Бинарный урок как одна из форм организации образовательного пространства. Автор: Пурбуева Раиса Санжиевна

Бинарный урок  — это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Два педагога разных ступеней образования, проводя такие уроки, чувствуют себя командой единомышленников, корректируют свои позиции. 


Автор: Пурбуева Раиса Санжиевна
Работа:

Бинарный урок как одна из форм организации образовательного пространства

 

В последнее время все большую популярность по организации преемственности между начальным и основным общим образованием набирает использование образовательной технологии бинарного урока. Бинарный урок обеспечивает плавный, постепенный и нетравматичный переход учащихся из начальной школы в основную.

Бинарный урок  — это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Два педагога разных ступеней образования, проводя такие уроки, чувствуют себя командой единомышленников, корректируют свои позиции. А учащиеся начальных классов знакомятся со своими будущими учителями-предметниками, что делает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным.

Одним из главных преимуществ бинарного урока является возможность создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бинарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению.

Бинарный урок основывается на интеграции предметов и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развития их мышления. Так же в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Для этого важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Именно на бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся.

Бинарный урок может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференцииолевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.

Более удачными бинарными уроками являются уроки систематизации обобщения знаний. Почему? Во-первых, потому что на этих уроках можно использовать новые варианты преподнесения прежнего материала, создать другие условия и формы работы, чтобы ученики смогли проявить активно-творческие способности, приложив полученные ранее знания. Во-вторых, такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения.

Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков?

Формирование команды учителей

Планирование, которое начинается с анализа учебных программ с целью выявления близких тем.

В начальной школе для бинарных уроков лучше выбрать темы по окружающему миру

Определив тему

, цели

и задачи урока, необходимо определить состав и структуру содержания урока. Желательно, чтобы бинарный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать личностно - значимые проблемы. Процедура конструирования содержания урока связана с определением оснований интеграции. Для этого необходимо ответить на вопрос: на

базе

каких знаний будет осуществляться интеграция? На первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению, предлагает различные варианты, методы и формы работы. Затем группа приступает к созданию плана – конспекта урока. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную картину урока.

Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Новые технологии позволяют экономить время, а это значит, что увеличивается плотность урока. С одной стороны, хорошо - больше узнали, успели сделать. Но нельзя забывать, что перенасыщение урока приводит к нарастанию напряжения учащихся и учителя. Лучший отдых - это смена деятельности. Бинарный урок позволяет реализовать этот принцип на уроке, что играет немаловажную роль в здоровьесберегающих технологиях.

Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании является активное вовлечение учащихся в процесс образования. Активность методик состоит не во внешних эффектах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности обучающихся. Бинарный урок не позволяет им выступать в роли пассивных созерцателей, а учителя выступают в роли сотрудников. Сотворчество, сближая в познавательной деятельности учителя и ученика, становится той почвой, на которой взрастают семена взаимного доверия и уважения.

Форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Данные уроки формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы, дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю. Тем не менее, его хочется рассмотреть как вариативную форму.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x