Физика и математика занимают особое место среди школьных дисциплин. Как учебные предметы они создают у обучающихся представление о научной картине мира. Физика и математика формируют творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствуют воспитанию высоконравственной личности. Я считаю, что главной задачей на сегодня, является переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценки, то есть применение деятельностного подхода в обучении физике и математике.
Деятельностный подход в обучении физике и математике
Матвеюк В.С. , преподаватель математики и физики
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Самой острой проблемой школы, техникума на сегодня я считаю, является снижение интереса обучающихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности преподавателей результатами своего труда. По моему мнению, особенно сложным оказалось преподавание физики и математики, так как для нее характерны сильные внутрипредметные связи: если обучающийся плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходимой подготовки, тогда обучающийся оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться, а также трудным становиться изучение смежных предметов.
Физика и математика занимают особое место среди школьных дисциплин. Как учебные предметы они создают у обучающихся представление о научной картине мира. Физика и математика формируют творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствуют воспитанию высоконравственной личности.
Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения обучающихся.
Я считаю, что главной задачей на сегодня, является переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценки, то есть применение деятельностного подхода в обучении физике и математике. Важно, чтобы у ученика возникла внутренняя потребность в учебной деятельности, чтобы в нем проснулось осознанное творчество. Исследователь творческого мышления Д. Айян сердцевиной творчества считает ЯДРО: Я – я хочу знать (любознательность)
Д – действенность (энергичность)
Р – риск (готовность рисковать)
О – открытость новому.
Деятельностный метод обучения имеет свои особенности. Считаю, что одной из главных является четкое определение целей. Каждый преподаватель, работающий в техникуме , должны определить для себя социальный заказ общества, т.е. установить стратегическую цель по воспитанию определенного типа личности. Затем эта стратегическая цель переводится на педагогический язык и выстраивается лестница целей.
Цели изучения учебного материала.
Цели изучения курса.
Цели изучения учебной единицы.
Цели урока.
Только взятые в совокупности цели всех систем реализуют общую стратегическую цель.
Самым сложным моментом любого урока является то, чтобы цели учителя стали целями учащихся. Если учащиеся не понимают или не принимают цели урока, то процесс обучения теряет для них какую бы то ни было ценность. Понимание и принятие целей, например: предлагаю задания, которые не содержат конкретной направленности. (Например, напишите, от каких, по вашему мнению, причин зависит индукция магнитного поля электромагнита. Проверьте свои предположения на опыте.
Алгоритм работы:
о
пределить
цель деятельности.
запланирова
т
ь
свою деятельность.
провести
эксперимент.
наблюдать и фиксировать
результаты.
описа
т
ь
наблюдаемые
явление (процесс).
анализировать
полученные результаты.
Сдела
т
ь
выводы.
В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели[1,c. 82]. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации.
Форма организации обучения - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.[17]
Существует множество классификаций методов и форм обучения, ниже приведены некоторые из них.
. Классификация методов по характеру познавательной деятельности [5]:
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные;
проблемные;
частично-поисковые - эвристические;
исследовательские.
Объяснительно-иллюстративные методы строятся по схеме «учитель говорит - ученик слушает». Эти методы реализуются в следующих формах:рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.
Репродуктивные методы строятся по схеме «учитель показывает - ученик повторяет». Они выражаются в таких формах, как: решение задач, повторение опытов и т.д.
Проблемные методы предполагают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Они выражаются в следующих формах: проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.
Частично-поисковые - эвристическиеметоды, при которых учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).
Исследовательские методы подобны процессу научного исследования, в рамках которого ученик становится участником процесса исследования. Выдвигаются гипотезы, проводятся исследования, проверяются факты.
. Методы по компонентам деятельности [4]:
организационно-действенный компонент;
стимулирующий;
контрольно-оценочный.
К организационно-действенному компоненту относят методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
К стимулирующему компоненту относят методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
К контрольно-оценочному компоненту относят методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Приведу примеры игр, которые я использую на уроках.
Дидактическая игра «Юный физик» или «Юный математик»
Эта игра проводится по теме «Векторы». обучающимся предлагается нарисовать векторы на координатной плоскости, которые нужно в той же последовательности соединить, в результате которых получается определенный рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты векторов.
Игра «Я - физик» или «Я - математик» - ученик садится на стул, а обучающиеся задают примеры для устного решения до тех пор, пока он не собьется, затем его сменяет тот, кто предложил последний пример, игра продолжается. Побеждает тот, кто решил больше примеров.
Игру «математическое домино» или «физическое лото» целесообразно проводить по теме: «Действия с рациональными числами», «Производная».
На уроках геометрии можно предложить игру «Теорема - пазл». Обучающимся предлагается собрать теорему из 3 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать.
Игровые разминки.
Разминки – это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить учеников, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Мозговой штурм (мозговая атака) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Чтобы выявить, насколько хорошо усвоена та или иная тема по математике, применяются различные формы контроля знаний. Одна из них - тесты.
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в балах по единым критериям. Это позволяет определить, кто овладел им на минимальном уровне, кто уверенно владеет знаниями и умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнаваемости и воспроизведения, применения в знакомой ситуации или творческого применения.
При системном внедрении активных методов я рассчитываю, через мотивацию и интерес повысить качество знаний предмета математика. В своей будущей педагогической деятельности мне необходимо продолжить целенаправленную работу по развитию способных учеников, чтобы они проявили талантливость и одаренность.
В результате применения деятельностного метода обучения учащиеся достигают следующих результатов:
1. повышается активность учащихся, растет интерес к математике (По результатам мониторинга высокий уровень мотивации имеют – 38%, средний – 55%, низкий – 7%)
2. формируется умение работам с источниками информации.
3. становится больше увлеченных конкретным делом ребят.
Список используемой литературы:
А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Мн., Аверсэв, 2003.
Салка М., Холло Д. Умение вести диспут: Принципы, методы и организация. – Будапешт, 1990.