Доклад «Реализация деятельностного подхода на уроках географии». Автор: Бойко Татьяна Геннадьевна

Деятельностный подход предпологает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. осуществлять какую-либо деятельность: учебно-исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др.


Автор: Бойко Татьяна Геннадьевна
Работа:

Доклад «Реализация деятельностного подхода на уроках географии»

 

                                               Подготовил: учитель географии

МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское

Бойко Т.Г.

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. осуществлять какую-либо деятельность: учебно-исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Задачей обучения становится формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности.

Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности являются уроки с использованием проблемной технологии. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. При такой организации работы, ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.

Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При использовании деятельностного подхода резко растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется лишь небольшая часть  от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.

Творческие, мыслящие люди начинают формироваться ещё в школе. Чтобы научить ребёнка мыслить, исследовать, действовать, нужно научить его решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию исследовательской активности. Строить работу в этом направлении мне помогает одно из основных положений педагогической науки: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. На уроках учащиеся предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Например, при изучении  внутренних вод Африки учителем создаётся проблемная ситуация, которая предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность обучающихся:

— Почему вода в бессточном озере Чад пресная?

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Они знают, что все сточные озёра, как правило, пресные. Отсутствие стока ведёт к засолению озера. Так учащиеся выявляют противоречие. Оно может быть разрешено с помощью гипотезы: отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но этого не произошло. Видимо, сток всё же существует. Далее следуют доказательства гипотезы. Конечно, доказательства обучающихся должны быть дополнены учителем, т.к. у школьников недостаточно знаний для полного ответа.

Ещё один пример, при рассмотрении климата Африки задаю вопрос: «Почему лучше всего отдыхать в Северной Африке весной?» Этот вопрос вызывает  интерес у ребят, т.к. носит практический характер. Очень важно, чтобы предлагаемые задания были доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальными и эстетичными.

Разрабатывая проблему самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задаёт вопросы: «Как называется…?», «Что такое…?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы, которые начинаются со слов «Почему…?», «Можно ли…?», «Являются ли…?», «Зависит ли…?» и т.д. Например, «Почему движется воздух?» или «От чего зависит погода?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, обучающиеся повторяют, закрепляют, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать выводы, применять теоретические знания для решения практических задач.

Меня как учителя постоянно волнует желание сделать изучение географии практически осмысленным и необходимым детям. Стараюсь находить такие формы работы на уроках, через которые мои ученики увидели бы практическое значение своих знаний. Например, при изучении пищевой промышленности в 9 классе за неделю до урока даю задание: составить список продуктов, которые были куплены за неделю, рассмотреть географию их производства, и конечно, стоимость. На уроке после разговора о роли пищевой промышленности прошу проанализировать домашнее задание по плану:

1)                   Выявить отрасли, ориентирующиеся на сырьё. Почему?

2)                   Выявить отрасли, ориентирующиеся на потребителя. Почему?

3)                   Какие импортные продукты питания мы употребляем и почему?

После этого обсуждаем, делаем выводы, т.е. находим ответы на вопросы самостоятельно, не заглядывая в учебник. Такие уроки проходят интересно, динамично, ведь главные действующие лица здесь – сами учащиеся.      Организации исследовательской деятельности может быть продолжена и за пределами уроков географии.

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x