Создание условий для развития личности путем включения в многообразную деятельность музеев.
Работа:
МДОУ Большенагаткинский детский сад Ромашка МО Цильнинский район Ульяновская область
Выступление на районном методическом объединении по теме: Музейная педагогика в ДОУ
Воспитатель: Маслова С.Н.
В последние годы происходит поиск нового содержания и постановки новых задач патриотического воспитания и ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
В соответствии с основными принципами дошкольного образования, изложенными в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) большое внимание необходимо уделять духовному развитию и нравственному становлению личности воспитанников, формированию у детей любви к малой родине, интереса к истории своей страны.
Одним из наиболее эффективных средств по внедрению регионального компонента в содержание дошкольного образования предоставляет музейная педагогика. Под музейной педагогикой понимается отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно – практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Ориентируясь на ФГОС ДО, учитывая достижения современной отечественной и мировой психологической и педагогической науки, музейная педагогика помогает решить многие образовательные и воспитательные задачи, охватывая несколько образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. В настоящее время проявляется большой интерес к традициям, истории, культуре свое малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Годовая задача ДОУ: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея
Для реализации годовой задачи в группах созданы мини-музеи.
ЦЕЛЬ : направить познавательную деятельность детей на определенный и запланированный результат
• ЗАДАЧИ:
• Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные
• Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации
• Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Деятельность мини – музеев в детском саду весьма эффективна. Ребенку предоставляется возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко – культурные ценности своей малой Родины. Дети начинают понимать взаимосвязь исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым, а значит толерантно и уважительно относиться к другим культурам, понимать и принимать их.
Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.
В нашем детском саду во всех группах созданы мини-музеи.
В подготовительной к школе группе мини-музей Россия- родина моя
Цель создания мини-музея Наша Родина — Россия":
Приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа; формирование чувства любви к Родине;
Задачи- Дать знания детям об истории родной страны, символике, достопримечательностямиВоспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше. Формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
Работа по организации мини-музея
Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей.
Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал:
Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации,
Символика Ульяновской области и Цильнинского района
-куклы в национальных костюмах
— деревянные посуда, деревянные игрушки,матрешки, самовары;
— изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, дымково,
-сувениры городов России.
Открытки Города России.
Все это позволяет осуществлению комплексного подхода в воспитании детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
Мини-музей в старшей группе Русь златоглавая.
Цель.
Формировать нравственно-эстетические качества дошкольников в процессе ознакомления с историей колоколов.
Задачи
1.Формировать у детей первичные представления о музеях, интерес к коллекционированию.
2. Расширять представления детей о городах, о святых местах, традициях, культуре нашей страны и других стран мира.
3.Формировать у дошкольников навыков исследовательского поведения.
4. Развивать у детей познавательную активность, навыки общения, сотрудничества, инициативности, ответственности, обогащение словаря.
5.Воспитывать будущего гражданина нашей Родины, заинтересованного сохранять и приумножать наследия других поколений;
6. Привлекать родителей к жизни детского сада, посредством создания музея, пополнению музея новыми экспонатами, повышать уровень компетенции педагогов и родителей в данном направлении через эффективные формы и методы работы.
Мини-музей в младшей группе Деревянная игрушка
Цель создания мини-музея: Всестороннее развитие и приобщение маленького человека к традициям нашего народа.
Мини-музей предназначен для формирования у детей первичных представлений о музеях. Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей. Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой. Воспитывать заботливое отношение к экспонатам.
Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними; Матрешки: помогает детям сосредоточится, научиться терпению и усидчивости; развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук;уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.Рамки вкладыши: цель игры вложить вкладыш в соответствующее место, подобрав по размеру и логике;тренирует мелкую моторику пальцев, знакомит с окружающим миром, понятиями цвета, количества. Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения; Деревянные игрушки формируют интерес к эстетический стороне окружающей действительности. Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка
Во второй группе раннего возраста создан мини-музей Звучащапя игрушкаЦели создания музея расширить знания детей о звучащей игрушке (погремушки,музыкальные инструменты,говорящие куклы,, мягкие звучащие игрушки)Привлечь их внимание к созданию новых звучащих игрушек из подручных средств (баночки,коробочки,емкости,желуди, орешки,зернышки и тд) совместно с взрослыми.Развивать слуховое внимание детей,умение различать разнообразные звучания.
В музей вошли следующие экспонаты:погремушки ( пластмассовые, резиновые, тканевые,музыкальный коврик,детские музыкальные инструменты.,звучащие мягкие игрушки,говорящие кулы,самодельные шумовые инструменты.
В группе раннего возраста создан Мини-музей Игрушки-забавы
Цель.
Способствовать быстрейшей и безболезненной адаптации детей к условия ДОУ
Игрушка-забава- это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре. Основное назначение мини-музея – развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками развивается речь ребенка развивается мелкая моторика руки создается радостное настроение при расставании с родителями, т.е. безболезненная адаптация ребенка
Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собираются экспонаты, привлекающие внимание именно малышей : крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и т.д.) Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться, петь.
Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
Скачать работу
Выступление на районном методическом объединении по теме: Музейная педагогика в ДОУ
Воспитатель: Маслова С.Н.
В последние годы происходит поиск нового содержания и постановки новых задач патриотического воспитания и ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
В соответствии с основными принципами дошкольного образования, изложенными в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) большое внимание необходимо уделять духовному развитию и нравственному становлению личности воспитанников, формированию у детей любви к малой родине, интереса к истории своей страны.
Одним из наиболее эффективных средств по внедрению регионального компонента в содержание дошкольного образования предоставляет музейная педагогика. Под музейной педагогикой понимается отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно – практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Ориентируясь на ФГОС ДО, учитывая достижения современной отечественной и мировой психологической и педагогической науки, музейная педагогика помогает решить многие образовательные и воспитательные задачи, охватывая несколько образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. В настоящее время проявляется большой интерес к традициям, истории, культуре свое малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Годовая задача ДОУ: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея
Для реализации годовой задачи в группах созданы мини-музеи.
ЦЕЛЬ : направить познавательную деятельность детей на определенный и запланированный результат
• ЗАДАЧИ:
• Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные
• Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации
• Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Деятельность мини – музеев в детском саду весьма эффективна. Ребенку предоставляется возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко – культурные ценности своей малой Родины. Дети начинают понимать взаимосвязь исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым, а значит толерантно и уважительно относиться к другим культурам, понимать и принимать их.
Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.
В нашем детском саду во всех группах созданы мини-музеи.
В подготовительной к школе группе мини-музей Россия- родина моя
Цель создания мини-музея Наша Родина — Россия":
Приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа; формирование чувства любви к Родине;
Задачи- Дать знания детям об истории родной страны, символике, достопримечательностямиВоспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше. Формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
Работа по организации мини-музея
Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей.
Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал:
Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации,
Символика Ульяновской области и Цильнинского района
-куклы в национальных костюмах
— деревянные посуда, деревянные игрушки,матрешки, самовары;
— изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, дымково,
-сувениры городов России.
Открытки Города России.
Все это позволяет осуществлению комплексного подхода в воспитании детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
Мини-музей в старшей группе Русь златоглавая.
Цель.
Формировать нравственно-эстетические качества дошкольников в процессе ознакомления с историей колоколов.
Задачи
1.Формировать у детей первичные представления о музеях, интерес к коллекционированию.
2. Расширять представления детей о городах, о святых местах, традициях, культуре нашей страны и других стран мира.
3.Формировать у дошкольников навыков исследовательского поведения.
4. Развивать у детей познавательную активность, навыки общения, сотрудничества, инициативности, ответственности, обогащение словаря.
5.Воспитывать будущего гражданина нашей Родины, заинтересованного сохранять и приумножать наследия других поколений;
6. Привлекать родителей к жизни детского сада, посредством создания музея, пополнению музея новыми экспонатами, повышать уровень компетенции педагогов и родителей в данном направлении через эффективные формы и методы работы.
Мини-музей в младшей группе Деревянная игрушка
Цель создания мини-музея: Всестороннее развитие и приобщение маленького человека к традициям нашего народа.
Мини-музей предназначен для формирования у детей первичных представлений о музеях. Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей. Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой. Воспитывать заботливое отношение к экспонатам.
Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними; Матрешки: помогает детям сосредоточится, научиться терпению и усидчивости; развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук;уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.Рамки вкладыши: цель игры вложить вкладыш в соответствующее место, подобрав по размеру и логике;тренирует мелкую моторику пальцев, знакомит с окружающим миром, понятиями цвета, количества. Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения; Деревянные игрушки формируют интерес к эстетический стороне окружающей действительности. Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка
Во второй группе раннего возраста создан мини-музей Звучащапя игрушкаЦели создания музея расширить знания детей о звучащей игрушке (погремушки,музыкальные инструменты,говорящие куклы,, мягкие звучащие игрушки)Привлечь их внимание к созданию новых звучащих игрушек из подручных средств (баночки,коробочки,емкости,желуди, орешки,зернышки и тд) совместно с взрослыми.Развивать слуховое внимание детей,умение различать разнообразные звучания.
В музей вошли следующие экспонаты:погремушки ( пластмассовые, резиновые, тканевые,музыкальный коврик,детские музыкальные инструменты.,звучащие мягкие игрушки,говорящие кулы,самодельные шумовые инструменты.
В группе раннего возраста создан Мини-музей Игрушки-забавы
Цель.
Способствовать быстрейшей и безболезненной адаптации детей к условия ДОУ
Игрушка-забава- это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре. Основное назначение мини-музея – развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками развивается речь ребенка развивается мелкая моторика руки создается радостное настроение при расставании с родителями, т.е. безболезненная адаптация ребенка
Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собираются экспонаты, привлекающие внимание именно малышей : крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и т.д.) Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться, петь.
Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.