Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста». Работа №312102

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, давать определения, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, правильно излагать и отстаивать свои идеи?

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Работа:

Онлайн-конференция на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность

детей старшего дошкольного возраста»

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед взрослыми стоит задача воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, каким должен быть выпускник детского сала, какими качествами он должен обладать. Моя задача, как педагога ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Учитывая, что важнейшими чертами детского поведения являются неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, нам необходимо создать соответствующие условия, при которых ребенок сможет удовлетворить свою природную любознательность. Сделать это можно в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности.

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, давать определения, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, правильно излагать и отстаивать свои идеи?

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, активизировать мыслительные процессы детей, помогает мне метод экспериментирования.

Цель моей работы - развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, через включение в экспериментирование в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

• развивать детскую инициативу, любознательность и самостоятельность, интерес к исследовательскому поиску в разных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной и др.);

• создавать проблемные ситуации, которые инициирует детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

• подбирать необходимый познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

• развивать навыки наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения, развивать умственные способности и речь;

• разработать новые механизмы взаимодействия с родителями в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

• в непосредственно образовательной деятельности:

- проектная деятельность;

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр

• в повседневной деятельности:

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

- презентации.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельностинаучно-методическую литературу на эту тему, мною намечены пути практического осуществления работы.

В группе созданы все условия для формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности, удовлетворяющие потребность ребенка по получению информации об окружающем мире.

Подобраны объекты для исследования и экспериментирования:

Сенсорный материал (вкладыши-формы, предметы-головоломки); коллекции минералов, плодов, семян растений; инструменты и наборы для экспериментирования (лупа, весы, термометры) и др.

Образно-символический материал: наглядные пособия, наборы карточек картинок, графические модели, схемы-таблицы, лабиринты, карты, схемы, глобус, коллекция марок, монет, открыток.

Наглядно-демонстрационный материал: картины, иллюстрации об объектах природы, картотека познавательных презентаций.

Для развития у детей познавательного интереса и основ научного мировоззрения в группе создана мини-лаборатория, которая предоставляет детям условия для овладения умением самостоятельно проводить опыты и эксперименты, так же является базой для игровой деятельности детей. В лаборатории выделены места для постоянной выставки, приборов, выращивания растений, хранения природного и бросового материала.

Я наблюдаю за интересами детей, а им интересно всё: смешивать различные вещества, взять в руки снежный ком и наблюдать, как он тает, как образуется тень, найти потерянную скрепку с помощью магнита… Доминирующим детским вопросом стало «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Каждый день дети придумывают новые вопросы, у них появилась потребность запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста, я выбрала проведение исследовательских опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Исследования проводятся как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности, занимаемся опытнической деятельностью в процессе режимных моментов и во время наблюдений на прогулке.

В ходе экспериментирования дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, сравнивали, сопоставляли, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий.

В одном из опытов ребята сравнивали два кусочка яблока. Один из них натирали лимоном, а другой оставляли нетронутым. Через некоторое время дети смогли наблюдать, что первый кусочек остался светлым, а второй – потемнел. Благодаря опыту, смогла наглядно объяснить наличие в яблоке железа, а в лимоне кислоты.

Испытания с лимонами привели ребят в замешательство. При сравнении двух лимонов в кожуре и без, все решили, что больше и тяжелее лимон в кожуре. Каково же было их удивление, когда лимон в кожуре остался плавать на поверхности.

Благодаря этому эксперименту, ребята познакомились со свойствами кожуры лимона.

С помощью опыта дети узнали, как делают газированную воду. Предложила «юным исследователям» выжать в мензурку с водой сок лимона и добавить немного пищевой соды. Результат заставил воспитанников врасплох. «Кипящая», пенящаяся вода вызвала бурю эмоций. Эксперименты с лимоном очень понравились детям. А грамотно подобранные опыты помогли в ненавязчивой форме познакомить детей с неизвестными ранее свойствами такого полезного фрукта как лимон.

Окружающий мир наполняется звуками и движениями. Обращаю внимание дошкольников на изменения, которые происходят в природе. Учу их слышать, видеть и ощущать, наблюдать за жизнью животных и растений, замечать детали. С помощью сказочных персонажей объясняю сложные явления: круговорот воды в природе, фотосинтез. А чтобы закрепить полученные знания, использую традиционные виды деятельности: наблюдение, опыты, музыкальное и изобразительное творчество.

При проведении занятий я придерживалась определенной структуры. Во вступительной части занятия провожу с детьми беседу об объекте исследования, задаю вопросы. Далее с помощью словесного приёма ставлю перед воспитанниками проблему.

Основная часть предполагает разрешение проблемы. Для раскрытия темы я использую наглядно–иллюстративный (картинки, стихи и т. д.) и демонстрационный (детский микроскоп, проектор и т. д.) материалы. Затем дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему.

В заключение занятия провожу рефлексию. Посредством наводящих вопросов предлагаю детям вспомнить и пересказать содержание занятия, оценить то, что они делали: например, понравилось – не понравилось; было понятно или не очень, скучно или интересно; что особенно запомнилось и т. д.

В ходе совместного обсуждения я подвожу детей к выводам: что они узнали нового, чем занимались, чему научились.

Занятия предусматривают разные виды деятельности: коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование. Это развивает у детей наблюдательность, учит размышлять над тем, что они увидели, отображать увиденное в продуктивной деятельности, работать в коллективе, учитывая мнение сверстников. Смена видов деятельности позволяет избежать переутомления и поддерживает интерес к изучаемой теме.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг«Почемучка», «Детская энциклопедия)» - отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью) - с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.

Главным результатом моей работы стали значительные успехи воспитанниковвозрос интерес детей к окружающему миру, сформирована потребность в постоянной исследовательской деятельности, систематизированы знания о явлениях природы. Воспитанники с удовольствием участвуют в решении проблемных ситуаций, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Они стали более наблюдательными и самостоятельными, стараются принимать собственное решения, опираясь на свои знания и умения.

В процессе моей работы возникло единое развивающее пространство «дети – педагоги – родители». Но самое главное дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия». О них они с удовольствием рассказывают родителям, проводят аналогичные и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно решать задачи.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×