разработка познавательных занятий по валеологии
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102»
Г. Таганрог
Познавательный материал по валеологии
Разработка творческой группы
в составе Матяш И.В., Лещенко А.И.
2016 год
Конспект беседы по валеологии в подготовительной группе. Тема «Сосуды и сердце».
Цель: Дать детям первые представления о крови кровеносной системе. Познакомиться с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды», «пульс». Развивать любознательность. Жить самостоятельно следить за своим здоровьем, прививать любовь к физическим упражнениям. Закрепить понятия «часть тела», «внутренние органы».
Ход беседы.
1
Ребята, сегодня мы с вами поговорим с вами о здоровье. Но вначале давайте поприветствуем друг друга, всех людей, живущих рядом с нами и весь мир.
Здравствуй, солнце, золотое
Здравствуй, небо, голубое.
Мы навстречу вам откроем
И ладони и сердца.
Пусть смеются всюду люди,
Мир пусть будет навсегда.
- Дети, вы хотите быть здоровыми?
-А вы знаете, что каждый человек может укрепить свое здоровье сам. Недаром говориться: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». (Повторяют).
- Кто из вас знает что такое здоровье?
(Это сила, это красота, это ум, когда все получается).
- А как можно укрепить здоровье?
(Физкультура, режим дня, правильное питание, закаливание).
- Молодцы, что вы это знаете.
- скажите, все это нужно соблюдать иногда или ежедневно?
2
- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела. (Голова, руки, ноги, туловище).
- А какие вы знаете внутренние органы? (Легкие, сердце, печень и т. д.)
Разместить изображение органов на фигуре человека. (Работа на столе с контуром фигуры человека).
3
Сегодня мы поговорим о крови и о сердце.
1. Внешний вид крови. (показывает картинки Кровь под микроскопом)
2. Для чего нужна кровь. (разносит микроэлементы по организму)
3. Сколько крови имеет человек.
4. Где находиться кровь в теле (в кровеносных сосудах.)
5. Движется ли в нашем теле кровь? (Кровь движется потому, что ее толкает сердце)
6. Прослушивание тонов сердца в фонендоскоп.
7. Как влияет физическая нагрузка на частоту сердцебиения.
8. Нахождение пульса.
4
Эксперимент: Сердце бывает слабым и сильным.
Набираем раствор марганца в равном количестве в оба шприца и впрыскиваем одновременно в разные трубочки, сравниваем на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большого объема, как и тренированное, здоровое сердце, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй шприц («слабое» нетренированное сердце). Обращаем внимание на то, что для тренировки сердца нужно выполнять физические упражнения, больше гулять.
5
Пословицы:
1. Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно.
2. Здоровье – дороже богатства.
3. Живот крепче – на сердце легче.
4. Здоровью цены нет.
5. Здоровье за деньги не купишь.
6. Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок.
7. Здоровье дороже золота.
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе.
Тема: Легкие. Лаборатория исследований человеческого тела.
«Цель:
• Дать детям представление о том, дыхание – это одна из важнейших функций организма.
Материал к занятию:
Плакат «Дыхательная система», воздушные шары, схема органов дыхания, схема носоглотки.
Обогащение словаря:
Гортань, трахея, бронхи, диафрагма, дыхательная система.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и заняться исследованиями. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку. Мы воздух в себя впускаем И никогда не отдыхаем (легкие).
Проведем с вами первый опыт.
Опыт.
Поднести ладонь ко рту. Тихо, медленно подышать через открытый рот на ладонь. Вопрос: «Какой воздух выходит из нас - теплый или холодный?» Ответы детей.
Воспитатель: Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать через нос. А знаете ли вы, откуда кровь берет кислород? (высказывание детей).
Воспитатель: Она берет его из легких. (фото на экране). Когда мы дышим, легкие, как воздушный шарик, наполняются воздухом и увеличиваются. Мы берем из воздуха кислород, без которого жить нельзя, и выдыхаем углекислый газ и лишнюю воду.
Воспитатель: (Плакат легкие и трахея). Легкие - очень нежный орган, но они защищены ребрами и особой оболочкой – плеврой. С горлом легкие соединяет трахея. Хрящевой клапан – надгортанник – препятствует попаданию в легкие жидкостей и пищи. Трахея делится на два бронха, каждый из которых идет к легкому, где сам в свою очередь разделяется на бронхиолы. Бронхи могут сужаться и расширяться, чтобы управлять потоком воздуха, идущего в легкое.
Физминутка:
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Воспитатель: Ребята, а может ли человек прожить без дыхания? Ответы детей. Но мы же с вами сегодня ученые и нам надо провести опыт. Узнать может ли человек прожить без дыхания?
Опыт.
Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание закрыть рот и нос. Дети пробуют. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Почему мы не смогли долго находиться без воздуха? Ответы детей. Воспитатель - Правильно, каждая клеточка нашего организма взбунтовалась - пришлите нам воздух, а то мы погибнем.
Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас? Тогда нам с вами надо будет провести эксперимент. Готовы, юные ученые? Для эксперимента нам понадобится воздушные шарики. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. Дети выполняют задание. Посмотрите каким размером ваш шарик, это и есть объем ваших легких.
Воспитатель: Как мы с вами уже узнали, что без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Ответы детей. Как нам в лесу дышится? Ответы детей. Почему? Ответы детей. Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем — дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим — дыхание у нас ровное и спокойное.
Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.
Правила здоровых легких:
• Дышать свежим воздухом;
• Не простужаться;
• Полезно петь;
• Не находиться рядом с курящими людьми.
Воспитатель - Сегодня мы научимся делать упражнения, полезные для легких:
«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо
«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.
Воспитатель - Хорошо поработали, все молодцы.
Беседа-рассуждение по валеологии с опытами
для старших дошкольников
Тема: «Чудо-нос»
Задачи:
1. Дать понятие о строении носа.
2. Развить обонятельное восприятие.
3. Воспитать осознание важности познания своего организма.
4. Воспитывать у детей понимание важности заботы о своем здоровье.
Оборудование: таблица «Строение носа»; пластиковые стаканчики, закрытые марлей, с различными пахучими веществами - по количеству детей.
Ход
Я задам всем вам вопрос:
Для чего нам нужен нос?
Дети отвечают.
С носом одни неприятности. Посудите сами!
Если с горки упадешь,
Нос себе ты разобьешь.
Хочешь знать, пришел кто к маме-
Дверью нос тебе прижали
И сказали: «Твой-то нос,
Чтобы знать все, не дорос!».
И останешься ты с носом,
Будешь нос свой утирать.
Ну, а он начнет чихать!
А дышать мы и ртом можем. Так? А вот и не так. Нос наш важен так же, как и другие органы. И дышать нужно носом, а не ртом.
Дети рассматривают таблицу «Строение носа».
Попадая в нос, воздух проходит через 2 коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски, выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью-слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в легкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами становится много, мы чихаем, и наш нос очищается.
А еще нос первым сообщает мозгу о непригодном для дыхания воздухе. При ощущении неприятного запаха мы стараемся дышать реже.
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки,
На полянке – землянику,
В грядке спелую – спелую клубнику.
В огороде чует нос и лук подрос.
Игра «Узнай по запаху»
В пластиковых стаканчиках, закрытых марлей, лежат жевательная резинка, корка апельсина, пихтовое масло (хвойный запах, чеснок, духи, туалетное мыло, укроп,ваниль и т. п. ведущий предлагает детям догадаться, что внутри стакана. После ответов детей уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Человек может различать около 400 различных запахов.
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
История про мальчика
Идет мальчик по лесу, радуется, наслаждается запахами. Но вдруг на него напала простуда. В одно мгновение нос заложило, и он сразу перестал чувствовать запахи. Ведь слизистые оболочки в носу разбухли и забились слизью. Запахи, находящиеся в воздухе, перестали раздражать обонятельные нервы. Давайте попробуем, что получится, если не дышать через нос. Сначала понюхаем апельсиновую дольку – для этого глубоко вдохнем через нос. Затем зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. И запах апельсина мы почти не почувствуем. Вот что происходит во время насморка. Мальчику пришлось вернуться домой и начать лечить свой нос. Ведь малыш даже вкуса еды не мог по-настоящему почувствовать, не ощущая ее запаха. А какие способы лечения простуды вы знаете?
Ответы детей.
Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Еще древние греки говорили: «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле». Промочил ноги- схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем надо вытереть ноги сухо-насухо и надеть теплые шерстяные носки. И еще надо пить много горячего чая с мёдом или малиной, тёплого молока. А если вы чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.
А сейчас давайте попрощаемся с гостями, и будем пить чай с малиной и мёдом. Чтобы укрепить наш организм (имунитет).
Конспект НОД по валеологии
Тема: «Строение нашего тела»
Цель : Дать представление о строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги); тело человека имеет скелет, мышцы, кожу.
Задачи: Познакомить с методами ухода за своим телом; формировать привычку к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических навыков по уходу за собой
Материал : иллюстрации с изображением сказочных персонажей (Бармалея, Рассеянного, Маши-растеряши, братца Иванушки, иллюстрация «Правильная осанка», д/и «Можно – нельзя», Схема –«Тело человека»
Ход
Воспитатель приглашает ребят в гости к доктору Айболиту
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица, и жучек,
И червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Появляется Доктор
Доктор: Здравствуйте, дети! Как живете? Как животик? Что у вас болит?
В: Не беспокойтесь, доктор Айболит, все дети в детский сад пришли здоровые.
Д: Я очень рад! А ко мне сегодня уже приходили больные пациенты. Первым пришел Бармалей (выставляет картинку, весь красный - красный. А как вы думаете, почему? Правильно, он долго загорал, и его кожа обгорела, пришлось выписать ему мазь от ожогов.
Вторым пришел Рассеянный с улицы Бассеянной (выставляет портрет)
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
А как вы думаете, что случилось с ним? (ответы детей)
Д: Он оделся не по погоде, обморозил свои руки и ноги.
В: Дети, что ему нужно было одеть, чтобы этого не случилось (ответы детей)
Д: Вслед за Рассеянным прибежала Маша –растеряша (выставляет картинку). А что с ней случилось? Почему?
В: Маша неряшливая девочка, везде разбрасывает свои игрушки, вещи, а потом их ищет, спотыкается, падает, поэтому она и ногу ушибла- Здесь у нее синяк и кровь капает
Д: Пришлось Маше ранку смазать йодом и забинтовать
В: Дети, как вы думаете, почему с героями этих сказок случились такие несчастья? (ответы) Дети:
Они не берегли свое здоровье, не заботились о своем теле.
Д: Давайте рассмотрим наше тело на картинке.
Рассматривание схемы тела человека и обследование собственного тела
Дети находят у себя: голову, шею, туловище, живот, спину, руки, ноги.
Д: Все части нашего тела соединены между собой с помощью костей. Все кости образуют скелет (выставляет рисунок)
Если бы у нас с вами не было скелета, то наше тело было бы мягким, и мы не смогли бы ходить, сидеть, двигаться. А как вы думаете, кости у человека крепкие? А кости могут двигаться?
В: Давайте проверим.
Физкультминутка:
Побежали по дороге,
Поднимая выше ноги.
А теперь остановились.
Все на месте? Убедились.
Руки в стороны разводим,
А затем обратно сводим,
А теперь поднимем вверх,
Вот невиданный успех!
Д: Наше тело движется благодаря мышцам, которые прикрепляются к костям. Для укрепления мышц полезны занятия физкультурой, физическим трудом.
В:А как вы думаете, кости растут?
Дети отвечают
Доктор: Чтобы у человека было красивое тело, он должен с детства следить за собой, за своей осанкой Предлагает рассмотреть картинки «Правильная осанка», сравнивают изображения
Д: А чем покрыто наше тело? (ответы детей)
Доктор: Правильно, кожей. Кожа защищает мышцы и весь наш организм от микробов. Потрогайте свою кожу. Какая она?
Дети обследуют кожу.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы не поранить свои кости, мышцы, кожу?
Д: Чтобы быть здоровыми, крепкими, красивыми запомните такие правила:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!
А следующие правила вы назовете сами и скажете, что можно делать, а что нельзя
(проводится д/и «Что можно делать, что нельзя»)
Дети смотрят на картинку и поднимают кружок красного или зеленого цвета
Например, на картинке нарисовано «Дети носят грязную одежду» Ребята поднимают красный кружок и формулируют правило: Не носить грязную одежду, менять её каждый день
Следующее правило: никогда не носите чужой одежды
Играйте в чистых местах
Не трогайте незнакомых кошек и собак, можно заразиться.
В: Ребята, давайте поблагодарим доктора за полезные советы, теперь мы хорошо знаем, как устроено наше тело и как правильно за ним ухаживать!
Беседы о здоровье с детьми старшего дошкольного возраста
Беседа №1 «Скелет – наша опора».
Программное содержание: познакомить детей со строением скелета и его функцией в человеческом организме, с механизмом работы мышц, их функцией, расширить знания детей о том, как нужно укреплять мышцы и кости, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета. Воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.
Необходимы материалы с изображением скелета человека.
Ход беседы:
-Ребята как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (нет)
-Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.
Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета).
-Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг).
-Что защищает грудная клетка? (сердце, легкие).
-Назовите части скелета, покажите, где они находятся (череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).
-О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы –главные «силачи». Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.
Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.
-Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.
-Какое значение имеют мышцы?
-Как они помогают человеку? (мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т.д.)
-Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.
-Что поможет это сделать? (физкультура и спорт.)
-Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например, левой, предплечье правой руки и начните разжимать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?
-Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой. Скажите, что напоминает двигающийся мускул?
-Вот, что интересно! Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул – от латинского слова «мускулус», т.е. мышонок.
-Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? (пища)
-Какие продукты необходимо употреблять? (те, в которых в большом количестве соли кальция, - творог, молоко; также полезны овощи, фрукты)
-Что же делать, если случилось несчастье? Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет).
Если сломана кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись.
-Ребята, а сейчас ответьте на вопрос, что вы узнали нового из нашей беседы?
-Что помогает укреплять мышцы и кости?
Беседа №2 «Осанка – стройная спина».
Программное содержание: познакомить детей с понятием «осанка» и ее значением в жизни человека, с нарушениями осанки, расширить знания детей о правилах поддержания правильной осанки, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета, о правильной и неправильной осанке, воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.
Необходимы материалы: иллюстрация с изображением скелета, человека со сколиозом, высокого сутулого человека и низкого человека с правильной осанкой.
Ход беседы:
-Ребята, как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
-Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и важным органам.
-Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка сделает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
-Это интересно, что ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.(показать рисунки).
-ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
-ребята, у некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом(показать рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.
Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков (показать рисунок). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.
-Сколько вы насчитали у себя ребер? (12 пар).
-Какую работу выполняют ребра? (защищают внутренние органы от повреждения).
-Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?
-Почему искривляется позвоночник у детей?
-Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
-Чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми и быть жителями страны Здоровячков, вспомним наши заветные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
-Сейчас я расскажу вам несколько правил для поддержания правильной осанки.
-Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
Правильно сидеть за столом, на стуле.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осанка?
-Почему осанка должна быть правильной и красивой?
-Что нового вы открыли для себя сегодня?
Беседа№3 «Какие бывают привычки»
Ход беседы. Педагог показывает детям несколько сюжетных картинок с изображением плохих привычек, затем предлагает обсудить, правильно ли поступают дети на этих картинках, почему эти привычки можно назвать «вредными», «плохими», «дурными».
В зависимости от возраста детей педагог может попросить их рассказать о своих дурных привычках:
- берут в рот несъедобные предметы;
- грызут ногти;
- сосут палец;
- ковыряют в носу;
- не убирают за собой игрушки (кровать);
- не моют руки после прогулки (перед едой);
- вместо носового платка пользуются пальцами…
Педагог предлагает детям обсудить, как можно справиться с плохими привычками без помощи взрослого, как воспринимают окружающие люди дурные привычки; к каким отрицательным последствиям приводят те или иные дурные привычки и т.д.
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр»:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Он просит детей вспомнить, откуда эти стихи. Затем педагог сообщает о том, что Мойдодыр прислал им письмо:
«Дорогие ребята! Я очень рад, что вы каждое утро умываетесь, чистите зубы. Все мальчики и девочки делают это. Они хотят быть чистыми, опрятными, нравиться другим. Неприятно видеть, когда кто-то из вас грязный, неряшливый».
Педагог говорит детям, что Мойдодыр просил показать, как умываются котята.
(«Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова стр.300)
Беседа №4 «Пожалей свою бедную кожу!»
Ход беседы. Педагог сообщает детям, что сегодня речь пойдет о нашей коже. Мы с вами вместе попробуем разобраться, что вредно, а что полезно для нашей кожи.
Наша беседа имеет название «Пожалей свою бедную кожу». Почему бедную спросите вы? Да потому что синяки, порезы, ожоги, занозы. Мозоли – все это возникает именно на коже. А попадет в ранку грязь вот тебе и гнойничок. Нет на свете людей, у которых не бывало бы царапин и ссадин. Хорошо слонам и носорогам, китам и моржам у этих животных самая толстая кожа. А почему они такие толстокожие? Попробуй догадаться. (Ответы детей). Для чего вообще нужна кожа? (Рассуждения детей)
Как вы уже поняли, кожа очень важна для нашего организма. Чтобы сохранить ее целой и невредимой, нужно знать, отчего она может повреждаться и заболеть.
Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок и сказать, что нужно делать, если все же случилась неприятность и на коже появилась ссадина или образовался гнойничок и чего делать при этом нельзя.
Предлагаются следующие ситуации на картинках:
- мыться горячей водой и париться;
- облизывать рану;
- прокалывать и выдавливать прыщи;
- купаться и загорать;
-смазывать специальными мазями и растворами;
- мыться теплой водой с мылом;
- носить грязное белье;
- надевать чужую одежду и обувь;
- обратиться к врачу;
Ребенок, выбирая ситуацию, обосновывает свой выбор.
(Г.Зайцев « Уроки Мойдодыр», стр. 13)
Беседа№5 «Зачем нужна еда?»
Ход беседы. Педагог – ребята, сколько раз в день вы едите? Да человек ест три-четыре раза в день. Каждый раз при этом организм получает из еды необходимые для него питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Все эти вещества нужны нашим клеткам и другим органам, чтобы они росли и правильно работали.
Давайте рассмотрим несколько иллюстраций с продуктами питания и разберемся, какую пользу они приносят нашему организму:
- В первую группу входят мясо, рыба, молоко, сыр, творог, яйца. Эти продукты содержат белок. А именно он поставляет клеткам строительный материал для роста. В молочных продуктах есть кальций, укрепляющий кости, а в рыбе – фосфор, улучшающий работу нашего мозга.
- Во второй группе находятся те продукты, в которых есть углеводы. Углеводы – источник энергии нашего организма. Большое количество углеводов содержат мед, сладости, хлеб, картофель, макароны.
-Третья группа – это масло, орехи, шоколад, сметана, семена растений содержат жиры. Так же, как и белки, жиры нужны для строительства клеток и тканей. Оставшиеся жиры откладываются в жировых клетках под кожей. Подкожный жир сохраняет тепло в нашем организме в холодную погоду и питает его энергией при напряженной работе.
- Четвертую группу врачи- диетологи составили из одних только фруктов и овощей. Фрукты и овощи – это настоящие хранилища необходимых человеку витаминов. Если в нашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у тебя всегда будет хорошее настроение и отличное здоровье.
Педагог предлагает детям хорошо рассмотреть иллюстрации с полезными продуктами и запомнить одно важное правило: чтобы не болеть, расти и хорошо себя чувствовать, надо есть пищу, которая состоит из белков, жиров и углеводов. Чтобы организм мог воспользоваться всем этим, нужны витамины, соли, чистая вода.
В конце беседы дети вместе с воспитателем составляют таблицу «Продукты- чемпионы»
(М.Лукьянов. «Моя первая книга о человеке» стр. 50)
Беседа №6 «Мой режим дня»
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с режимными моментами:
- как вы думаете, что изображено на картинке?
- как можно назвать это, одним словом?
- для чего нам нужен режим?
- а что такое режим?
Да, режим дня:
- это рано вставать и рано ложиться спать;
- это в одно и то же время завтракать, обедать, ужинать;
- это хорошо поработать, а потом отдохнуть;
-игра и учеба – тоже работа.
(Л.В.Баль, В.В.Ветрова. «Букварь здоровья», стр.16)