Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Работа №221018

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье приводятся примеры эффективного использования интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы.

Работа:

Интерактивные методы обучения на уроках

русского языка и литературы

Использование интерактивных методик все шире внедряется в учебный процесс и требует от преподавателя пересмотра многих привычных подходов к обучению. Без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного руководства ведением урока не получится применить методику на практике. На моих уроках школьники получают знания о том, как строить свои отношения с окружающими на принципах доверия и партнёрства, как стать успешными, креативными, коммуникабельными, конкурентоспособными, как жить, выбирать друзей в совершенно незнакомых обстоятельствах. Они учатся думать.

В своей работе придерживаюсь утверждения Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, 
а не памятью». Для достижения успеха в своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления; технология “Метод проектов”, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке, информационные технологии и другие. Приемы: работа в парах, в малых и больших группах, мозговой штурм, опорный конспект, дискуссия, синквейн, эссе, ребусы, кроссворды, ключевые термины, дидактические игры, тесты, разноуровневые формы домашнего задания помогают повысить эффективность уроков. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Обучение с включением интереактивных методов начинаю с работы в парах. Пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?

I. Устная работа.

1.  Провожу взаимопроверку правила (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры, объясняет их), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2.  Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. (Диалог у доски).

3.  Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определи тему и основную мысль.

4.  На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л,лл)екц…я, (не)брежно, выр…щенный.

II.    Письменные работы.

1.      «Словарный диктант для соседа».

2.      «Графический диктант для соседа» (каждый ученик выписывает из художественных текстов 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложения).

3.      После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа». (один теоретический вопрос и 2 практических)

4.     Ученики часто получают на дом задания творческого характера (написать  сочинение, сочинение-миниатюру, этюд…). Чтобы с творческой работой познакомились другие ребята, можно дать «грамматические задания для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а на уроке, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа и обозначают род несклоняемых существительных, т.е.  выполняют грамматические задания. Затем наиболее интересные работы зачитываются вслух, а потом уже проверяются учителем.

III.  Игры-соревнования, основанные на групповой деятельности.

1.      Кто больше? Кто быстрее? (подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения).

2.      Эстафета. (по цепочке 1. записать примеры на правило. 2. рассказ правила по цепочке), выигрывает тот, кто сделает наименьшее количество ошибок).

3.      Аукцион вопросов по теме (каждый ряд - команда задает вопросы по теме урока другому ряду. Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы).

IV. Ролевые, деловые игры.

Разделив учеников на группы, предлагаю выступить в роли редакторов, корректоров,  составителей рекламы и т.д.

Закреплению знаний по орфографии, выработке орфографических навыков способствует игра «Определи пару», она хороша тем, что требует применения многих правил.

На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, затем читаю слово, а ученики, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание, выделяя морфемы.

Например, слово старье. Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жилье (правописание ь и ъ), но и в паре со словами косьба, объяснить, пятачок (правописание безударных гласных в корне).

Изучая тему «Наречие», использую интерактивный прием «Дерево решений». Группа делится на 3 подгруппы. Каждая выполняя задание делает записи на своем«дереве» (лист ватмана).

1 группа – морфологические признаки наречий

2 группа – правописание не с наречия

3 группа – степени сравнения наречий.

Потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

На уроках литературы часто использую такие приёмы, как «Дебаты», «Займи позицию», «Мозговой штурм». Например, изучая драму Островского «Гроза», учащимся предлагается ответить на вопрос: «Могла ли Катерина поступить иначе?», используя прием «Займи позицию». На доске написано 2 противоположных точки зрения ответа да или нет. Ученики выбирают определенную позицию, аргументируя свою точку зрения.

На уроках-исследованиях можно организовать поисковую познавательную деятельность путем постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Так по теме «Идеал человека» в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» дается задание по группам, по ходу выполнения идет оформление проекта.

Задание № 1. Композиция. Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах?

Задание №2. Легенда о Ларре. Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами? Почему столь сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему старейшинами?

Задание №3. Изергиль. Назовите важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую жизненную философию они раскрывают?

Задание №4. В чем состоит подвиг Данко?

Задание №5. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?

Во время защиты одной группы остальные составляют план или тезисы выступлений.

Уроки по изучению биографии писателей и поэтов можно проводить в форме заочных экскурсий, устных журналов, турнира знатоков (создаются группы биографов, географов, историков). Ученикам необходимо прочитать дополнительную литературу, подготовить сборники стихов и вопросы для соперников.

Тему «Серебряный век в русской поэзии» можно провести в форме диспута поэтов. Между учениками распределяются роли: кто-то представляет собой символистов, кто-то акмеистов, а кто-то футуристов; одни ученики готовят чтение стихов, другие - сообщения о творческих принципах литературных группировок, обязательно составляют вопросы для оппонентов, составляют сборники стихов. На уроке между представителями разных течений идут серьезные споры, т.к. каждый из поэтов старается  отстоять свою позицию. В конце ученики делают вывод: каждая из литературных группировок имеет право на существование.

Кейс-метод (метод ситуационного анализа) как одна из разновидностей кейс-технологии часто используется мной на уроках подготовки к ЕГЭ при написании сочинения – рассуждения. Предлагаемые для написания сочинения тексты – готовые кейсы. Разделённому на 4 группы классу остаётся лишь выполнить свою часть работы: 1 – прорабатывает примерное вступление; 2 – находит одну проблему и комментарий к ней; 3 – определяет авторскую позицию, место её в тексте, цитирует выбранные фразы; 4 – выбирает из «Энциклопедии аргументов» (готовые «раздатки» для целого класса) возможные аргументы. В качестве домашнего задания ребята должны, пользуясь заполненным ими рабочим листом, написать сочинение по исходному тексту.

Интерактивные методы активно применяются также на уроках в среднем звене. В качестве примера можно привести метод «Водоворот проблем и событий». Суть метода: учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения (1-10) в течение 10 минут. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта +(согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов) . Также группе необходимо дополнить идеи, (суждения) других групп, Таким образом, лист с идеями группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 5 минут для работы с листом других групп. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. (5 минут). Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 10 минут.

Перед работой педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Примерные правила работы в группах:

•  Быть активным.

•  Уважать мнение участников.

•  Быть доброжелательным.

•  Быть пунктуальным, ответственным.

•  Не перебивать.

•  Быть открытым для взаимодействия.

•  Быть заинтересованным.

•  Стремится найти истину.

•  Придерживаться регламента.

•  Креативность.

•  Уважать правила работы в группе.

•  Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка и русской литературы не заменяют теоретико-литературоведческого анализа, но являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков. Важно, чтобы при чтении художественного произведения учащийся вступал во внутренний монолог с писателем - мог спорить или соглашаться с ним, в результате чего обогащается его духовный и душевный мир, формируется собственный взгляд на окружающее, жизненная позиция.

При «Мозговом штурме» можно собрать как можно больше идей по поводу какой-либо проблемы от всех участников на протяжении нескольких минут. Озвучиваются все предложения без замечаний, без критики. Ученики чувствуют, что их слышат, не обсуждают. На первых подобных уроках дети стесняются высказывать свои мнения, боятся некоторые, но в любом случае находятся смелые, активные. Глядя на них, потягиваются и остальные. Все знают, что существуют неписаные правила:

- идеи не критикуются;

- количество важнее качества;

- предлагать любые идеи;

- одобряются оригинальные идеи;

- идеи записываются одним словом или фразой;

- соблюдается время штурма.

Этот метод похож в какой-то степени на дискуссию, что весьма интересно проходит на уроках литературы в старших классахДискуссии могут быть свободными, направляемыми, структурными. Структурная дискуссия – это продуманная учителем, сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание: обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения:

1-я группа — с оптимистической,

2-я группа — с пессимистической,

3-я группа — с реалистической.

Так, после изучения рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль», анализа образов Ларры и Данко (любовь к своему народу, готовность пожертвовать собой или эгоизм) была проведена структурная дискуссия «Достаточно ли сегодня патриотизма у современной молодежи?». В течение 5—7 минут члены трех групп обсуждают проблему, записывают общее мнение на плакате маркером, затем по очереди представляют его (3—4 минуты). Потом начинается общая дискуссия. Назначенные учителем три наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы, могут задавать всем дополнительные вопросы, вызывают отдельных оппонентов, чтобы повысить активность детей, и в конце дискуссии вместе с аналитиком, также назначенным учителем, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом. Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения.

Близки к дискуссии дебаты, что формирует навыки ведения споров, доказывать, аргументировать свою позицию, воспитывает любовь и уважение к близким людям.  Класс делится на 2 группы. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы – в пользу отрицательного ответа («против»). Например: Правильно ли поступил Тарас Бульба, убив своего сына Андрия?

Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы свое доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы. Постепенно дети привыкают культурно спорить, соблюдая манеры приличия, что особенно ценится в подобных случаях. Чтобы было движение на уроке, как бы физкультпауза, дети собираются в группы у доски: 1 группа «правильно», другая – неправильно, третья – сомневаюсь ответить. В каждой группе, кроме третьей, находятся лидеры, которые стараются, чтобы высказался каждый ученик в его стороне, поддержал общее мнение. На дом предлагается написать сочинение-рассуждение, определяя свое отношение к высказанным мнениям на уроке во время споров. 

Вопросы и ответы на уроках литературы очень необходимы, чтобы учащиеся внимательно прочитали материал учебника об авторе и его произведениях, а затем провести как обычно анализ стихотворений или прозы. Как анализировать, если дети не прочитают необходимый объем текста? Метод пяти вопросов готовлю следующими способами: а) Ученики должны прочитать текст сообщения об авторе и его произведение и составить по прочитанному друг для друга 5 вопросов. Вопросы должны быть интересными, грамотными, требующими точного ответа. Чаще всего многие это делают дома; б) На уроке к доске вызываются по выбору учителя двое, которые задают друг другу свои вопросы, и один секретарь, фиксирующий на доске ответы одноклассников.

Изюминка заключается в следующем: чтобы составить уникальные вопросы, дети должны поневоле внимательно и несколько раз прочитать материал, выделить главное, а затем сформулировать правильно свой вопрос. Составляя вопрос, дети непроизвольно запоминают и другую информацию из статьи или произведения. Почему именно 5 вопросов - да потому, что 5 правильных ответов - это 5 баллов по теме, «пятерка» в журнал. Если позволяет время, я вызываю поочередно всех ребят попарно, они сами, таким образом, проверяют и оценивают друг друга. Ответил только на два вопроса, получаешь «2», на три - значит «тройку» и т.д. Конечно, обидно получить три, если сам составлял вопросы, сидел, корпел над книгой. В следующий раз ученик уже внимательнее вчитывается в строки. Разумеется, плохие оценки стараемся почти не ставить. Если времени нет, то вызываются 2-3 пары учеников, на другом уроке еще несколько. Метод хорош тем, что даже спустя несколько недель после изучения творчества того или иного писателя, дети хорошо помнят то, над чем работали. Ребятам интересно, они с удовольствием готовятся к этим урокам. Лучшие вопросы использую при составлении тестовых заданий.

Детям нравятся ролевые игры, в ходе которых они становятся «создателями» правил, актерами, подражателями многим литературным героям. Очень любят играть героев А.П.Чехова, М.М.Зощенко. Например, надолго запоминаются шестиклассникам и содержание текста, и повадки героев при инсценировании рассказа «Хамелеон». Соответственно, активное участие принимают дети и в анализе произведения.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Кроме написания сочинений-миниатюр, сочинений-рассуждений, стараемся составлять с учениками отзывы о прочитанных книгах, где на основном месте эмоциональное восприятие произведения. Привыкаем к таким видам постепенно: в первый раз выполняют дома и читают на уроке более сильные учащиеся, в следующий раз и остальные.

На уроках внеклассного чтения проводим рекламу книг, особенно после каникул. Каждый ученик рассказывает о прочитанной им за время каникул книге. Показывает саму книгу, рассказывает несколько слов об авторе, особо останавливается на том, почему выбрал именно её, почему она ему понравилась, что именно понравилось, описывает поступки героев, характеризует, рассуждает. Некоторые находят или составляют мультимедийные презентации, демонстрируют на уроке.

Работа учителя русского языка и литературы – это большая внеклассная работа. Здесь тоже часто используется проектная технология. Как пример можно привести проект «Этот День Победы…». Его участники собирают сведения о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, пишут сочинения и стихи, создают иллюстрации, разрабатывают под руководством учителя сценарий праздничного мероприятия. Итог работы – конкурс творческих работ, приуроченный ко Дню Победы.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Правильно организованные формы интерактивного обучения могут стать эффективным путём преодоления трудностей, связанных с разным темпом обучения и уровнем развития ребёнка. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению предмета со стороны школьников.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×