Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Влияние осанки на здоровье школьника. Работа №271292

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ЗОЖ

Работа:
Влияние осанки на здоровье школьника
ОСАНКА – стан, строй, склад живого тела и общность приемов и всех его движений; хотя и можно сказать: у него дурная осанка. Но вообще по осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту, посему осанистый – стройный телом и приятно величавый в движениях своих. Осаниться – принимать осанку; прибодрится, стараясь придать себе осанистый вид. Русская пословица гласит Без осанки конь- корова
Это определение из словаря русского языка О.И.Даля. Во все времена люди не просто уделяли внимание осанке, но и придавали большое значение ее состоянию.
"Осанка — это индивидуальность", — считает в наши дни доктор философии Джей Раппапорт, педагог и директор Института в Калифорнии. Психологи считают, что осанка - это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе.
Очень часто мы слышим на уроках от учителей: Сядь прямо, не пиши носом , выпрями спину. Дома родители постоянно следят за тем, как мы сидим, когда делаем уроки, едим или просто смотрим телевизор в удобном кресле и напоминают нам : Не горбись, спина кривая будет.
Почему же осанке придается такое значение? Почему одни люди имеют красиво расправленные плечи, гордо поднятую голову, прекрасно себя чувствуют и при этом производят благоприятное впечатление на окружающих. А другие, наоборот, ходят и сидят, сгорбившись, голова и плечи опущены, и окружающим кажется, что весь внешний вид говорит об отрицательных эмоциях, плохом самочувствии таких людей
В данной работе мы как раз и сделали попытку подтвердить гипотезу о том,что между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Проблема правильной осанки состоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.
В Оренбурге в средней общеобразовательной школе N 21 в 2003/2004 учебном году было проведено наблюдение. Врачи следили в течение учебного года за динамикой физического развития 34 детей 7 лет, обучающихся в 1 классе. По результатам антропометрических исследований опорно-двигательного аппарата выявлено, что лишь у 64,7 % школьников осанка нормальная, у 4 из 34 детей отмечена круглая фигура или сутулость, у 8 человек обнаружен сколиоз в грудном или поясничном отделах позвоночника. У 32,4 % выявлено плоскостопие,
у 14,7 % - уплощение стоп.
Таким образом, у значительной части детей в обследуемой группе выявлены отклонения по некоторым параметрам развития. Часть из них может быть отнесена к факторам риска возникновения серьезных нарушений, а у некоторых хронических соматических заболеваний. Анализ полученных результатов позволил ученым выделить у обследованных школьников следующие факторы риска:
- ожирение у 9 детей (26,5 %);
- нарушения осанки и сколиоз у 12 детей (31.8%);
- плоскостопие и уплощение стоп у 16 детей (47,1 %);
- повышенное артериальное давление и увеличение частоты сердечных
сокращений (ЧСС) у 3 детей (8,8 %);
- низкая физическая работоспособность 3 (8,8 %).
Обследуя детей, приходящих в первый класс и анализируя результаты медицинских осмотров за последние 2 года, ученые обращают внимание на то, что растет количество школьников с нарушениями здоровья. Сравнивая динамику состояния здоровья детей, диагнозы заболевания учащихся, они пришли к выводу, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Динамика нарушения осанки учащихся
Таблица 1
2002/2003 уч.год
2003/2004 уч.год
Нарушение осанки
(% от общего числа учащихся в школе)
88
99
Таким образом, актуальность темы не вызывает сомнения.
Целью нашей работы стало выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
Объектом нашего исследования стали медицинские аспекты осанки и состояние здоровья школьников.
В качестве контрольной группы мы взяли учащихся 2 а класса школы № 201 Согласие.
Методы, использованные при написании работы:
сбор данных о состоянии осанки и здоровья у школьных врачей,
проведение тестов на правильную осанку,
анализ полученных результатов,
выведение закономерностей,
поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся 2 а класса.
Результаты исследования отражены во 2 главе.
ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Существует ряд общих признаков, которые позволяют судить об осанке в целом с точки зрения физиологии. При правильной осанке:
голова и туловище держатся прямо;–голова слегка приподнята;–плечи несколько отведены назад, грудная клетка развернута;–плечи находятся на одном уровне;–голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль;–живот подобран;–в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед; –при взгляде сбоку позвоночник имеет углубление в шейном и поясничном отделах и выпуклость в грудном отделе; - ноги прямые, бедра, колени, голени и пятки смыкаются без особого напряжения мышц; есть небольшие просветы ниже коленей и над внутренними лодыжками; - внутренние части стоп не касаются пола.
Нарушение любого из этих признаков свидетельствует о том, что осанка неправильная. Самое распространенное нарушение осанки — сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.
Психологи считают, что осанка — это язык тела. Все эмоции, которые испытывает человек, отражаются в его позе, движениях, а значит, влияют на положение тела, его осанку. У положительно настроенного человека красивая осанка, прямая спина, красивый разворот плеч, гордая посадка головы. И наоборот, сгорбленная спина, опущенные голова и плечи говорят о том, что человек испытывает отрицательные эмоции, плохо себя ощущает.
"Попробуйте сгорбиться и кому-нибудь сказать, что вы чем-то возбуждены, — говорит д-р Раппапорт. — Вы не можете сделать это. Вы должны распрямиться, если вы возбуждены. Хорошая осанка способствует полноценному дыханию, возможно, — воодушевлению".
Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает головные боли, боли в шее и нижней части спины. Как это происходит? Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности.
Рис.1 Межпозвоночное соединение
Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов. (Рис. 2)
Рис. 2 Связь позвоночных нервных корешков с внутренними органами
На осанку влияет, прежде всего, позвоночник - осевой орган. Иногда его называют основой, костяком, стержнем, хребтом, что получило символическое значение. Если кого-то называют "бесхребетным", это значит, что ему не хватает силы воли и твердости характера.
Форма позвоночника в значительной степени определяет внешний вид человека.Став двуногим в процессе эволюции, человек потерял возможность, как четвероногие, "подвешивать" свой позвоночник на четыре конечности. Вес тела в вертикальном положении тянет человека вперед. Он может удерживаться от падения вперед только силой мускулатуры спины, то есть можно говорить о серьезных недостатках такой конструкции, особенно когда в ней не хватает основного элемента - мышц!
Рис. 3 Прямохождение приматов
Природа позаботилась об усовершенствовании такой конструкции. В процессе эволюции человека позвоночник приспособился к равномерному распределению нагрузок по вертикальной оси. Сформировались изгибы позвоночника, которые помогают распределить нагрузку равномерно и удерживать тело вертикально с опорой на две конечности.
Сразу после рождения ребенка его позвоночник представляет собой почти прямую линию. С этого момента начинается формирование осанки каждого человека. Когда мышцы шеи чуть-чуть набирают силу, малыш начинает удерживать голову в поднятом положении. Одновременно в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз). Когда окрепшие мускулы спины позволяют ребенку сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз). А когда ребенок набирает сил для того, чтобы стоять, и начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз).
Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками. Позвонки твердые и соединены друг с другом эластичными межпозвоночными дисками. Это основа туловища человека – позвоночный столб. (Табл. 2) Позвоночный столб дает возможность стоять прямо. Твердые позвонки делают его крепким, а межпозвоночные диски – гибким. Позвоночник работает как весовая подпорка, обеспечивая при этом гибкость во время движения. Позвоночник выполняет в организме следующие важные функции:
1. Несущая функция. Позвоночник является осью тела, поэтому он должен быть упругим - это обеспечивают физиологические изгибы - и в то же время крепким, чтобы выдерживать нагрузки.
2. Двигательная функция. Позвоночник обеспечивает движение головы, шеи, верхних и нижних конечностей, всего тела.
3. Функция поддержки. Позвоночник обеспечивает осанку. Он поддерживает нервно-мышечный аппарат. Эта функция связана с психическим состоянием человека.
4. Защитная функция. Позвоночник защищает центральную нервную систему (спинной мозг), от которой отходят нервы к мышцам и внутренним органам. Он окружает и защищает ваш спинной мозг от любых внешних воздействий (Рис 2).
Давайте посмотрим, что представляет собой человеческий позвоночник (Табл. 2). Позвоночник - это не стальная труба и не деревянная доска. Костная основа нашего корпуса состоит из крепчайших позвонков, которые все же являются уязвимыми, потому что скреплены между собой мягко. Между позвонками располагается ткань межпозвоночных дисков, в которых происходят все основные обменные процессы. К каждому позвонку крепятся пучки мышечных волокон, которые и осуществляют заложенную природой возможность поворачиваться, нагибаться, двигаться.
Позвоночник делится на 3 отдела: шейный (7 позвонков), грудной (12 позвонков), поясничный (5 позвонков) и крестец с копчиком.
Внутри полых позвонков проходит уникальная дорога жизни - спинной мозг. Эта особенная субстанция не менее важна, чем головной мозг, расположенный в черепной коробке. В спинном мозге происходят важнейшие физиологические процессы. От него отходят толстые пучки нервов, которые протянуты к каждому органу и таким образом связаны с ним. О всех изменениях, происходящих в органах, сигналы поступают в спинной мозг. И наоборот: спинной мозг отправляет определенные сигналы органам. Сигналы искажаются и становятся неверными, когда позвоночник болен: деформирован или когда нарушается его питание. Возникают необратимые изменения межпозвоночных дисков. (См. табл. 2)
Таблица 2. Взаимосвязь позвоночника и состояние здоровья
Обоз-наче-ние поз-вонка
Органы и части тела, функция которых зависит от правильного положения позвонка
Симптомы и патологические состояния, возникающие при неправильном положении позвонка
С1
Гипофиз, внутреннее ухо, мозг, симпатическая нервная система
Головные боли, нервозность, повышенное артериальное давление, мигрени, проблемы со сном
С2
Глаза, зрительный и слуховой нервы, височные кости
Заболевания глаз, аллергии, снижение слуха, обмороки
С3
Щеки, внешнее ухо, лицевой нерв, зубы
Невралгии, нефриты, угри
С4
Нос, губы, рот, евстахиева труба
Нарушение слуха, увеличенные аденоиды
С5
Голосовые связки
Боль в горле, тонзиллит, ларингит
С6
Мышцы шеи, надплечья
Боли в шее, в плечах, в затылке
С7
Щитовидная железа, плечевой сустав, локтевой сустав
Гипотиреоз, нарушение подвижности в плечах и локте
D1
Руки, запястья и ладони, пищевод и трахеи
Астма, кашель, боли в руках и ладонях
D2
Сердце, перикард, коронарные артерии
Аритмии, боли за грудиной, ишемическая болезнь
D3
Бронхи, легкие, плевра, грудь и соски
Бронхиты, астма, плевриты, пневмонии
D4
Желчный пузырь, общий желчный проток
Камни в желчном пузыре, желтуха, нарушение усвоения жиров
D5
Печень, солнечное сплетение
Расстройства работы печени, желтуха, нарушение свертываемости крови
D6
Желудок
Гастриты, язвы, нарушения пищеварения
D7
Поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка
Диабет, язвы, расстройства пищеварения и стула
D8
Селезенка, диафрагма
Расстройства пищеварения, икота, нарушение дыхания
D9
Надпочечники
Аллергические реакции, слабость имунной системы
D10
Почки
Болезни почек, усталость, слабость
D11
Почки, мочеточники
Расстройства мочеиспускания, хронические заболевания почек
D12
Тонкая и толская кишки, паховые кольца, фаллопиевы трубы
Нарушения пищеварения, заболевания женских половых органов, бесплодие
L1
Аппендикс, брюшная полость, слепая кишка, верх бедра
Грыжи, запоры, колит, диарея
L2
Аппендикс, брюшная полость, слепая кишка, верх бедра
Аппендицит, кишечные колики, боли в бедре и паху
L3
Половые органы, мочевой пузырь, колено
Расстройство мочевого пузыря, импотенция, боли в коленях
L4
Предстательная железа, голени, стопы
Боли в голенях, стопах, ишиас, люмбалгия, нарушения мочеиспускания
L5
Голени, стопы, пальцы ног
Отеки, боли в лодыжках, плоскостопие
Крестец
Бедренные кости, ягодицы
Боли в крестце
Копчик
Прямая кишка, задний проход
Геморрой, нарушение функции тазовых органов
Правильная осанка зависит не только от позвоночника, но и от мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Если ребенок постоянно сидит в неудобной позе, то нагрузка на мышцы распределяется неравномерно, что утомляет и ослабляет их. Это может привести к искривлению позвоночника.
При неправильной осанке ухудшается работа органов дыхания, поскольку грудная клетка сдавлена. Все внутренние органы испытывают дискомфорт. Возникают проблемы с пищеварением, кровообращением, мочевыделением. Может наступить расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.
Улучшение условий жизни, технический прогресс и всевозможные приспособления, позволяющие свести движение к минимуму, усложняют жизнь позвоночника и мешают беспрепятственному осуществлению его функций. Возрастающая механизация и комфортность провоцируют возникновение заболеваний позвоночника.
Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Ключ к хорошей осанке — мышцы. Мышцы спины, если они в порядке, поддерживают позвоночный столб сзади, мышцы живота помогают поддерживать его спереди.
Позвоночник в какой-то степени можно сравнить с мачтой, которую удерживают в вертикальном, прямом положении многочисленные растяжки – мышцы. Задача спинных мышц состоит в том, чтобы поддерживать в стабильном состоянии позвоночный столб, который понимается нами не как столб, но как башня, состоящая из отдельных элементов. Отсутствие мышц привело бы к тому, что малейший посторонний толчок, как в башне, сложенной из кубиков, перемешал бы все кубики между собой. Если бы мускулатуры не было, воздействие внешней силы привело бы к смещению позвонков относительно друг друга.
Другой важной задачей мышц является обеспечение подвижности позвонковых тел. Каждый мускул можно сравнить с маленьким мотором, который целенаправленно расположен между отдельными позвонковыми телами и целыми группами позвонковых тел. В сумме число мышц превышает три сотни. Они дозированно и согласованно друг с другом делают возможным многообразие наших движений в области позвоночника. Основными движениями являются наклоны вперед и назад, влево и вправо, а также вращение вправо и влево.
Однако, если бы стабильность и подвижность нашего позвоночника поддерживались только спинной мускулатурой, в конечном итоге мы имели бы очень чувствительную и нестабильную систему. Наряду со спинными мышцами стабилизирующую и двигательную функции осуществляет брюшная мускулатура.
Тесты на правильную осанку
Для того чтобы узнать, какая осанка, нужно проделать несколько контрольных тестов.
1. для этого необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки другое маленькое зеркало и посмотреться в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди коснется плеча и кончится на мочке уха.
2. подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке
3. или нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.При ответе у доски стой прямо, опираясь на обе ноги. Не опускай низко голову и плечи. Если, сидя за столом, ты немного устал, можешь изменить позу: слегка наклониться вперед или откинуться на спинку стула.
Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования.
В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб. Сидите прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.
Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
Стопы при работе сидя должны опираться о пол.
Если стандартный стул не соответствует вашему росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола, добейтесь того, чтобы локти находились в плоскости крышки стола.
(Автор просит двух учащихся сесть на стулья: одного без соблюдения правил, другого – с соблюдением. Остальные комментируют увиденное.)
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ НА ПРИМЕРЕ
УЧАЩИХСЯ 2а КЛАССА
КЛИНИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ
Методом выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производиться врачами при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Искривление позвоночника называется сколиоз и врачи различают разные его формы его формы. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Среди приобретенных форм сколиоза: рахитический, диспластический, статический, паралитический, школьный, профессиональный, травматический рефлекторный (во время болей), идиопатический (причины возникновения которого неизвестны) и др. Выделим школьный сколиоз.
Он возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослабления организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. Эта форма сколиоза часто наблюдается у детей школьного возраста (от 8 до 15 лет).
У детей проблемы с неправильной осанкой и сколиоз как следствие возникают обычно из-за следующих причин:- портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака ( часто
переносимая тяжесть, которая нерационально перегружает одну половину
туловища и этим нарушающая состояние позвоночника)- привычка сутулиться- недостаток двигательной активности.
К сожалению, необходимости с детства вырабатывать правильную осанку далеко не всегда уделяется должное внимание. В детском возрасте особенно вредно длительное пребывание в однообразном положении и в первую очередь долгие часы перед телевизором и нефизиологичная мебель для занятий в школе и дома.Слишком низкая спинка, слишком мягкое сиденье, неправильный подбор по высоте стула и стола - все это искривляет позвоночник.
Для работы, отдыха и расслабления определенных групп мышц необходимо отклонение позвоночного столба, и если это состояние кратковременное, то всякое нарушение равновесия легко восстанавливается. Но если эти вынужденные позы входят в привычку, то на фоне слабого физического развития организма ребенка возникает деформация позвоночника. Однако только понижение тонуса мышц не может быть причиной обязательного развития сколиоза. Сколиоз на фоне слабой мышечной системы возникает только тогда, когда имеются неблагоприятные условия для его развития: плохая осанка, длительное, неправильное и неподвижное положение в одной и той же позе в классе за партой, когда голова и туловище повернуты в сторону учителя или доски; несоответствие размеров школьной мебели росту ребенка. Все это может вызывать развитие деформации позвоночника.
В ходе написания работы нами было произведено исследование состояния физического развития учащихся по аналогии с исследованием проведенным в городе Оренбурге. Результаты исследования показаны в таблице 3.
Таблица 3
Динамика физического развития учащихся 2 а класса школы N 201
Верх- Исетского района города Екатеринбурга (2003-2005 г.г.)
2003/2004 учебный год
%
2004/2005 учебный год
%
Нормальная осанка
7
46,67
6
40,00
Круглая фигура или сутулость
5
33,33
6
40,00
Сколиоз в грудном или поясничном отделах позвоночника
3
20,00
3
20,00
Плоскостопие
2
13,33
2
13,33
У 57% детей в 2003/2004 и у 60% - в 2004/2005 г.г. в обследуемой группе выявлены отклонения по некоторым параметрам развития. Следовательно, их можно отнести в группу подверженную факторам риска возникновения функциональных нарушений, а у некоторых хронических соматических заболеваний. Анализ полученных результатов позволил нам выделить у обследованных школьников следующие факторы риска:
- ожирение у 4 детей (26,67 %);
- нарушения осанки и сколиоз у 3 (20,00%);
- плоскостопие и уплощение стоп у 2 (13,33 %);
- повышенное артериальное давление и увеличение частоты сердечных
сокращений (ЧСС) у 2 детей (13,33 %);
- низкая физическая работоспособность 5 (33,33 %).
Избыточный вес также приводит к нарушению осанки. Тело нормального веса сбалансировано и нагружает позвоночник равномерно. Как только этот баланс нарушается (появляется живот, например, или сильно полнеют ягодицы), позвоночник начинает приспосабливаться к изменившейся нагрузке. Выраженная полнота уничтожает природный баланс системы, вносит в нее разлад и, как осложнение, любые проблемы позвоночника.
Ожирение и избыточный вес страшны еще и тем, что снижают возможность правильного движения позвоночника, приводят к изменению образа жизни, в котором спорту и гимнастике уделяется крайне малое внимание. Получается порочная цепочка: большой вес - проблемы с позвоночником - изменение образа жизни - нарастают проблемы с позвоночником - снижается здоровье в целом - растет вес.
Как выходить из замкнутого круга?
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
А теперь несколько практических советов, которые помогут сохранить правильную осанку:
Держать голову необходимо прямо и высоко, чтобы воображаемая черта соединяла мочку уха и плечо. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос. Смотреть перед собой, но не и землю. При ходьбе нельзя двигать головой.Можно поставить плечи на место. Для этого нужно поднять плечи как можно выше, отвести их назад и свободно опустить.
Грудь надо поднимать вверх, но не вперед. Для того чтобы грудь заняла правильное положение, нужно встать прямо, глубоко вдохнуть, при плоском животе выдохнуть и расслабиться.
Нельзя отставлять таз назад или выставлять вперед живот.
В книге "В чем достоинство девушки и в чем ее счастье", вышедшей в свет в XVII веке, Иоганн Зульцер писал: "Не надо держать голову, будто она насажена на кол, и не раскачивать ею из стороны в сторону. Не скрещивать руки на груди, не прижимать их к бокам, не расставлять локти, не вертеть веер в руках, не играть пальцами, не поправлять поминутно прическу и платье. Держать корпус прямо. Не сидеть в кресле так, как будто вы в него вросли, не сползать на край кресла, не ерзать, словно сидишь на иголках, не класть ногу на ногу".Эти наставления Зульцера не устарели до сих пор.
Умение красиво сидеть - искусство. Важно уметь даже сесть. Не стоит при этом оглядываться беспокойно по сторонам. Не надо натягивать одежду - она от этого некрасиво вытянется. Необходимо одну ногу слегка подвинуть к стулу, пока не почувствуется его край, а потом можно спокойно опускаться на сиденье.Сидеть нужно спокойно, не прыгать на стуле. Но и сидеть так, как будто проглотили аршин, тоже не стоит. Неподвижное тело выглядит неестественно и смешно. Руки можно положить сложенными ладонь в ладонь на колени, если они ничем не заняты. Сидя, нужно держать колени вместе, ступни, по возможности, одна возле другой. Одну ногу можно немного выставить вперед либо легко скрестить ноги в лодыжках. Сидя, некрасиво подпирать щеку рукой и класть голову на руки. Современные правила этикета допускают сидя класть одну ногу на другую. Важно учесть при этом, что верхняя нога не должна быть очень высоко поднята, подошва туфли должна быть незаметной.
Обратите внимание на то, как встаете. Не надо опираться на ручку кресла или колени, это выглядит неуклюже. Подниматься необходимо силой мышц бедер.
Большую часть дня мы проводим за партой в школе, а дома – за рабочим столом. И тот, кто легкомысленно относится к своей посадке во время уроков и выполнения домашних заданий, пусть не удивляется, что позвоночник у него искривлен. За партой или столом надо:
сидеть прямо, слегка наклонившись вперед, но голову низко не опускать- не упираться грудью в край стола или парты, между краем стола и грудью должна свободно проходить кисть руки; - сидеть нужно полностью, занимая сидение стула; - следить за равномерной нагрузкой на обе половины таза; - предплечья должны симметрично и свободно, без напряжения лежать на столе; - нельзя опускать одно плечо ниже другого; - ноги должны быть согнуты в коленях под прямым или тупым углом, стоять на полу или подножке всей ступней.
С целью профилактики дальнейшего искривления детям с нарушениями осанки необходимо время от времени менять место в классе с целью изменения позы и положения туловища.
Признаками правильной ходьбы являются: стопа становится прямо, сначала земли касается пятка, пальцы при этом не надо тянуть вверх, а только слегка приподнимать. Идти надо средним шагом (не маленьким и не большим), соответствующим росту. Шаг должен быть легким, пружинистым и довольно быстрым. При ходьбе бедро несколько поднимается в тот момент, когда меняется опорная нога, и опускается, когда при следующем шаге пятка касается земли. Колени полностью выпрямлены, даже несколько вогнуты внутрь, руки немного согнуты в локтях.При ходьбе тоже важно сохранять правильную осанку – голову держать прямо, плечи и колени не сгибать. Это вам поможет сделать школьный ранец (или рюкзачок). Его тяжесть равномерно распределяется на все тело и почти не ощущается.
Конечно, лучшее упражнение для позвоночника - это хорошая осанка. Человеку, привыкшему сутулиться, необходимо постоянно себя контролировать, чтобы держать спину и плечи прямыми, живот - подтянутым. Чтобы почувствовать, что значит "стоять прямо", надо прислонится к стене спиной, слегка расставив ноги и свободно опустив руки. Затылок, плечи, икры и пятки касаются стены. Затем постарайтесь приблизиться к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните немного шею и расправьте плечи. А теперь отойдите от стены и постарайтесь как можно дольше удерживать себя в этом состоянии. Трудно? Если вы привыкли сутулиться - а так делают большинство людей, - нормальная осанка покажется вам неудобной. Ведь мускулы и связки становятся слишком слабыми и слишком напряженными от того, что их заставляют держать тело в неправильном положении. Чем тяжелее вам удерживать спину прямой, тем сильнее нарушена осанка.
В течение дня мы выполняем массу разнообразных движений, многие проводят массу времени в сидячем положении, что не является идеальным для позвоночника, люди часто неправильно распрямляются или слишком сильно наклоняются, смещают торс слишком далеко от центра тяжести, заставляя спинные мышцы удерживать очень большой вес. Обычно мышцы спины все же справляются с такой нагрузкой, но на пределе своих прочностных возможностей. Вот почему к концу дня наша спина устает, и нам все труднее поддерживать правильную осанку.
Но одну треть жизни мы тратим на ночной сон, и именно это время можно использовать не только для отдыха, но и для исправления своей осанки. Поэтому правило здоровья номер один гласит: постель, на которой вы спите, должна быть ровной и ни в коем случае не мягкой периной.
Для позвоночника важное значение имеет кровать, на которой вы спите, а также подушка. Относительно твердая ровная постель способствует равномерному распределению веса тела, максимальному расслаблению мускулов и исправлению подвывихов и искривлений позвоночника, вызванных вертикальным положением тела в течение дня. Спать надо на плотной, упругой поверхности. Подушка должна быть не большой и не высокой. Идеальными можно считать ортопедические матрас и подушку, которые разработаны с учетом всех требований врачей и ученых.
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии. Это гимнастика, плавание и массаж. Во всех трех случаях главное - регулярность нагрузок!
Плавать надо два раза в неделю. В воде наши бедные диски расправляются, принимают нормальное положение, сутулость и сколиоз отступают.
Делать гимнастику - ежедневно. Всего 15 минут, порядка 500 правильно подобранных движений - и вы восстановили кровообращение в позвоночнике после ночного отдыха, активизировали в нем обменные процессы. А значит, отвоевали миллиметр территории у "врага"! Кроме того, гимнастика помогает формировать и держать в тонусе наш мышечный корсет, который состоит из мышц пресса и спины.
Массаж помогает решить те проблемы, до которых вы не "дотянетесь". Недаром это древнейший вид лечебного воздействия.
При неправильной осанке во время занятий спортом повышается риск травматизма.
Весной и летом на улице появляется все больше и больше девчонок и мальчишек, лихо разъезжающих на роликовых коньках разной конструкции.
Ролики существуют в мире уже почти 240 лет. Их история началась во второй половине ХVIII века, когда они были изобретены в Бельгии. Однако большой популярностью это изобретение не пользовалось, несмотря на то, что бельгийцы устроили презентацию в столице Британской империи. На время о роликах как-то забыли. Первый крытый каток для катания на роликах появился в том же Лондоне лишь в первой половине ХIХ века.
Где можно и где нельзя кататься:
Не рекомендуется ездить на роликах по грунту, по проезжей части дороги, в салоне городского транспорта или поезда метро, а также спускаться по лестнице или ехать на эскалаторе.
Лучше всего кататься на роликах где-нибудь в парке по асфальтированным дорожкам, на стадионе или во дворе, если двор тихий и нет автотранспорта.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны кататься под присмотром родителей.
Рискованно носиться по школьным коридорам на роликах, так как можно причинить травму учителям, товарищам и самому здорово разбиться.
Начало формы
Конец формы
Как избежать травмы, катаясь на роликах
Вместе с коньками надо приобрести комплект средств защиты. В него должны входить наколенники, налокотники и желательно пластиковый шлем (самим можно сделать перчатки с обрезанными пальцами для защиты кисти).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, осанка – это привычное положение тела – стоя, сидя, во время ходьбы. Хотя осанка индивидуальна, существуют признаки, по которым можно различить правильную и неправильную осанку. По осанке можно судить о здоровье человека и его психологическом состоянии.
Между осанкой и здоровьем существует прямая связь.
Любое малейшее нарушение в позвоночнике отрицательно сказывается на состоянии других частей тела, и состоянии внутренних органов человека, а также привести к нарушению равновесия между физическими психическим состоянием. В центре осанки – позвоночник. Поэтому для улучшения общего здоровья организма необходимо, что бы позвоночник был здоров.
Позвоночник это осевой орган, который влияет на осанку.
Позвоночник состоит из 33 крепких позвонков, гибко скрепленных между собой межпозвоночными дисками. Позвоночник - гибкое основание скелета человека и надежная защита спинного мозга. Внешний вид позвоночника современного человека сформировался в ходе эволюции. Изгибы позвоночника служат равномерному распределению нагрузки на позвоночник и помогают удерживать тело вертикально.
Внешний вид позвоночника современного человека сформировался в ходе эволюции. Изгибы позвоночника служат равномерному распределению нагрузки на позвоночник и помогают удерживать тело вертикально.
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях.
С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп, т.е. начинает определяться и закрепляться осанка.
Наиболее частым нарушением осанки в детском и подростковом возрасте является вялая осанка, для которой характерны увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины лопатки и свисающий живот; ноги иногда слегка согнуты в коленях.Другой, часто встречающийся дефект осанки у детей и подростков это так называемая плоская спина: изгибы позвоночника уменьшены (почти прямая спина), также соответственно изменяется и угол таза, плечи опущены вниз и слегка поданы вперед. При этом дефекте осанки из-за слабости мышц спины наступает быстрая усталость, трудно удерживать тело в одном положении и приходится постоянно его менять. Дети и подростки часто сутулятся, при этом у них увеличивается грудная кривизна позвоночника, плечи сильно сведены вперед.Все отклонения в осанке, о которых идет речь, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения. Например, сутулость может привести к формированию круглой спины, а этот дефект – к формированию кругловогнутой, плоская спина – к плосковогнутой и т.д.Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Так, когда грудная клетка впалая, сжата, что происходит при сутулости, круглой спине, вялой осанке дыхание стеснено, легкие недостаточно вентилируются, емкость их снижена. Таким образом, дефекты осанки мешают хорошему дыханию, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии всего организма.При глубоком же дыхании улучшается деятельность сердца, усиливается кровообращение, а это создает условия для полноценной работы мышц.Известно также, что многие дети и подростки с впалой грудью склонны к бронхитам, воспалениям легких, туберкулезу и пр.У людей с плохой осанкой мышцы живота ослаблены и плохо выполняют свою функцию, т.е. они плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения.Акушеры-гинекологи подчеркивают особую важность хорошей осанки для девочек, отмечая, что плохая осанка – не только внешний дефект. Она ведет к нарушению развития внутренних органов, а это опасно для будущей матери.Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы.Появляется замкнутость, раздражительность, капризность, беспокойство, плаксивость. Ребенок или подросток с плохой осанкой чувствует себя неловким, стесняется принимать участие в играх сверстников.Существует даже взаимосвязь между понижением слуха на одно ухо и плохой осанкой. Человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему. Это входит в привычку и вызывает нарушение осанки.Неправ тот, кто думает, что красивая, правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно у себя воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искривляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым. У детей и подростков еще недостаточно развиты крупные мышцы спины. Если их не укреплять физическими упражнениями, то такими же слабыми они останутся и в старшем возрасте. Слабые мышцы не смогут удержать позвоночник в прямом положении, спина станет круглой, и человек будет сгорбленным. Существует прямая зависимость между формированием хорошей осанки и правильным физическим воспитанием, и двигательным режимом. Ведь физические упражнения способствуют лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это – непременное условие их хорошего развития.Особое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения, которые выпрямляют позвоночник, расширяют грудную клетку, сближают лопатки и укрепляют мускулатуру спины, живота.Очень полезны упражнения на равновесие – ходьба с различными предметами на голове. Вы сможете выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаетесь к нашим советам. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день. Включите в ваш комплекс утренней гимнастики следующие упражнения для воспитания правильной осанки
Очень важно выполнять эти упражнения, точно соблюдать медицинские рекомендации. Иначе можно запустить нарушение осанки, тогда придется прибегать к более сложным методам лечения. Итак, правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.Чтобы предупредить нарушения осанки нужно соблюдать все гигиенические требования к режиму дня и питанию, заниматься физкультурой и спортом, подбирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее снова можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
В течение 2005/2006 учебного года мы собираемся следить за соблюдением выработанного комплекса рекомендаций, и темой следующего исследования станет Влияние физкультуры и соблюдение гигиенических требований на состояние здоровья школьника.
Литература
Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, Медицина, Москва, 1963, т 1, с. 23 - 39
Очерет А.А. Внимание сколиоз
Интернет ресурсы www.позвонок.ru
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Прогресс, Москва,1994, т 2, с. 1796.
HYPER13PAGE HYPER15
4
HYPER13PAGE HYPER15
4
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×