Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ. Работа №312466

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Наиболее распространенным средством воспитания нравственно-этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством нравственно-этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей. Важным средством в воспитании нравственно-этической культуры младших школьников также является поощрение. 

Работа:

ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ»

Шилова Екатерина Васильевна

город Архангельск

 

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Аннотация: в статье рассматривается проблема воспитания детей с нарушением интеллекта. Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости личности. Автором рассмотрены методы, позволяющие развить нравственность обучающихся. Ключевые слова: нравственность, интеллект, умственная отсталость, нарушение интеллекта, нравственно-этическое воспитание.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека и представляет собой сложный двусторонний процесс. Он заключает в себе воздействие воспитателей на их воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении воспитанников нравственных понятий, в осмыслении своего отношения к нравственному и безнравственному поведению в своих поступках и во всем поведении в целом. Нравственные понятия применяются в действия только тогда, когда они не просто заучены, а когда они осмыслены и превращены в моральные убеждения. Такие убеждения и устойчивые привычки нравственного поведения говорят о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, – значимый показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека. Нравственный человек тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.

Этика – это система норм нравственного поведения человека или группы людей. Содержание нравственно-этического воспитания: пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру; развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания); формировать положительную эмоциональную Я – концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен». «Я нравлюсь» – чувство успеха, уверенность в общественном признании, в импонировании другим людям. «Я способен» – уверенность совершить то или иное действие, осуществить намеченное. «Я защищен» – чувство значимости, признания, защищенности в своем кругу общения. Совокупность этих трех элементов самоощущений создает Я – концепцию, которая способствует положительным проявлениям личности, успеху, прогрессу. Таким образом, нравственность и этика младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью – это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований.

Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться. Умственно отсталый ребенок, оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека и стремится оказать ему ту или иную помощь. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо, прежде всего, выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе.

При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером.

Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Наиболее распространенным средством воспитания нравственно-этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством нравственно-этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей. Важным средством в воспитании нравственно-этической культуры младших школьников также является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Всё это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. – 2018.

2. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса «Этическая грамматика, или Веселый этикет») / А.Б. Венецкая // Начальная школа. – 2019.

3. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1–4-х классов / Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. – 2017.

4. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: формирование нравственной компетентноссти младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. – 2020.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×