Сегодня проблема обучения высоко мотивированных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей является одним из важнейших составляющих профессиональной деятельности каждого педагога.
Тема: «Формы и методы работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиаде по географии»
Слайд 1
Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством для его личностного роста.
Сегодня проблема обучения высоко мотивированных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей является одним из важнейших составляющих профессиональной деятельности каждого педагога.
При этом роль учителя заключается в том, чтобы своевременно разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес к предмету и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Слайд 2
Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности;
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность)
Слайд 3
Целями моей работы являются:
1. Развитие познавательной активности учащихся
2. Формирование интереса к изучению предмета географии
3. Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
4. Формирование творческой активности учащихся
5. Развитие способности к нахождению аналогий
6. Обучение совместной деятельности в группе
7. Развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Слайд 4
Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с 5 класса, как только они начали изучать предмет география. Работу по подготовке я провожу в течение всего учебного года. По предмету география в структуре урока я отвожу несколько минут (3-10) для заданий по развитию индивидуальных способностей. Мы решаем нестандартные задачи, кроссворды, разгадываем шарады, загадки, ребусы играем в дешифровщика, отработка номенклатуры по политической и физической карте.
Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде.
Слайд 5
План подготовки к олимпиаде.
Консультации;
Географические вечера;
Конференции;
Уголок «Готовимся к географической олимпиаде»;
Выставки книг;
Беседы. Показ презентаций;
Решение олимпиадных задач прошлых лет
В него нужно включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить. Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, включаю и письменные. По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.
Слайд 6
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися на уроке должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием. Формы и приѐмы в рамках отдельного урока должны быть разнообразны и направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Формы индивидуальной работы с одаренными учащимися на уроке: составление опорных конспектов, интеллект-карт, выполнение творческих заданий, написание рефератов, изготовление книжек-малышик, участие в конкурсах шпаргалок, кроссвордов, презентации портфолио по теме урока или портфолио своих достижений по предмету. Большую роль играет групповая работа на уроке, когда в группу входят учащиеся с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик выполняет роль консультанта. В числе эффективных педагогических технологий для работы с одаренными детьми рассматриваю исследовательскую и проектную деятельность, технология проблемного обучения, технология многомерных дидактических инструментов, игровые технологии, технология «Портфель ученика», технология критического мышления.
Слайд 7
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, проектный, исследовательский в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Слайд 8
Принципы подготовки:
1.Самостоятельность.
2.Принцип активность знаний.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
5. Напутственное слово учителя.
6. Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и методов развития мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов. И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.