Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством эффективного применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Автор: Чугунова Людмила Владимировна

Представлен опыт работы по применению технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Автор: Чугунова Людмила Владимировна
Работа:
Активизация познавательной деятельности обучающихся
посредством эффективного применения технологии развития
критического мышления на уроках русского языка и литературы
Автор:
Чугунова Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МКОУ Бутчинская СОШ
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
Обоснование представления педагогического опыта: на основе систематизации материала показать систему работы (методы, приемы), позволяющую наиболее эффективно активизировать познавательную деятельность школьников, мотивировать их на творческую деятельность и на оценивание конечного результата своей работы в условиях реализации ФГОС.
Цель: представление педагогического опыта по активизации познавательной деятельности обучающихся посредством эффективного применения технологии развития критического мышления
Задачи:
раскрыть сущность понятия технологии развития критического мышления;
продемонстрировать наиболее эффективные примеры применения данной технологии;
показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для активизации познавательной деятельности обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты) (Слайд 2).
Актуальность опыта прежде всего связана с наличием следующих противоречий:
невозможностью старыми методами подготовить школьников к современным изменениям жизни;
необходимостью создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе обучения в условиях реализации ФГОС;
недостаточностью эффективных способов достижения результатов, связанных с активизацией познавательной деятельности обучающихся.
Данные противоречия определили мой выбор и позволили сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных приёмов для создания условий, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся (Слайды 3,4).
Условия возникновения и становления педагогического опыта
На протяжении всего времени работы в школе я задавала себе вопрос, как сделать так, чтобы на уроке ребёнок раскрылся, чтобы каждый урок был интересным и насыщеннным и развивал познавательную активность каждого ученика, чтобы дети получали удовольствие от учения. Ответ на этот непростой вопрос я старалась найти в применении на своих уроках различных современных педагогических технологий, затем следовал анализ конечного результата как моего, учительского, так и результата ученической деятельности. В итоге я пришла к следующему выводу: нельзя ребёнка научить чему-либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
Одна из важных задач учителя на сегодняшний день - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Имея достаточно большой стаж работы учителем русского языка и литературы (21 год), хочу отметить, что в последние годы происходит значительное снижение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы в школе. Соответственно, снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь у многих косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более легкий путь в учебе — механическое заучивание, зубрежку, — что снижает активность их мыслительной деятельности. Я сделала вывод, что сознательное присваивание информации (процесс, при котором знание становится своим) происходит только тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, т.е. активно мыслит.
Но в современной школе, а особенно это заметно в сельской малокомплектной школе, где я работаю, возникло противоречие: уровень развития учащихся, к сожалению, достаточно низкий и не соответствует уровню требований государственного образовательного стандарта. Появилась серьёзная проблема: какие приёмы и методы использовать, чтобы повысить уровень развития учащихся, как приучить учеников работать самостоятельно, чтобы активизировать их для познавательной деятельности? Поиск решения выявленных проблем, курсы повышения квалификации заставили изучить опыт известных ученых, педагогов, коллег. Все это привело меня к убеждению, что указанные проблемы позволит решить применение приёмов технологии развития критического мышления. Собственно, и моя тема по самообразованию Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения технологии развития критического мышлении выбрана не просто так, а осознанно, исходя из сложившейся ситуации (Слайд 5).
Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Критическое мышление необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки.
Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определенной учебной среды. Уроки русского языка и литературы являются хорошей почвой для создания такой среды.
Я познакомилась с технологией развития критического мышления в 2012 году на курсах повышения квалификации, хотя какие-то элементы уже знала и применяла. Меня заинтересовали приёмы ТРКМ, возникла потребность в более детальном её изучении, да и просто интересно стало, особенно когда увидела первые, пусть небольшие, но уже определённые успехи моих учеников. Апробирование мною данной технологии началось с использования ее элементов с 2012 года и продолжается до настоящего времени.
Ведущая идея опыта по применению данной технологии заключается в определении путей повышения познавательной активности школьников при обучении русскому языку и литературе.
Цель применения технологии: создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся посредством применения приёмов ТРКМ.
Планируемые результаты:
умение видеть проблему и ставить вопрос;
формирование социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
способность к самостоятельному принятию решений;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Достижение планируемых результатов предполагало решение задач:
совершенствовать методику преподавания русского языка и литературы, используя новые приёмы;
формировать критическое осмысление информации, содержащейся в тексте;
содействовать развитию творческих способностей обучающихся, самостоятельной активности, навыков письменной и устной связной речи;
формировать и развивать умения и навыки добывать самостоятельно знания и применять полученные знания на практике.
Актуальность опыта: ТРКМ позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своих занятиях атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем (соблюдение требований ФГОС). В связи с большим арсеналом приёмов и методов, входящих в ТРКМ, каждый учитель может выбрать те, которые близки лично ему, отталкиваясь от особенностей классов, в которых преподаёт. Считаю, что применение данной технологии очень актуально именно для учителей русского языка и литературы, так как каждый её приём работает на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции; чтение и письмо - это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни.
Инновационность: ТРКМ представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Технология развития критического мышления основывается на следующих идеях:
1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
2. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
3. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
4. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя (Слайд 6). Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Сама технология предполагает следующее логическое построение урока (Слайды 7-8):
Стадия (фаза) вызова, в ходе которой учащимися актуализируются знания, связанные с определенной темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте учащихся); пробуждается интерес и происходит побуждение в познавательной деятельности.
Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя.
Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, обобщение полученной информации, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке. В традиционном построении урока это близко к этапу подведения итогов.
За время работы над изучением и применением ТРКМ у меня сложилась своя система использования приемов технологии (Слайд 9). Это именно те методы и приёмы, применение которых повлияло на результативность по развитию познавательной деятельности обучающихся.
1. Прием Знаю – хочу узнать – узнал или Знаю – хочу узнать – интересно - это работа с таблицей (Слайд 10). При изучении темы, на стадии вызова, учащимся предлагается разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1-ю графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2-ю графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3-ю графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Данный прием позволяет развивать навык членения текста на знакомое, незнакомое, непонятное (то, что требует дополнительного пояснения или работы с дополнительными источниками). Эффективен при изучении биографии писателей, новых тем по русскому языку.
2. Прием Верите ли вы, что … удачен при проверке знания художественного текста и биографий писателей (Слайд 11).
Верите ли, вы …
Что А. П. Чехов родился в семье купца?
Что дед А. П. Чехова был крепостным?
Что все братья и сестры А. П. Чехова были талантливы, прославились в каком-либо искусстве?
Что А.П.Чехов подписывался псевдонимом Человек без селезёнки?
Что Чехову принадлежит афоризм Красота спасёт мир?
Что А. П. Чехов по профессии был врачом?
3. Прием Верные и неверные утверждения. Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
4. Часто на стадии осмысления использую приёмы Взаимоопрос и Взаимообучение. При Взаимоопросе учащиеся читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала. А при Взаимообучении дети выступают в роли учителя, работая в группах по 2-6 человек (придумывают вопросы, разъясняют, что непонятно, дают задания для чтения следующего абзаца).
5. Использование приема Толстые и тонкие вопросы развивает умение задавать вопросы (Слайд 12). Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. Тонкие вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. Толстые вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните почему…? Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Когда мы только начали применять данный приём, вопросы, в основном, задавала я, но потом детям понравилось, стали выискивать вопросы посложнее. Но всегда ставлю перед ними условие: на задаваемые вопросы обязательно должны знать ответы.
6. Прием Концептуальная таблица помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами (Слайд 13).
Кроме Концептуальной таблицы мне нравится работа с таблицей Кто? Что? Когда? Где? Почему?. Она помогает проверить знания, систематизировать их.
Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов Написание эссе, Синквейн (Слайд 14).
7. Прием Синквейн - происходит от французского слова cing – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое позволяет систематизировать полученную на уроке информацию, даёт возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке. Еще одно достоинство синквейна состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.
Правила написания синквейна
Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
8. Прием Бортовой журнал - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
9. Интересным приемом является Двухчастный дневник. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
Цитата
Комментарии
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.
10. Трехчастные дневники имеют третью графу – письма к учителю. Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного. Мне очень нравится этот приём, так как он способствует сотрудничеству с учениками. Сначала ребята не заполняли эту графу, но затем раскрепостились, особенно на итоговых уроках по изучению произведений, и теперь спокойно задают вопросы, касающиеся моего личного отношения к героям и ситуациям.
Цитата
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
Вопросы к учителю
11. Приём Загадка очень удачен при работе над лексическим значением слова, понятия. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные ранее понятия и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. Эффективен для работы в 5-7 классах.
12. Приём Выглядит, как… Звучит, как…
Этот приём направлен на присвоение понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие поэзия.
Выглядит как…
Звучит как…
- Яркая картина
- Сердце
- Природа
- Шум ручья
- Музыка
- Плач
На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.
13. Прием Написание эссе (Слайд 15). Смысл этого приема можно выразить следующими словами: Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5-10 минут. Данный приём мне очень нравится, я часто его применяю, но видимый результат от его применения виден только к 8-9 классу.
Можно учащимся дать формулу-памятку написания эссе ( ПОПС – формула):
П – позиция Я считаю, что…
О – обоснование Потому, что…
П – пример Например, …
С – следствие Поэтому…
14. Прием Общее-разное. Прием учит находить общее, т.е. объединять по принципам или признакам, и выделять разное, т.е. отличия одного от другого. Особенно данный прием удачен при сравнении стихотворений (н-р, Памятник А.С.Пушкина и Памятник Г.Р. Державина) или частей речи (прилагательное и причастие).
15. Прием Круги по воде нравится ученикам, позволяет не только активизировать их познавательную и мыслительную деятельность, но и развивает речь (Слайд 16). Часто использую его при составлении портрета, характеристики героев.
16. Приём Перепутанные логические цепочки.
На отдельные листы или на доску (я делаю презентации) выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи, озаглавить части/главы( н-р, перепутанные главы из Капитанской дочки). По теме Имя прилагательное как часть речи может быть дана следующая перепутанная логическая цепочка: Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
17. Прием Упражнение от обратного развивает воображение, творческое мышление, речь.
Что было бы, если бы в русском языке не было прилагательных?
Что было бы, если Андрей Болконский не погиб? и т.д.
18. Непременное условие рефлексии – афиширование. Все мысли должны быть озвучены учащимися. Каждый из них получает возможность выразить свое отношение к теме урока, его содержанию. На этом эффективен приём Самоанализа, который позволяет учащимся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи. Предлагаю заполнить следующую таблицу:
Содержание урока
Знаю уверенно
Надо повторить
1.
2.
Кроме того, на уроке можно дать небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Результативность деятельности по применению ТРКМ для активизации познавательной деятельности обучающихся
Опыт применения перечисленных приёмов технологии РКМ показал, что использование разных методов и приёмов позволяет активизировать познавательные интересы школьников, ученик может проявить себя в любом виде работ, отсюда и мотивация учебной деятельности.
Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления. Применение данной технологии показало, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Применённые диагностики для определения результатов педагогической деятельности показали, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Применение технологии развития критического мышления развивает творческие умения и навыки, раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат.
Итогом целенаправленной работы по активизации познавательной деятельности обучающихся являются следующие результаты, логически связанные с планируемыми на начальном этапе применения ТРКМ (Слайд 17):
повышение познавательной активности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности;
стабильное качество знаний; результативность сдачи ЕГЭ (средний балл по русскому языку (2016г.-70; 2017г.-70; 2018г.-79, выше среднего по району и области);
активное восприятие учебного материала;
выработка информационной грамотности: у учеников развивается способность к самостоятельной работе с информацией любой сложности;
умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно;
умение сотрудничать и работать в группе;
формирование своей точки зрения и внимательное отношение к точке зрения окружающих.
Личностные результаты
устойчивый познавательный интерес к чтению;
формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств на основе интереса к прошлому и настоящему своей малой Родины
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
свободное выражение мыслей и чувств в процессе общения;
готовность к самообразованию и самовоспитанию;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
готовность оценивать свои и чужие поступки.
Позитивная динамика прослеживается в метапредметных и предметных результатах (Слайд 18).
Особо радуют конкретные результаты моих учеников, проявляющиеся в победах в олимпиадах и конкурсах предметной и творческой направленности (в таблице показаны муниципальные и областные победы моих учеников без отражения участия в других конкурсах и олимпиадах, в т.ч. и дистанционных) (Слайд 19).
Год участия
Результативность (количество)
2012-2013
Муниципальные: 6
Областные: 3
2013-2014
Муниципальные: 11
Областные: 4
2014-2015
Муниципальные: 7
Областные: 2
2015-2016
Муниципальные: 3
Областные: 1
2016-2017
Муниципальные: 9
2017-2018
Муниципальные: 8
Областные: 3
Применение ТРКМ на уроках позволяет мне развивать и поддерживать интерес учащихся к процессу обучения,достигать положительных результатов в учебной и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, в полной мере раскрыть способности каждого ученика.
В результате ежедневной, требующей много терпения работы я вижу, что мой труд не бесполезен. Ученики готовы к общению, к познанию нового, они развиваются и находят себя. А для меня, как учителя, это и есть тот результат, ради которого я каждый день готова создавать что-то новое и творить.
Ведь это очень долгий и интересный путь… с обязательным продолжением.
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x