Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, несомненно, должна измениться и сама школа.

Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Раченко О.И.

КГУ «Средняя школа – центр дополнительного образования №19» акимата г. Усть-Каменогорска, Казахстан

 

В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, несомненно, должна измениться и сама школа. Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование информационных технологий в учебном процессе на основе интеграции с традиционными средствами имеют ряд преимуществ:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем - готовности к обучению;

- организовать одновременно учащихся, обладающих различными способностями и возможностями.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся;

- позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка),

- обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала,

- повышает объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, способствует повышению качества образования. Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции:

1. иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2. поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

1. интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

2. специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

3. универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

Как показывает практика, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Обычно подготовка подобного урока — трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Русский язык.

Компьютер используется в работе с тестом (с выбором ответов, с альтернативными заданиями), в работе по отгадыванию загадок, а также в проверке заданий выполненных группами.

Мультимедийный проектор - в показе слайдов по словарной работе в виде игры для слабых учащихся «Найдите ошибку».

На компьютере – словарная работа в виде игры «Вставьте нужную букву» - работали над орфограммами.

Математика.

При выполнении заданий устного счёта – демонстрация задания и правильного ответа.

Рубрика «Это интересно». Сообщение о Пирамиде Паскаля и Ленте Мёбиуса с демонстрацией данных объектов.

Познание мира.

Виртуальная экскурсия в Астану – видеоряд и музыкальное сопровождение.

Демонстрация животных и растений Красной книги Казахстана.

Разгадывание ребусов и кроссвордов по изучаемой теме.

Мониторинг качества образования помогает сделать вывод о влиянии использования ИКТ на динамику роста качества знаний учащихся.

 

Итак, уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение качества знаний учащихся.

Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям современного общества.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Рычкова Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников системы образования

NSPortal

.

Ru

. U

RL

:

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/aktivizatsiya-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-uroka-0

(дата обращения: 14.10.2012)

Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников: методические рекомендации для руководителей школ. М.: Академия, 2012.

Кочарян Н.Б. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках. Волгоград: изд-во «Учи

тель», 2012.

Лебедева М.Б. Информационные технологии как средство реализации взаимосвязи технологий обучения. М.: Просвещение, 2003.

«

Использование информационных технологий в воспитательной работе»

Кочергина Г.Д., руководитель Регионального центра дистанционного обучения, к.п.н., — 2010 г.

http://rcde.g-sv.ru/content/node/32

«Применение ИКТ в воспитательной работе»

Саяхова

Т.А., - 2010 г

Электронный журнал "Вопросы

Интернет-образования

»

http://center.fio.ru/vio

Материалы семинаров "Использование новых информационных технологий в преподавании школьных предметов" и видеозаписи на сайте Института общего среднего образования (

http://www.ioso.ru/ts

)

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×