовом поле разбил непобедимые татарские полчища, сделав первый решительный шаг к освобождению Руси от монголо – татарского ига.
Тема 18. Сергий Радонежский.(1час)
Сергий Радонежский (1314 или 1322-1392) – православный подвижник, духовный наставник, оказавший огромное влияние на всю общественно- политическую мысль Руси.
Тема 19. Кузьма Минич Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский. (1час)
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – одни из самых видных создателей русской государственности.
Тема 20. Пётр Великий(1час)
Петр Алексеевич (1672-1725) – первый русский император, совершивший преобразования во всех сферах жизни российского общества.
Тема 21. Серафим Саровский .(1час)
С.Саровский – Прохор Исидорович Мошнин (1754-1833) – монах, православный святой.
Раздел 4.
«ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ». ( 7 часов.)
Богатая талантами Россия внесла заметный вклад в сокровищницу мировой культуры. В этом разделе представлены биографии людей, чьи творческие достижения известны не только в нашей стране, но далеко за её пределами. Талантливые русские композиторы, музыканты, деятели театра, поэты и писатели стали гордостью народа, прославили Россию и навсегда вписаны в историю мировой цивилизации.
Тема 22.Михаил Иванович Глинка.(1час)
М.И.Глинка (1804-1857) –великий русский композитор, основоположник русской классической музыки.
Тема 23. Пётр Ильич Чайковский.(1час)
П.И.Чайковский (1840-1893) – русский композитор, крупнейший симфонист, музыкальный драматург.
Тема 24. Константин Сергеевич Станиславский. (1час)
К.С.Станиславский (1863-1938) – русский театральный режиссёр, актёр, преподаватель и теоретик театра.
Тема 25. Александр Сергеевич Пушкин. (1час)
А.С.Пушкин (1799-1837) – гениальный поэт, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Тема 26.Михаил Юрьевич Лермонтов .(1час)
М.Ю.Лермонтов (1814-1841) – выдающийся русский поэт, автор лирических, политически-острых и патриотических произведений.
Тема 27. Лев Николаевич Толстой.(1час)
Л.Н.Толстой (1828-1910) – великий русский писатель, философ.
Тема 28. Сергей Александрович Есенин. (1час)
С.А.Есенин (1895-1925) – русский самобытный поэт, воспевавший в своих произведениях красоту русской природы, отражавший беды и тревоги Крестьянской Руси.
. Раздел 5.
«ХУДОЖНИКИ И АРХИТЕКТОРЫ». ( 6 часов.)
Этот раздел о судьбах великих русских художников и архитекторов, чьи произведения прославили Россию и по достоинству оценены потомками. Эти люди любили Россию, они работали для неё, они черпали в ней вдохновение. Жизнь многих из них сложилась трагически, но память о них сохраняется в веках, потому что бессмертными стали их творения.
Тема 29. Андрей Рублёв. (1час)
А.Рублёв (ок.1350-1430) – русский иконописец, крупнейший мастер московской школы живописи.
Тема 30.Карл Павлович Брюллов. (1час)
К.П.Брюллов (1799-1852) – выдающийся русский художник, живописец и рисовальщик.
Тема 31. Иван Иванович Шишкин.(1час)
И.И.Шишкин (1831-1898) – русский живописец и график, переводчик.
Тема 32. Василий Григорьевич Перов.(1час)
В.Г.Перов (1833-1882) – выдающийся русский художник, один из организаторов Товарищества передвижников.
Тема 33. Виктор Михайлович Васнецов.(1час)
В.М.Васнецов (1848-1926) – русский живописец-передвижник, автор жанровых и сказочно-былинных картин.
Тема 34. Исаак Ильич Левитан.(1час)
И.И.Левитан (1860-1896) –известный русский художник, мастер пейзажа настроения
Календарно-тематическое планирование.
«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ» - 34 часа
№ п/п
Дата
Колич. часов
Тема занятия
Планируемые результаты
( в соответствии ФГОС)
ИКТ
План
Факт
Метапредметные результаты УДД
Личностные результаты
УДД
1. Введение (1 час)
1
2.09
1
Вводное занятие: о ком узнаем и что мы будем изучать.
П. Строить речевое высказывание в устной форме. Применение правил.
К. Аргументировать свою позицию, координировать с позициями партнёров.
Р. Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов.
«Полководцы и флотоводцы». ( 6 часов.)
2
9.09
1
Александр Невский
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; распределять обязанности по выполнению проекта.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
3
16.09
1
Александр Васильевич Суворов
П. Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
Р. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.
К. Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
4
23.09
1
Михаил Илларионович Кутузов
П. Осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков; поиск необходимой информации.
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
5
30.09
1
Фёдор Фёдорович Ушаков
Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существенную информацию из познавательного текста.
К. Формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
6
07.10
1
Павел Степанович Нахимов
.
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; распределять обязанности по выполнению проекта.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
7
14.10
1
Георгий Константинович Жуков
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям, классифицировать их.
К. определять общую цель и пути её достижения; работать в паре.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Первопроходцы и первооткрыватели (7 часов.)
8
21.10
1
Михаил Васильевич Ломоносов
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
9
11.11
1
Дмитрий Иванович Менделеев
Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Находить новую информацию в тексте, передача её устным путём, применение на практике.
К. Определять общую цель и пути достижения.; оценивать свои достижения на занятии.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения.
10
18.11
1
Иван Владимирович Мичурин
Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. Находить новую информацию в доп. литературе; использовать общие приёмы решения задач; установление причинно- следственных связей, построение рассуждения .
К.Формулировать своё мнение , аргументировать свою позицию и координировать её в сотрудничестве.
Формирование адекватной оценки своих достижений.
11
25.11
1
Александр Степанович Попов
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
12
2.12
1
Константин Эдуардович Циолковский
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; распределять обязанности по выполнению проекта.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения.
13
09.12
1
Сергей Павлович Королёв
Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существенную информацию из познавательного текста.
К. Формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию.
Формирование адекватной оценки своих достижений.
14
16.12
1
Юрий Алексеевич Гагарин
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием литературы; осуществлять рефлексию способов действий.
К. Строить понятные для партнёра высказывания.
Формирование адекватной оценки своих достижений.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ» ( 15 ЧАСОВ )
15
23.12
1
Владимир Красное Солнышко.
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, определять общую цель
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
16
13.01
1
Ярослав Мудрый.
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.Формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём.
К. Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
17
20.01
1
Дмитрий Донской.
Р. Преобразовывать практическую задачу впознавательную.
П. Формулирование проблемы, определение способов решения проблемы. Поиск информации практическим путём.
К. Формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
18
27.01
1
Сергий Радонежский.
Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существенную информацию из познавательного текста.
К. Формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения.
19
03.02
1
Кузьма Минич Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский.
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием литературы;
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
20
10.02
1
Петр Великий
Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,оценивать правильность выполнения действия
П. Проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи.
К. Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения.
21
17.02
1
Серафим Саровский
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громкоречевой форме.
П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретной задачи.
К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой
«ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ».( 7 часов.)
22
24.02
1
Михаил Иванович Глинка.
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; распределять обязанности по выполнению проекта.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
23
02.03
1
Пётр Ильич Чайковский.
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громкоречевой форме.
П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретной задачи.
К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
24
09.03
1
Константин Сергеевич Станиславский.
Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. Находить новую информацию в учебнике и доп. литературе; использовать общие приёмы решения задач; установление причинно- следственных связей, построение рассуждения .
К. Формулировать своё мнение, аргументировать свою позицию и координировать её в сотрудничестве.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения .
25
16.03
1
Александр Сергеевич Пушкин.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить.
П. Поиск и выделение необходимой информации в литературе, передача её устным путём, применение на практике.
К. Использовать речь для регуляции своего действия. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой
26
30.03
1
Михаил Юрьевич Лермонтов.
П. Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
27
06.04
11
Лев Николаевич Толстой.
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громкоречевой форме.
П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. Моделировать существенные признаки объектов с целью решения конкретной задачи.
К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой
28
13.04
1
Сергей Александрович Есенин.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям, классифицировать их.
К. Определять общую цель и пути её достижения; работать в паре.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
«ХУДОЖНИКИ И АРХИТЕКТОРЫ».( 6 часов.)
29
20.04
1
Андрей Рублёв.
Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.поиск информации из дополнительных источников.
К. Работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой
30
27.04
1
Карл Павлович Брюллов.
Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что изучено и что нужно уточнить на экскурсии.
П. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. Узнавать и называть объекты и явления окружающей природы.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Договариваться о распределении функций в совместной деятельности, определять общую цель.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
31
04.05
1
Иван Иванович Шишкин.
Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существенную информацию из познавательного текста.
К. Формулировать собственное мнение аргументировать свою позицию.
Формирование адекватной оценки своих достижений.
32
11.05
1
Василий Григорьевич Перов.
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием литературы;
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
33
18.05
Виктор Михайлович Васнецов.
Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,оценивать правильность выполнения действия
П. Проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи.
К. Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
34
25.05
1
Исаак Ильич Левитан.
Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,оценивать правильность выполнения действия
П. Проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи.
К. Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Жизнь замечательных людей» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные праздники: «В мире прекрасного», «Исторический день», «День Великих» и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности к курсу «Жизнь замечательных людей»:
Планируемый уровень подготовки обучающихся
Данная рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса «Чудеса света» приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Личностные результаты:
Оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно
оценить
как хорошие или плохие.
Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно
определять
и
высказывать
самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор
, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Высказывать
свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану,
использовать
необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать
, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать
необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания:
извлекать
информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать
и
группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы
на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять
простой
план
учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию
в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других:
оформлять
свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других:
высказывать
свою точку зрения и пытаться её
обосновать
, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться
уважительно
относиться к позиции другого, пытаться договариваться